Новости Севастополя

Роман Мархолиа – о Театре, любви к Севастополю и лже-патриотизме

Служба новостей ForPost

Режиссер рассказал, что его восхищает и от чего тошнит в городе.

Роман Мархолиа – о Театре, любви к Севастополю и лже-патриотизме
Фото:
ForPost

Не быть созвучным тому, чем город живет в данный момент, а делать то, чего не хватает– такой принцип движет Романом Мархолиа, вновь вернувшимся в Севастополь в качестве театрального режиссера. На двухчасовой встрече со зрителями в тестре имени Луначарского он рассказал в том числе и о том, что его восхищает и от чего тошнит в Севастополе.

Севастополь, конец 80-х.

«В первый свой период в Севастополе я ставил почти исключительно западные вещи – было интересно вдруг ставить в как будто бы консервативном классическом городе что-то невероятно другое. И тогда оказалось, что город вовсе не такой консервативный», - рассказал Роман Мархолиа о периоде, когда  стал самым молодым (27 лет)  в Советском Союзе  главным режиссером театра.

Севастополь, 2010-2013.

Второй севастопольский этап Романа Мархолиа был наполнен различными фестивалями, самым масштабным из которых стал фестиваль военных оркестров Military Tattoo.

«На то время Севастополь был не то что заброшенный, но в каком-то смысле ничейный, не было ощущения перспективы.

Мне вдруг захотелось, чтобы «легендарный Севастополь, неприступный для врагов»,  чтобы все танцевали под наши барабаны. И получилось, и это было очень нужно в то время», - говорит режиссер.

Киев, 2014

«Даже странно, я в это время был в Киеве. Был там во время майдана, сюда мотался. Там забастовки, баррикады, а я в Национальном театре Ивана Франко ставил спектакль, странно сказать, «Живой труп»! И выстрелы везде были слышны: в холле, в театре.

Закрыли метро, ничего не работало, я жил в театре. Спектаклей нет, репетиций нет. Я ночью сплю с берушами, потому что стреляют под окнами, буквально. Я к главному режиссеру пришел и говорю: «Может, мне лучше уехать?». Потому что ситуация так нагнетается, что даже непонятно. И я с какими-то депутатами, которые сбегали из Верховного Совета, сел на поезд и ехал в Севастополь, здесь было голосование в этот момент.

Проголосовали – и  я вернулся в Киев! И ставил русский (!) спектакль в украинском (!) театре.

И надо отдать должное артистам: хотя они были суперполитизированы, ни один, зная, откуда я, и остро это воспринимая, не позволил себе ни разу ни одного плохого даже взгляда. Потом я поставил там еще один успешный спектакль, «Разбитый кувшин». И тоже каким-то удивительным образом эта связь сохранялась».

Севастополь, 2014

«А дальше, в 2014-м, поменялось время. Как будто выключили тумблер. Это было странно – я же патриот и консерватор, но мне расхотелось <творить в Севастополе>. Можно было - даже легче - находить средства, федеральные. Но мне стало неинтересно. Я понял, что уже без меня всё делается.

И потому что появилось много людей, слишком громко говорящих: «Я люблю Севастополь». Ужас. Я понял, что нет, надо в какую-то другую сторону.

Севастополь, 2020

«Время прошло – тот же город, и он опять требует что-то новое. И вот теперь мне захотелось здесь русской классики, причем классики аристократичной, романтичной, не сугубо развлекательной. «Пиковая дама» Пушкина в Севастополе - это тоже в каком-то смысле контрапункт происходящему,

потому что сейчас – барабаны, «патриотизм», «я люблю Севастополь», то, что я ненавижу – сердечки. Такая пошлость! Севастополь – глубинно патриотичен, он не требует этих всех бантиков. <далее с напором> Меня просто тошнит от этого, это неправильно! <прерывают аплодисменты>  

Севастополь требует серьеза, но его как-то побаиваются те, кто со стороны пришел. Они его не знают, не доверяют, считают: тут надо вот так, а тут он должен быть только такой… Севастополь – совсем не про это, Севастополь – по-настоящему, он на мишуру мало реагирует. Поэтому мне захотелось классики, поэтому мне захотелось серьеза.

В Севастополе нет подобострастия, это очень независимый город. Я был удивлен зрителями на спектакле «Спартак» на Херсонесе. Ну да, Полунин танцует. Да, Путин приехал, смотрит. Ну не было там напряжения, было ощущение домашнего и был какой-то подъем – как будто гости приехали. Такие люди. Публика была свободна, она была роскошна в этом смысле. И это было очень уместно».

Севастополь – что дальше?

«Ставить Русскую весну? Нет, потому что говорить о том, что было - не интересно, нужно говорить о том, что будет. Театр должен думать, что дальше, а не показывать очевидное.

В принципе, то, что происходит, мне очень нравится. И идея с оперным театром правильная. Потому что надо, чтобы здесь было то, чего как бы здесь не может быть в принципе. Но именно поэтому оно должно быть. Вот в этом есть напряжение Севастополя.

Я думаю, что Севастополю нужен фестиваль театра, серьезного. Хотя это сделать сложно в силу политической ситуации и отношения к Севастополю в России, очень неоднозначного, вы все это знаете. Но цель привозить сюда всё лучшее – мне кажется, хорошая. Он должен быть открытым, он не должен быть бункером.

Смотрите по теме: Роман Мархолиа: Севастополь должен вернуть себе главную роль

Не надо делать Севастополь междусобойчиком. Он мощный, он может себе позволить иметь высочайшую современную культуру, и вливание новой информации и новых энергий ему не повредит. В Севастополе хорошие классические корни. Его так просто не запутать, он все равно основу имеет. Поэтому все влияния для него не разрушительны -  Севастополь все равно всегда был и будет Севастополем».

Подбор цитат – Светлана Косинова

2653
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (11)
scilla-1
1079
scilla-1

А мне бы хотелось от тонкочувствуещей творческой интеллигенции поддержки в нашей борьбе за сохранение уникальности Севастополя и Крыма. Неужели нет понимания, что мегапроекты не подходят для небольшого нашего города, тем более там, где можно было сделать исторический парк мирового уровня. Можно былобы вписать сохранившиеся сооружения в зеленую зону и соединить все в едином комплексе  с Херсонесом. 

За все время, пока севастопольцы и крымчане борются за сохранения объектов культурного наследия и природных богатств Крыма, кто-нибудь из творческой интеллигенции вник в суть проблем и поддержал нас словом и делом? 

Остряки
7697
Остряки

to Пенс:  

И это говорят те,кто приехал сюда максимуи лет 5-6 назад,а дальше слова о их патриотизме,любви к России и предложение мне собирать чемодан до Куева.

Ну если Вы даете повод так говорить, то и я бы присоединился к ним хоть всю свою сознательную жизнь прожил в Севастополе и не говорите "за всю Одессу, вся Одесса очень велика", а говорите от себя лично.

ggnipa
73
ggnipa

Молодец ,поддерживаю

to Пенс:   И это говорят те,кто приехал сюда максимуи лет 5-6 назад,а дальше слова о их патриотизме,любви к России и предложение мне собирать чемодан до Куева. Ну если Вы даете повод так говорить, то и я бы присоединился к ним хоть всю свою сознательную жизнь прожил в Севастополе и не говорите "за всю Одессу, вся Одесса очень велика", а говорите от себя лично.

 

Остряки
7697
Остряки

to Пенс:  

Я про это не стал писать, но вы и так догадались biggrin. Остряки это район в городе где я вырос, к сведению вашему и к юмору отношения не имеет.

Остряки
7697
Остряки

to Пенс:  

to Остряки:  Согласен,но если я Вас спрошу о "матюхе","суперах",фазанах прэка","иве" и голландёрах",то ваш сперматозоит вырос в  районе,которого не было после войны!Там был аэродром.

Хоть у вас и с воспитанием проблема, но отвечу, на супера я переехал в 72 году и пошел в 22 школу, а жил в Казачьей и учился 32 школе.

ЗлойМодер
545
ЗлойМодер

Господа!

Прекращайте флудить и оффтопить, у модераторов не бывает выходных ! 

Аэлита
4243
Аэлита

Роман возвращайтесь в Севастополь. То, как там сейчас ставят, рассчитано на интеллект с клиповым мышлением, на уровне детей. Просто диву даешься, как можно так испохабить классику.

dimitro
6623
dimitro

А ещё интервью Романа Мархолиа ForPost:

Аудиоверсию, можно послушать в дороге

кофе и сигареты
2177
кофе и сигареты

 Роман Мархолиа- гениальный режиссёр. При нём театр сохранил свою классичность,но заиграл новыми красками и объёмами. "Лавидж" , " Молочный фургон" , " Ложные признания"-не забуду никогда. . Эстетика зрелища,трепетное отношение к классике,вдумчивый подход к репертуару- Р. Мархолия-это великолепный  "русский модерн",в лучшем значении  этого понятия.   Роман Мархолиа-это воплощение изящества,вкуса и таланта

Амазонка
2664
Амазонка

Я не любительница эстетических изысков Р.Мархолиа, но в данном случае полностью с ним соглашусь.  Честно говоря, не ожидала от него такого тонкого понимания  и  такого точного определения ситуации. Браво!

 

dr house
56
dr house

а я как-то надеялся, что все эти нетрадиционно ориентированные, сбежавшие в 2014 в Украину с воплями о притеснении сексуальных меньшинств и гейропейскими ценностями там и останутся. Ребята, не возвращапйтесь...

Уважаемые читатели, комментаторы портала ForPost!

C 22.00 до 8.00 на нашем сайте действует ночной "режим тишины": в этот период публикация комментариев невозможна.

Главное за день

Развлекательный центр в парке Победы может и не появиться

Департамент архитектуры отказался выдавать предпринимателям разрешение на строительство.
03/06/2026 20:04
1192

Пассажиры из России и Польши: появились новые детали теракта с автобусом в ДНР

Из-за удара дрона ВСУ погибли и пострадали люди.
03/06/2026 18:18
2202

В Севастополе переизбрали омбудсмена

Сохранивший этот пост Павел Буцай рассказал о сёстрах милосердия и о том, что в городе по-прежнему нет центра временного пребывания бездомных.
03/06/2026 16:35
266

Что говорят водители на заправках Севастополя

Автомобилистов не пугает дефицит – они просят ясности.
03/06/2026 16:01
5822

На месте аэродрома под Симферополем станет «просторнее»

А в Трудовском сельском поселении вырастет «Акрополис».
03/06/2026 15:00
1676

Петербург в день открытия ПМЭФ атаковали украинские БПЛА — что известно к этому часу

Другие регионы также подверглись налёту, есть жертвы.
03/06/2026 12:20
1674
Туризм

Почему в Севастополе закрыли детский батут на набережной парка Победы

Прокуратура выявила, что аттракцион работал без необходимых документов.
03/06/2026 19:28
279

Кому разрешат въезд в центр Балаклавы во время летних ограничений

Пропуски начнут выдавать 3 июня, а ограничения будут действовать до 1 сентября.
03/06/2026 11:32
1932

Из Крыма запустят автобус почти до рабочего аэропорта

Шесть маршрутов свяжут регион с Луганском и Брянском.
02/06/2026 12:07
22468

Трансфер к пляжам и спасение от летнего пекла: севастопольский транспорт к сезону готов

Более тысячи автобусов и троллейбусов Севастополя оснащены кондиционерами.
02/06/2026 10:01
1335

Джанкой снова закрыт: один поезд из Крыма отменили, ещё четыре — задерживаются

Электрички со станции в Джанкое пока также не ходят.
02/06/2026 09:12
13219

Пляжи Севастополя и купальный сезон 2026

Чего отдыхающим не хватает у моря, выяснял ForPost.
01/06/2026 14:01
2337