Россия в ближайшее время может получить мощную духовную опору, сообщил telegram-канал «Незыгарь» со ссылкой на свои источники в Русской православной церкви (РПЦ). Речь идёт об объединении РПЦ со старообрядцами. Якобы идеологом этого сближения является митрополит Тихон Шевкунов, которого часто называют «духовником Путина». По данным «Незыгаря», устранение раскола веры — вопрос неотдалённого будущего. Это случится при президентстве Владимира Путина, который «может войти в историю как глава государства, при котором был преодолён многовековой церковный раскол».
О том, когда ждать объединение века, — в материале ForPost.
Старообрядцы снова в тренде?
По данным telegram-канала «Незыгарь», устранение раскола в вере не случайно: в новых геополитических реалиях необходимо «укреплять статус духовной опоры Русского мира». Это можно сделать, в том числе, за счёт сближения со старообрядцами, считают источники telegram-канала в РПЦ.
«По словам митрополита Илариона, число приходов, придерживающихся старых обрядов, растёт, и сейчас сопоставимо с целыми старообрядческими согласиями. Важным для православной общественности стал полувековой юбилей Поместного собора РПЦ 1971 года, который признал древнерусские богослужебные обряды «равночестными новым и равноспасительными». Объединение РПЦ со старообрядцами рассматривается как важнейшее звено укрепления русского православия вслед за объединением с зарубежной церковью», — пишет telegram-канал «Незыгарь».
По данным канала, идеологом этого сближения является митрополит Тихон Шевкунов. Он видит в этом объединении «имиджевую перезагрузку РПЦ в глазах общества, обнуление, которое позволило бы Церкви усилить свои позиции в обществе через роль «духовной опоры» консервативного дискурса».
«Заметный интерес в этом направлении наблюдается и в Кремле. Президент Владимир Путин периодически встречается с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием, а митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) в октябре прошлого года впервые за несколько веков провёл в храме святителя Николы на подворье Псково-Печёрского монастыря в Пскове торжественную литургию древнерусским чином. Путин может войти в историю как глава государства, при котором был преодолён многовековой церковный раскол. Кроме того, объединение со старообрядцами превращает митрополита Тихона в главного претендента на патриарший престол», — пишет «Незыгарь».
Корреспондент ForPost попытался взять комментарий у Тихона (Шевкунова). Митрополит на протяжении всего дня оказался недоступен: его мобильный телефон был постоянно занят.
Ранее в интервью журналистам Шевкунов сообщил, что «расколы всегда плохо преодолимы». Поэтому, если человек прилагает все усилия для того, чтобы «уврачевать раскол», это часто «бывает невозможно совершить». Но Шевкунов не оставляет надежд на то, что раскол в вере можно преодолеть, сообщает РИА Новости.
Читайте также: Раскольники в РПЦ: кризис веры или радикализация православия?
«За» и «против»
Российский культуролог, религиовед Николай Шабуров в беседе с корреспондентом ForPost отметил, что старообрядчество — другое православие, к которому тянутся те, кто не совсем доверяет РПЦ. Поэтому старая русская вера «становится вновь популярной не только у рядовых россиян, но и у правящей элиты».
«Старообрядцы — образец консерватизма, традиционализма. В некоторых правящих кругах это очень востребовано. С симпатией к старообрядцам стали относиться после того, как 31 мая 2017 года Владимир Путин посетил Рогожскую слободу — резиденцию предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви Корнилия. После этого у политической элиты возник интерес к чему-то традиционному, исконному», — сказал Шабуров.
Потянулись к старообрядцам и военные. Живущих в тайге и степях представителей «другого православия» теперь привлекают к обучению военных подразделений Сил специальных операций Минобороны. Министр обороны РФ Сергей Шойгу объяснил это тем, что такие люди «нормально живут в тайге и степях», «очень рукастые»: «и дом срубить, и баню срубить, и посеять, и добыть, и приготовить, и коня объездить» могут. Чему именно старообрядцы будут обучать спецназовцев, Шойгу не уточнил.
Религиовед Евгений Рашковский выступает против «милитаристского объединения со старообрядцами». По его мнению, светской власти (особенно людям в погонах) «нужно отойти в сторону и не мешать интеграции священников».
«Наметившиеся тенденции к милитаризации духовных наследий опасны для всех. От них нет пользы ни вере, ни армии, ни людям», — уточнил в беседе с корреспондентом ForPost Рашковский.
При этом он не видит препятствий для интеграции РПЦ и старообрядцев. По его мнению, «назрела необходимость человечного, дружеского отношения православной церкви к иным конфессиям».
«Старообрядчество сохранило летопись, элементы средневековой русской образованности. Поэтому, скорее всего, речь идёт не об объединении каких-то административных единиц, а о более уважительном взгляде к православной вере. Если мы говорим об объединении старообрядцев с РПЦ, то это, скорее всего, попытка понять инакомыслящего человека. Это актуальный запрос для современной религиозной жизни. На фоне накаливания этнических, геополитических, религиозных страстей всегда есть искушение использовать веру для достижения корыстных целей. Духовное объединение поможет избежать этих злонамерений», — считает Рашковский.
Куда более пессимистично настроен Шабуров. Он не верит, что представители двух церквей смогут договориться друг с другом и стать единым целым. Религиовед отметил, что при императоре Павле I возникло так называемое «единоверие». В XVIII веке официальная церковь предложила старообрядцам присоединиться, причём им разрешалось служить по старым обрядам.
«Сегодня есть приходы, которые подчиняются Московскому патриархату, но при этом придерживаются старого обряда. Таких приходов немного. У самих старообрядцев к ним такое же отношение, как у православных к униатам (представители восточнокатолической церкви византийской литургической традиции — прим. ред.), которые придерживаются православного обряда, но подчиняются папе римскому. Безусловно, на свете может произойти всё что угодно, но пока я скептические настроен к такой перспективе (объединению РПЦ со старообрядцами)», — высказал свою позицию Шабуров.
Читайте также: Русская православная церковь могла разориться
Под тяжестью креста
Противоречивые настроения пока и у священников. По мнению известного церковного публициста, богослова, иеромонаха Макария (Маркиша), чтобы оценить шансы на объединение, нужно изучить историю раскола.
Раскол произошёл в середине XVII века. В 1651–1660-х годах московский патриарх Никон при участии и поддержке царя Алексея Михайловича провёл церковную реформу. Её целью была унификация богослужебной практики московской церкви того времени с греческой и прежде всего — Константинопольской православной церковью.
Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650–1680-х годах. Противников реформы предали анафеме как еретиков на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666–1667 годов. Реформа вызвала раскол в русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.
«Патриарх Никон, которого проклинают наши старообрядческие друзья, до того, как был низложен по политическим мотивам и умер в отрыве от церкви, предлагал создать Русскую православную церковь, в которой существуют два обряда. Обряды могут быть разные, но вера одна. В XVIII веке эта идея нашла ход в церковь. Возникла единоверческая позиция», — рассказал в беседе с корреспондентом ForPost Маркиш.
Он отметил, что три века назад Русская православная церковь была подчинена государству. Претворить в жизнь идею московского патриарха Никона об единой церкви «как следует не удалось». Единоверческие приходы создавались, но «не соответствовали идее "обряды разные, а вера одна"». По словам Маркиша, лёд тронулся, когда церковь «была освобождена от дружеских оков со стороны власти». Но произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, и церковь вновь оказалась вне закона.
«Даже в период гонений в 1930-х годах под руководством патриарха Сергия Синод принял решение об отмене проклятий XVII века на дореформенные обряды. В 1971 году, в более свободных условиях, церковь определила это решение как соборное. Осуждений дореформенного обряда больше не существует. Поэтому со стороны Русской православной церкви нет препятствий для воссоединение со старообрядцами», — подчеркнул Маркиш.
Возникает вопрос: «Почему тогда до сих пор не произошло исторического объединения?» Маркиш пытался получить ответ на него во время диалога с «некоторыми авторитетными старообрядцами».
«Они (старообрядцы) говорят: «Да, мы согласны с тем, что господствующая церковь отменила свои непопулярные решения, но она впала в другие неправильности». Основные претензии сейчас к тому, что патриарх Московский и Всея Руси Кирилл ходит не той стороной, общается с папой римским, мусульманами. На мой взгляд, мы столкнулись с трагедией старообрядцев. У них сектантский менталитет. Из-за этого термин «единоверческий» потерял смысл. Поэтому мы сегодня используем словосочетание «старообрядческий приход». Безусловно, мы надеемся, что эти ментальные сложности старообрядцы преодолеют», — уточнил Маркиш.
Проблема объединения, на его взгляд, заключается в том, что у «старообрядцев каждый сам себе поп, протоирей». Маркиш подчеркнул: сторонники объединения в РПЦ «не знают, что у старообрядцев может быть на уме».
«Митрополит Корнилий — известный и уважаемый человек. Но если он сделает какой-то шаг влево, то его тут же возьмут за бороду и ногами вверх. У старообрядцев может быть всё что угодно», — уточнил Маркиш.
По мнению богослова, «как бы красиво ни писал "Незыгарь"», объединение двух православных церквей не зависит от президента Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, духовенства РПЦ. Здесь действует всем известный принцип: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Прошло три века, но гром пока так и не грянул, чтобы последствия раскола XVII века были устранены. Священники сомневаются, что этот гром прогремит и в XXI веке. Слишком многое пока зависит от воли случая, чтобы уверенно говорить об объединении старообрядцев с РПЦ. Пока это всё больше напоминает разговоры двух бабушек у храма, которые, как известно, всегда говорят надвое.
Читайте также: Чудеса на Крещение: разгадан секрет освящённой в храме воды
Роберт Вочовский
Обсуждение (11)
Вкратце
Владимир собиратель земель русских, раскол преодолеши, победный песнь вопияше
Новость исключительная. Даже не верится, что это возможо. Но очень сложно это будет свершить, ведь 350 лет прошло со времени раскола. Обид старообрядцы претерпели много, но сохранили веру и уклад. Но как теперь преодолеть раскол? Сломать то проще, чем соеденить.
Однако, препятствий со стороны государства, которое и было по сути зачинателем раскола, теперь нет.
Не могу представить старообрядца ругающегося матом.Наверно промолчат.А их начнут джипами искушать.
Одно оставалось чистым, светлым и непоруганным. Чтобы и тех развратить и замазать - конечно, надо "поглотить"! Об этом бесы только и мечтают.
Мужчины на фото(нижний ряд) выглядят реально по мужски.С другими не спутаешь.
Чему быть, тому не миновать.
Давно пора. Осталось вернуть 8-ми конечный крест, все кресты с кружавчиками снести, и поставить канонические. Библию печатать списком с Острожской, только древнерусским языком. Вернуть лавки в церкви (старообрядцы во время службы сидят). Назначить главным праздником Красную горку. Перестать кричать на Пасху: "Христос воскресе!" (староверы так никогда не кричат). Запирать Церквы на Пасху изнутри (ходить в туалет на Пасху - грешно). Совершать на главные прздники 300 земных поклонов (и бить челом в пол). Предать анафеме Никона (мордвина). Вернуть звательный и количественный падежи в Русский язык. Перестать пить кофе и чай, курить табак. И самое главное - деканонизировать Николая II Кровавого из святых в Антихриста.
Зато духоборы ругаются, и ещё как.
Никониане хотят выдать свои фантазии за реальность, но реальность совсем другая. Вот настоящие факты.
Собор поместный Русской Православной Церкви (новообрядческая церковь) Московского Патриархата 1971 г., отменил клятвы соборов 1656 и 1666 - 1667 гг. на дораскольные богослужебные книги и обряды. Это событие, которое ожидалось более 300 лет, не вызвало заметного резонанса. С одной стороны, снятие клятв не привело к возвращению РПЦ МП в старую православную веру Святой Руси, к традициям и обрядам дораскольной Церкви, а также не повлияло на продолжение издания литературы, порицающей древлеправославие.
С другой стороны, староверы прохладно отнеслись к этому решению, оценив его как чрезвычайно запоздалое, кроме того не имеющее канонической силы, поскольку клятвы Соборов 1656 и 1666-1667 гг. никогда «духовно не тяготили» старообрядцев, ибо сами проклинатели были в противоречии с церковной традицией и духом святоотеческих правил. Но более трехсот лет эти клятвы обременяли совесть господствующей церкви, их произнесшей.
Свидетельством этого стал Поместный собор РПЦ 1971 г., который специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и на придерживающихся их» и принял решение:
1. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23 апреля 1929 г. о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23 апреля 1929 г. об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление патриаршего священного Синода от 23 апреля 1929 г. об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие («Поместный собор РПЦ 30 мая - 2 июня 1971 г. Документы, материалы, хроника». Изд. Московской патриархии. М., 1972).
В докладе, зачитанном на соборе, Никонова реформа характеризовалась как «крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности», предпринятая в силу ошибочного взгляда на обрядовые различия как на различия в вере.
28 июня 2004 г. предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Андриан в своем интервью газете «Завтра» по этому поводу сказал:
«Собор 1971 г. РПЦ назвал старые книги, чины и обряды «равночестными и равноспасительными», то есть такими же пригодными для христиан, как и новые обряды, чины и книги. Но мы не можем с такой формулировкой согласиться. Для нас новые обряды и чины далеко не равнозначны старым, истинным, святорусским. Для примера обратимся к вопросу о крещении. У нас нет сомнения, что оно должно быть трехпогружательным, а не обливательным, как это принято в РПЦ. И лучше вслед за предками мы лишимся живота, чем оставим отеческое благочестие. Мне кажется, что вообще путь к преодолению раскола не может лежать в плоскости поиска компромиссов. Мол, мы будем складывать персты так, как вы хотите, а за это вы будете петь, как нам приятно. Ты мне, я тебе — это ложный путь. Истинный же путь — в приближении к идеалу. Поэтому те шаги, которых мы ждем от Московской Патриархии, — это движение, направленное в сторону Святой Руси, наших общих древнерусских святых Божиих угодников. Мы, например, с удовлетворением отмечаем, что среди новообрядцев возобновился интерес к древним канонам иконописи, к древним церковным роспевам, что на храмах восстанавливаются осьмиконечные кресты, прозванные прежде «раскольничьими». Но при этом мы сомневаемся, что уже в скором времени произойдет полный возврат РПЦ к старым обрядам и к нормам древней церковности, поэтому в разговорах о «сближении» и «соединении» пока мы не видим реального смысла…»
Признав свою неправоту, новообрядцы следующим шагом должны были бы принять на себя ответственность за разделение Церкви, за жестокие преследования нескольких миллионов старообрядцев, за кровь древлеправославных христиан, пролитую из-за их нежелания соучаствовать в «ошибке». Однако этого не случилось. Осознав свою неправоту, РПЦ не нашла в себе сил принести покаяние за грех трехсотлетнего раскола и вернуться к истиной православной вере Святой Руси.