Не быть созвучным тому, чем город живет в данный момент, а делать то, чего не хватает– такой принцип движет Романом Мархолиа, вновь вернувшимся в Севастополь в качестве театрального режиссера. На двухчасовой встрече со зрителями в тестре имени Луначарского он рассказал в том числе и о том, что его восхищает и от чего тошнит в Севастополе.
Севастополь, конец 80-х.
«В первый свой период в Севастополе я ставил почти исключительно западные вещи – было интересно вдруг ставить в как будто бы консервативном классическом городе что-то невероятно другое. И тогда оказалось, что город вовсе не такой консервативный», - рассказал Роман Мархолиа о периоде, когда стал самым молодым (27 лет) в Советском Союзе главным режиссером театра.
Севастополь, 2010-2013.
Второй севастопольский этап Романа Мархолиа был наполнен различными фестивалями, самым масштабным из которых стал фестиваль военных оркестров Military Tattoo.
«На то время Севастополь был не то что заброшенный, но в каком-то смысле ничейный, не было ощущения перспективы.
Мне вдруг захотелось, чтобы «легендарный Севастополь, неприступный для врагов», чтобы все танцевали под наши барабаны. И получилось, и это было очень нужно в то время», - говорит режиссер.
Киев, 2014
«Даже странно, я в это время был в Киеве. Был там во время майдана, сюда мотался. Там забастовки, баррикады, а я в Национальном театре Ивана Франко ставил спектакль, странно сказать, «Живой труп»! И выстрелы везде были слышны: в холле, в театре.
Закрыли метро, ничего не работало, я жил в театре. Спектаклей нет, репетиций нет. Я ночью сплю с берушами, потому что стреляют под окнами, буквально. Я к главному режиссеру пришел и говорю: «Может, мне лучше уехать?». Потому что ситуация так нагнетается, что даже непонятно. И я с какими-то депутатами, которые сбегали из Верховного Совета, сел на поезд и ехал в Севастополь, здесь было голосование в этот момент.
Проголосовали – и я вернулся в Киев! И ставил русский (!) спектакль в украинском (!) театре.
И надо отдать должное артистам: хотя они были суперполитизированы, ни один, зная, откуда я, и остро это воспринимая, не позволил себе ни разу ни одного плохого даже взгляда. Потом я поставил там еще один успешный спектакль, «Разбитый кувшин». И тоже каким-то удивительным образом эта связь сохранялась».
Севастополь, 2014
«А дальше, в 2014-м, поменялось время. Как будто выключили тумблер. Это было странно – я же патриот и консерватор, но мне расхотелось <творить в Севастополе>. Можно было - даже легче - находить средства, федеральные. Но мне стало неинтересно. Я понял, что уже без меня всё делается.
И потому что появилось много людей, слишком громко говорящих: «Я люблю Севастополь». Ужас. Я понял, что нет, надо в какую-то другую сторону.
Севастополь, 2020
«Время прошло – тот же город, и он опять требует что-то новое. И вот теперь мне захотелось здесь русской классики, причем классики аристократичной, романтичной, не сугубо развлекательной. «Пиковая дама» Пушкина в Севастополе - это тоже в каком-то смысле контрапункт происходящему,
потому что сейчас – барабаны, «патриотизм», «я люблю Севастополь», то, что я ненавижу – сердечки. Такая пошлость! Севастополь – глубинно патриотичен, он не требует этих всех бантиков. <далее с напором> Меня просто тошнит от этого, это неправильно! <прерывают аплодисменты>
Севастополь требует серьеза, но его как-то побаиваются те, кто со стороны пришел. Они его не знают, не доверяют, считают: тут надо вот так, а тут он должен быть только такой… Севастополь – совсем не про это, Севастополь – по-настоящему, он на мишуру мало реагирует. Поэтому мне захотелось классики, поэтому мне захотелось серьеза.
В Севастополе нет подобострастия, это очень независимый город. Я был удивлен зрителями на спектакле «Спартак» на Херсонесе. Ну да, Полунин танцует. Да, Путин приехал, смотрит. Ну не было там напряжения, было ощущение домашнего и был какой-то подъем – как будто гости приехали. Такие люди. Публика была свободна, она была роскошна в этом смысле. И это было очень уместно».
Севастополь – что дальше?
«Ставить Русскую весну? Нет, потому что говорить о том, что было - не интересно, нужно говорить о том, что будет. Театр должен думать, что дальше, а не показывать очевидное.
В принципе, то, что происходит, мне очень нравится. И идея с оперным театром правильная. Потому что надо, чтобы здесь было то, чего как бы здесь не может быть в принципе. Но именно поэтому оно должно быть. Вот в этом есть напряжение Севастополя.
Я думаю, что Севастополю нужен фестиваль театра, серьезного. Хотя это сделать сложно в силу политической ситуации и отношения к Севастополю в России, очень неоднозначного, вы все это знаете. Но цель привозить сюда всё лучшее – мне кажется, хорошая. Он должен быть открытым, он не должен быть бункером.
Смотрите по теме: Роман Мархолиа: Севастополь должен вернуть себе главную роль
Не надо делать Севастополь междусобойчиком. Он мощный, он может себе позволить иметь высочайшую современную культуру, и вливание новой информации и новых энергий ему не повредит. В Севастополе хорошие классические корни. Его так просто не запутать, он все равно основу имеет. Поэтому все влияния для него не разрушительны - Севастополь все равно всегда был и будет Севастополем».
Подбор цитат – Светлана Косинова
Обсуждение (18)
Мне сейчас очень часто говорят: "Вы- севастопольцы всем недовольны,что не делай для Вас-брюзжите по любому поводу от пропуска на Херсонес,до реконструкции Б.Морской и т.д.! Вы мешаете развиваться городу!"И это говорят те,кто приехал сюда максимуи лет 5-6 назад,а дальше слова о их патриотизме,любви к России и предложение мне собирать чемодан до Куева.
"ТОШНИТ от ЭТОГО"-хорошо сказано!Не надо делать Севастополь междусобойчиком. Он мощный, он может себе позволить иметь высочайшую современную культуру, и вливание новой информации и новых энергий ему не повредит. В Севастополе хорошие классические корни. Его так просто не запутать, он все равно основу имеет. Поэтому все влияния для него не разрушительны - Севастополь все равно всегда был и будет Севастополем».
А мне бы хотелось от тонкочувствуещей творческой интеллигенции поддержки в нашей борьбе за сохранение уникальности Севастополя и Крыма. Неужели нет понимания, что мегапроекты не подходят для небольшого нашего города, тем более там, где можно было сделать исторический парк мирового уровня. Можно былобы вписать сохранившиеся сооружения в зеленую зону и соединить все в едином комплексе с Херсонесом.
За все время, пока севастопольцы и крымчане борются за сохранения объектов культурного наследия и природных богатств Крыма, кто-нибудь из творческой интеллигенции вник в суть проблем и поддержал нас словом и делом?
to Пенс:
Ну если Вы даете повод так говорить, то и я бы присоединился к ним хоть всю свою сознательную жизнь прожил в Севастополе и не говорите "за всю Одессу, вся Одесса очень велика", а говорите от себя лично.
to Остряки: и от вас тошнит "остряк"! Присоединяйтейсь!
Молодец ,поддерживаю
to Пенс:
Я про это не стал писать, но вы и так догадались
. Остряки это район в городе где я вырос, к сведению вашему и к юмору отношения не имеет.
to Остряки: Согласен,но если я Вас спрошу о "матюхе","суперах",фазанах прэка","иве" и голландёрах",то ваш сперматозоид вырос в районе,которого не было после войны!Там был аэродром.
to Пенс:
Хоть у вас и с воспитанием проблема, но отвечу, на супера я переехал в 72 году и пошел в 22 школу, а жил в Казачьей и учился 32 школе.
to Пенс: А "супера" прямо после войны появились)))))) Ау, КамчаткаААААА, учим материальную часть))))))
Господа!
Прекращайте флудить и оффтопить, у модераторов не бывает выходных !
to ЗлойМодер:
ушёл в "автономку" по этой теме.
Роман возвращайтесь в Севастополь. То, как там сейчас ставят, рассчитано на интеллект с клиповым мышлением, на уровне детей. Просто диву даешься, как можно так испохабить классику.
А ещё интервью Романа Мархолиа ForPost:
Аудиоверсию, можно послушать в дороге
Очень прав по сути Роман! Почему у коренных жителей такой негатив к материковым? Ведь мы всегда были гостеприимным городом. Почему мы всем недовольны? Потому что есть хорошая поговорка: нельзя со своим уставом в чужой монастырь. Но я верю в наш город! Ему ещё и не такое приходилось пережить!
Роман Мархолиа- гениальный режиссёр. При нём театр сохранил свою классичность,но заиграл новыми красками и объёмами. "Лавидж" , " Молочный фургон" , " Ложные признания"-не забуду никогда. . Эстетика зрелища,трепетное отношение к классике,вдумчивый подход к репертуару- Р. Мархолия-это великолепный "русский модерн",в лучшем значении этого понятия. Роман Мархолиа-это воплощение изящества,вкуса и таланта
Я не любительница эстетических изысков Р.Мархолиа, но в данном случае полностью с ним соглашусь. Честно говоря, не ожидала от него такого тонкого понимания и такого точного определения ситуации. Браво!
а я как-то надеялся, что все эти нетрадиционно ориентированные, сбежавшие в 2014 в Украину с воплями о притеснении сексуальных меньшинств и гейропейскими ценностями там и останутся. Ребята, не возвращапйтесь...
Этим и занимается Николай Бурляев своим кинофорумом "Золотой Витязь"...А в театре - да, тоже нужен прорыв, но не искажение смыслов, не артхаус в стиле Богомолова, а тонкая ирония над глупым бытиём безумного мира потребительства. Однако, Культурный кластер на мысе Хрустальный явно нарушит гармонию морского фасада города, но это тема архитектуры а не Культуры.