Севастополь

Садоводы просят соседа-фермера найти другое место в Севастополе

Без содействия власти город потеряет нужное производство.

«Вот коров выгоню и позвоню вам…»

Среди рабочей городской суеты эти слова звучат как из другой реальности. Да и сам пожилой мужской голос из телефона – словно из советской документалки о последних жителях села в какой-нибудь российской глубинке.

Но эта документальная история – про сегодняшний Севастополь, и она оказалась совсем не такой, какой виделась вначале.

Крик души

Письмо читателей с просьбой о помощи было вполне убедительно: они жаловались на животноводческую ферму, которая существует на нескольких участках севастопольского СНТ «Сапун-гора».

«Запах, мухи, крысы из-за хранения кормов, навоз на дороге. Когда идет машинная дойка, падает напряжение и отключается свет», – написали они, подкрепив слова фотографиями.

Севастополь фермер семенюк коровы молоко ферма СНТ

Фото: предоставлено читателями

Ряд обвинений, правда, выглядел крайне субъективно: «мы ни разу не видели дезинфекции» и «мы считаем, что молочная продукция не может производиться в таких условиях и несет угрозу для жителей г. Севастополя».

Несет молоко угрозу или нет – это решает лаборатория, которая анализирует продукт перед продажей. Но вот то, что животноводство не относится к разрешенным в СНТ видам деятельности, – это факт.

При этом неудобный фермер – чуть ли не единственный, кто производит собственные севастопольские молочные продукты. Даже первый заместитель губернатора Севастополя Алексей Парикин две недели назад побывал на ферме и убедился: господдержка, которую в последние пять лет получал предприниматель, была не зря – растут и поголовье, и удои.  

Вот только сообщение об этом визите, которое распространил департамент сельского хозяйства Севастополя, деликатно обходит вниманием местоположение производства, и это ещё больше озадачивает соседей фермера.

В голове начала складываться картина, в центре которой стоял заточенный на доход, безразличный к окружающим «ИП Семенюк». В нее, правда, не укладывалось: почему "циничный делец" для прибыли выбрал такой тяжелый – прежде всего для самого себя – труд? 

Набрав в поисковиках «ИП Семенюк П.И.», мы увидели не только регистрационные данные предпринимателя, но и несколько журналистских репортажей о нем. И его самого – немолодого мужчину, 26 лет назад, после работы на рыболовных судах занявшегося тем, что было знакомо ему с 6 лет, – коровами.  И навязанный шаблонами образ рассыпался.

А потом мы связались с самим Петром Ивановичем и узнали, как он видит сложившуюся ситуацию и выход из неё.

Один из трёх

«Мне 74… В таком возрасте коров никто не держит, у моря сидят или уже… – делает понятную паузу Петр Иванович. – Фермеров, которые официально работают, в Севастополе три человека всего. В Орлином две женщины и я здесь».

Севастополь фермер семенюк коровы молоко ферма СНТ

Дети и внуки дело Петра Ивановича продолжать не хотят, говорит он.

«Я встаю в 4 утра и ложусь в 10 часов, целый день на ногах. Дети увидели такое и сказали: «Папа, не хотим такой жизни, как у тебя». Это ж привязан руками и ногами к хозяйству. Утром, днем и вечером накормить и напоить, плюс корм где-то взять, плюс подоить, ветеринарного врача пригласить, осеменить, принять роды, выкормить телят…» – рассказывает предприниматель.

Телят два месяца кормят цельным молоком, еще два месяца – пополам с обезжиренным, и только потом их переводят на сыворотку и корма. Когда телка достигнет 14 месяцев или веса в 470–500 кг, её осеменяют. Через 9 месяцев рождается теленок, а его мать начинает давать первое молоко. Однако нормальный удой у неё появляется только после второго отёла, так что вырастить дойную корову – это три года внимания и кормёжки.

«Все эти моменты – они очень заботливые, очень трудоемкие, и все, что хочется, очень тяжело достается», – говорит Петр Иванович.

Сегодня у него 60 коров, из которых дойных – чуть больше половины, остальные – еще растут. Для тех, кто приходит на «Чайку» и ярмарку на проспекте Победы специально к торговым точкам Петра Ивановича, это звучит замечательно, а вот для его соседей – не очень.

«Я ж не знал, что такое развернется. Я старался как можно больше дать для населения того, что натуральное,  хорошего качества продукты питания, – говорит фермер. – Потому что как может быть, что молоко сохраняется 6 месяцев, да и 40 дней даже?»

Новое время

Дело было начато еще в 90-е, были ли тогда законы про скот на дачах – уже и не скажешь, но в те годы, да и спустя много лет, коровы никому не мешали. Соседи жили дружно, друг другу помогали, говорит Петр Иванович. Он был старшим по улице: проводил свет, переделывал дорогу, но помнить сегодня об этом особо некому. Жизнь меняется, и в СНТ – тоже.

«Люди старше меня отходят, царствие небесное, а молодежь – сразу продает. В последнее время новые люди покупают землю, строят дома… И не достроят еще, а уже пишут – "продажа, продажа".  А цену хотят большую – люди посмотрят и уходят. Из-за этого и началось – запах коровяка мешает», – говорит фермер.

Коровяк Петр Иванович закрыл после инспекции Роспотребнадзора – это единственное требование, которое она предъявила.

«Проверяли запахи по четырем направлениям, с Коммунистической. На моей территории в трех метрах от навоза –  уже ниже допустимого, у соседей – там вообще никаких отклонений», – говорит он.

Севастополь фермер семенюк коровы молоко ферма СНТ

С тем, что СНТ – неправильное место для животноводства, фермер не спорит. Еще при Украине, когда стало ясно, что ферма развивается, он пытался взять в аренду подходящий участок с возможностью провести электричество и воду (или пробить скважину). Это не каприз: у коров аппаратная дойка, а пьют они по 35–50 литров воды в день. Без помощи властей решить проблему с землей было невозможно, а те только обещали.

По похожему сценарию всё пошло и позже: обещания чиновников найти правильный участок звучали в 2021 году, звучат они и сейчас – на странице департамента сельского хозяйства под возмущенными комментариями соседей Петра Ивановича.

Возможен переезд?

Однако луч надежды всё же есть. Во время недавнего визита вице-губернатор Алексей Парикин и глава сельского хозяйства Севастополя Наталья Скорюкова сами подняли проблемный вопрос.

«Посмотрели на коров, посмотрели на мое хозяйство, как здесь все чисто, уютно, и все остальное… И сказали: "Вы согласны переезжать?" Я сказал, что согласен, если вы поможете. Ответа мне пока не дали», – рассказывает Петр Иванович.

Найти участок может быть и вправду непросто, ведь в приоритете развития Севастополя – строительство, ради которого даже ранее сельскохозяйственные земли регулярно меняют целевое назначение на «жилую застройку».

К слову, в Севастополе остался один коровник, который можно восстановить, – во Фронтовом.

«Там была отличная ферма. Восстановить можно, чтобы была в Севастополе своя, – говорит Петр Иванович. – Я в свое время даже хотел туда переезжать, но там были суды при Украине, потом при России, и – ничего».

Однако даже если землю найдут, своими средствами восстановить или построить коровник на новом месте предпринимателю не под силу, тут тоже нужна поддержка властей. А он уже не начинающий предприниматель, среди которых ежегодно распределяются гранты.

«Я не знаю, будет ли такая возможность или нет. А если нет – так нет. Но Наталья Николаевна <директор департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя> в прошлом году отвечала журналистам: "Коровник будет. Молоко севастопольцам нужно"».

Севастополь фермер семенюк коровы молоко ферма СНТ

Но пока коровника нет, поэтому даже возвращенная в Севастополь молочная кухня – это не свежайший творог, кефир и молоко в мерных бутылочках, а заводской продукт длительного хранения в пластике.

А как иначе, печалится фермер, если ни в Крыму, ни в Севастополе коров нет...

Что дальше?

Утреннего молока у Петра Семенюка 150–170 литров, оно идет на рынки: половина – на «Чайку», половина – на ярмарку на проспекте Победы. Из обеденного молока он делает кефир, ряженку, йогурт, творог, сметану, плавленый и адыгейский сыры – всё это тоже идет на рынки. Вечернее молоко сепарируется, идет на творог и сметану.

«Сейчас жара, люди берут сыворотку много. А сыворотка только тогда может быть, когда настоящее молоко просепарировали, отделили жирность. Если кто реализовывает молоко, а нету сыворотки – значит, это ненатуральное молоко», – рассказывает предприниматель.

Севастополь фермер семенюк коровы молоко ферма СНТ Парикин

Везде, где продается севастопольское фермерское молоко, висят таблички – «Подлежит кипячению». Чиновники сказали фермерам: своего пастеризованного молока нет только в Севастополе, а надо бы. Петр Иванович заказал пастеризатор на 170 литров.

«Купил, это большие затраты у меня были. Еще не запустил – уже и не знаю, надо или не надо. Если нет – ну, будут люди, будут дети наши пить сухое молоко. Настоящего молока у них не будет…» – с грустью говорит он.

Жалко детей, жалко и дела –  все эти годы Петр Иванович собирал по Крыму телят особенной, голштинской породы, чтобы вывести свою, самую-самую.

«Не вздумайте продавать коров, мы будем вас отстаивать!» – говорят Петру Ивановичу  покупатели.

Некоторые из них выросли на его молоке и сейчас кормят им своих детей.

«Но я просто верующий человек, я ни с кем ругаться и пререкаться не собираюсь. Что Бог подскажет, то и будет, – говорит фермер. И добавляет: – Ну что делать, жизнь есть жизнь, ошибки делаем...».

Про кого это – про себя ли, про соседей, спрашивать не стала.

Светлана Косинова

Фото: пресс-служба правительства Севастополя

9161
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (36)

Profile picture for user AlekseiOL
118
AlekseiOL

Интересно, а чем соседи Петра Ивановича огороды удобряют? Не навозом ли? И все ли у них по закону? Есть ли например 1 метр между забором и строениями, нет ли там скрытых гостиниц в СНТ? Нет ли выгребных ям которые не отвечают нормам? Все ли хорошо с документами на скважину в СНТ? Геодезию можно еще посмотреть например

Profile picture for user Turbos
2912
Turbos

В районе с Камышлы бескрайние просторы море травы, одна проблема наличие водопровода, в ценовом диапазоне на точках продажи цены на продукцию максимальные литр молока 90 руб(на рынке 5км от 60 до 70 руб) и так далее .Эту тему подымали раньше ,но воз и ныне там((((,если конечно пригнать 60 коров на Ленина 2 , там трава сочная на поливе.

Profile picture for user Васька
200
Васька

Покупал его молоко на рынке пр. Победы раз пять.

Именно молоко, "с запахом коровы". У меня на молочку прошу пардону диарея нападает, хоть на что, а тут пол-литра из двух высосал прямо как купил - и хоть бы что! Видать диарея у меня не на молочку, а на то, что под ее видом официально продается, так повсему выходит!

 

116
ulogin_faceboo…

Миром ! ... и Чиновники и просто Добрые Люди-помогите деду! Воздастся Вам, по делам Вашим...! Особенно про  молочные кухни Севастополя: и есть из Чего, и есть для Кого, и из бюджета никаких  денег не жалко, это же  Детям...грудничкам -карапузикам... Удачи всем...

Profile picture for user Catman
423
Catman

Вот кому надо было давать грант на производство молока в Севастополе. А не жуликам всяким. Интересно, чем закончилась та криминальная история?

А Петру Ивановичу крепкого здоровья и успехов в нелёгком фермерском труде!

 

Profile picture for user Misha
915
Misha

Такие соседи  - беда Севастополя.  Стоит кому-то  что-то  сделать реально хорошее - тут же находятся жлобы/куркули, которым это жмёт. Свое г...о, которое им не пахнет, сливают на улицу, строят гостишки в СНТ или в чёрную дачи сдают, налоги не платят, зато амбиций и требований как у великих князей московских.  Оставьте деда в покое, не переживут переезд ни он , ни коровы!

Profile picture for user Александр Царицын
8303
Александр Царицын

Ферме в кооперативе точно не место. Амбре такое стоит-никакого молока не захочешь! Навоз на огород совсем не то , что запах на ферме. Кто в теме , тот понимает. У соседа четыре собаки (ну любит он животинку подобрать и отрубями кормить). Если б не глухой забор, который пришлось поставить, сдох бы уже от вонищи.

Profile picture for user Васька
200
Васька

 

Ферме в кооперативе точно не место. Амбре такое стоит-никакого молока не захочешь! Навоз на огород совсем не то , что запах на ферме. Кто в теме , тот понимает. У соседа четыре собаки (ну любит он животинку подобрать и отрубями кормить). Если б не глухой забор, который пришлось поставить, сдох бы уже от вонищи.

Не путайте навоз с говном.

Я имею опыт года полтора жизни в деревне - ни разу там не воняет от коров, любой птицы, коз и овец. От свиней вот - это да. Но у мужика того не свиноферма!

Profile picture for user Germilena
150
Germilena

Я правильно понимаю, что ферма была, а потом вокруг нее раскупили участки и появились дома. И теперь ферма мешает новым жителям?

Profile picture for user RAISA
122
RAISA

Правительство Севастополя! Губернатор! Сенаторы и чиновники все мастей! Возрождайте фермерство в городе! Помогайте трудолюбивым фермерам, а не гнобите их! 

Profile picture for user dimitro
6368
dimitro

которая существует на нескольких участках севастопольского СНТ «Сапун-гора».

На участках СНТ запрещено держать и разводить скот, всё, точка, мужик неправ. Это примерно тоже самое, что на ИЖС многоквартирки строить.

Profile picture for user Нехачик
43
Нехачик

Мужик-фермер - настоящий трудяга, побольше бы таких. Но ферма на 60 коров в садоводческом кооперативе  - это трэш полный, ежу понятно. Вот тут и должна проявить себя власть городская, найти золотую середину между "по закону" и "по совести". Посмотрим, чем закончится...

Profile picture for user Геннадий Сидоров
1872
Геннадий Сидоров

Вот все реалии и большие разговоры о помощи фермерам. В других странах решают вопросы и поддерживают своих производителей. А у нас то гранты раздали не тем и уголовные дела, то то что есть не могут решить. Хотя дальше - застроят сельхозку и фермеры остануться только в Крыму. 

Молодежь должна понимать - что не будет натуралки - ну будет потом бегать с раком и т.д. И этот труд - тоже труд. Не быть всем блохерами или программистами. 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_326770429
1
Степанищев Михаил

Петру Ивановичу, здоровья и сил. Департамент сельского хозяйства существует только для того чтобы люди работающие там имели зарплату и место работы до пенсии.

Profile picture for user UINSHEDOW
2603
UINSHEDOW

Дали бы землю человеку! Помощь! Натуральное молоко - полезно. Пью молоко с "Чайки" от этого фермера давно. Вкусно и полезно. Но оказать помощь фермеру настоящему это ж не деньги "освоить" с разных мероприятий. Выгоды мало видимо. Эх...здоровья и сил тебе мил человек! Пока реальной помощи от них дождёшься - рак на горе свиснет. 

 

Profile picture for user Гусь лапчатый
148
Гусь лапчатый

Возле меня на Сахарке стоит заброшенная собственником коровья ферма. Гораздо ближе к рынку. Ферма подключена ко всему коммуникациям, даже новый асфальт реально наши работяги дорожники случайно положили прямо до шлагбаума. Собственник не добросовестно относиться к использованию земли по назначению. Не занимается инфраструктурой и землёй от слова совсем, ничего не развивает. Насколько я понимаю у правительства есть всё полномочия изъять под нужды государства землю с подобным не уходом собственником. 

Profile picture for user against everibody
3770
against everibody

Ребятки,у нас есть великий "кормчий",который из Индонезий поставляет совсем уж НЕ полезное пальмовое масло.Которое мы жрем и в виде молока и масла.Дальше что? Дети с генетическими уродствами? Та эта каста своих детишек спрятала на Западе,а Вы жрите то,что дают.

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

Земли сельхоз назначения уходит под застройку хитрым дельцам. А тут мужик мог бы возглавить реальную ферму! С таким то опытом и умением мог бы на старости лет стать руководителем, передать опыт. Где у нас раньше были коровники в советские годы? Наверняка ещё стены стоят. Помочь возродить в городе такое замечательное дело и руководитель уже есть...

Правда и то, что нынешним "перелётным птахам" ближе балет чем обустройство города

Profile picture for user ulogin_vkontakte_387579012
264
Сергей Севдиз

Нужно поселения организовывать для фермерства, с гос землёй в аренду без права передачи. Тысячи объявлений где за сотку хотят 30 тыс руб сельхоз земли. Пока таких барыг не изведут, не будет фермерства. 

Profile picture for user Моника
74
Моника

Умоляю, скажите где он на Чайке продаёт молоко, в каком месте находится его точка? Очень хочу домашнего молока.

Profile picture for user zitramon
5007
zitramon

Департамент сельского хозяйства  - а нужен-ли ему этот фермер? Да вряд-ли. Видимость бесполезной работы.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_539163975
208
Alex

Бедные соседи! У меня соседка в СНТ кроликов и кур держит, так иной раз приходится окна закрывать от запаха, рой мух, и куча крыс... а тут 60 sorry коров! Ужас! 

Profile picture for user PeKot
43
PeKot

А как он получал господдержку, если у него нет даже участка, где можно заниматься такой деятельностью? Чтобы получить поддержку, нужно предоставить кучу документиов. Навевает нехорошие мысли о тех, кто выдавал поддержку.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_48791859
622
Антонина Кузне…

До 2014 года Пётр Иванович был клиентом нашего банка. Очень позитивный и очень трудолюбивый человек!

Из других воспоминаний: В 90-е годы свернёт бывало с трассы на Тыловое автобус - окна открыты, навозом пахнет, ах! Нынче ничем там не пахнет, всё поделено под строительство, коровы где-то возле Орлиновского кладбища пасутся...

Profile picture for user shiper
1008
shiper

Правильно будет если перенести это "садовое товарищество" на другое место, а землю передать Петру Ивановичу и оказать ему помощь в развитии коровника! На таких людей молиться надо. Ведь если судить по комментариям 90% поддерживают развитие с/х угодий и фермеров, а не дачников от которых городу один вред.

Profile picture for user komandor
6613
komandor

to Alex Korni:  не врите так неумело. Если за кроликами ежедневно гавно не убирать - они сдохнут. Ушастые очень нежные твари, за ними постоянный уход нужен. В далекие 90-е, родители держали кроликов. Также как и 90% соседей. Все мы были жильцы 3-х этажного многоквартирного дома. Кроликов держали в сараях во дворе. Оху восхитительно, не правда ли? Классика жанра: выживали как могли. Но запаха никакого не было, хотя в совокупности это была фактически кроличья ферма (из 36 семей, кролей держали 32).

Profile picture for user komandor
6613
komandor

to AlekseiOL:  Мини-гостиницы удобрять не нужно biggrin 

Profile picture for user еще одна мама школьников
4762
еще одна мама …

to Germilena:  именно

 

Profile picture for user еще одна мама школьников
4762
еще одна мама …

to dimitro:  так там только садоводством разрешено заниматься. 

Profile picture for user еще одна мама школьников
4762
еще одна мама …

to shiper:  про "вред" от дачников можно подробнее? Мы чем городу вредим, когда трудимся на своей земле? Тем, что пластиковые фрукты и овощи не покупаем? Да. Не покупаем, едим и заготавливаем свои. Так это не городу вред, а тем, кто везет сюда все, что не удалось продать по дороге. 

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

to еще одна мама школьников:  

Да. Не покупаем, едим и заготавливаем свои

Вы просто наглейшим образом подрываете бизнес местного олигархата. Да и другим завидно... От вас дачников и огородников городу "один вред"!

Profile picture for user еще одна мама школьников
4762
еще одна мама …

to seva zelay:  догадываюсь. Благодарю. 

Profile picture for user ulogin_yandex_10188876
3520
Olegbsss

Не помню там никаких неприятных запахов, а вот на подъезде к Родниковому, когда ещё работала птицефабрика, все в автобусе шутили - станция Ароматная, дышите глубже! 

В 90-е годы свернёт бывало с трассы на Тыловое автобус - окна открыты, навозом пахнет, ах! 

Profile picture for user ulogin_mailru_15810120877208851060
28
Елена Денисенко

Мы строим высотки, продаем деньги гребем лопатой. А кто нибудь задумывался, воды не хватает, электричества не хватает, газа не хватает. Канализации нет, бухту загораживает не думаем не о чем, на одного рабочего десять начальников. Работы нет, мозги отсутствуют только купи перепродать. Почему бы не найти что то и не помочь человеку. 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_750261554
1
Вера Надежная

Бедные соседи! Наши тоже периодически уток/кур держат. Вонь такая, что глаза режет. Ни окна ни открыть, ни белье на улице просушить, ни ребенка во двор не выпустить. И орут так, что ребёнок ночью просыпается.

Существуют земли сельхозназначения. 

В деревне всегда сельхоз двор отделен от жилья. И никому не мешает. 

 

Profile picture for user Сев
143
Сев

Правительство носится с идеей на бывших с/х землях совхоза "Севастопольский" ( 7 км Балаклавского шоссе) строить новые дома  для богатеньких с материка. И это при том что этих людей занять будет нечем (работы нет), а в засушливые года и питьевой воды не будет. Так может выделить этому фермеру гектаров 100 для пастбищ и постройки фермы вдали от жилого массива, а не городить бетонные резервации. У нас уже сейчас из за уплотнительной застройки машины паркуются прямо на тротуарах. А где же комфортная городская среда? Севастопольцам уже сейчас не совсем комфортно, а при таком подходе лучше не станет.

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
475

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2525

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6630

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4422