27 августа в России отмечают День кино. История этого праздника началась в 1919 году: именно в этот день был подписан Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России, после которого все кинотеатры, студии, прокатные учреждения стали собственностью государства. Именно тогда кино было признано важнейшим из искусств.
Сама же история российского кино началась в 1908 году, когда был поставлен первый игровой короткометражный фильм «Понизовая вольница», а уже спустя три года была снята, как сейчас сказали бы, полнометражная картина с постановочными батальными сценами «Оборона Севастополя» - режиссер Ханжонков.
Тогда же начали зажигаться и первые звезды кино, а во всем мире узнали имя Веры Холодной. Официальный же статус праздник получил в 1980 году, правда, после перестройки некоторое время никак не отмечался. Видимо, с кино все было так плохо, что кинематографистам было совсем не до торжеств.
Фильм «Оборона Севастополя» - интересные факты:
- По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Но от исторических неточностей это фильм не спасло.
- Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.
- «Оборона Севастополя» стала первым российским полнометражным фильмом.
- В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов.
- Первый показ фильма состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии[5], зрителями стали Николай II и члены царской семьи.
- Так как затраты на производство фильма достигли 40 тысяч рублей, вернуть эту сумму путём обычной продажи копий фильма прокатчикам не представлялось возможным — даже несмотря на ажиотажный спрос. Ханжонков обратился за советом к директору московского отделения «Пате» М.Гашу, который посоветовал смириться с убытками, так как, по мнению последнего, «в одной стране с её ограниченной сетью кинематографов безусловно нельзя покрыть подобных затрат»[6], и рассматривать прокат фильма как чисто рекламное предприятие. Ханжонков не мог себе позволить этого, так как на съёмку фильма были брошены практически все его средства. В итоге Ханжонков не только спас ситуацию, но и получил значительную чистую прибыль, применив небывалую схему проката — он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определённых губерниях, уездах и городах, исключительно за наличный расчёт, выдавая им любое требующееся число позитивных копий фильма по цене только обработанной плёнки. Успех был колоссальным, несмотря на сопротивление союзов кинопрокатчиков Москвы и Петербурга (которые тем самым уступили право проката картины в столицах провинциальным прокатчикам и сильно на этом проиграли).
- «Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» — стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами (некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов).
- Сохранился только сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Из него, в частности, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания.
- Эпизод с танцем «Барыня» не был постановочным. Оператор снял танец участников массовых сцен в перерыве между съёмками. Впоследствии было решено включить эти кадры в фильм.
Фильм перешёл в общественное достояние.
Обсуждение (1)
Царствие небесное.
Пусть земля будет пухом, Валентину Валентиновичу.