Кратко

Развитие инфраструктуры для электромобилей в России

Чем определяется динамика рынка электромобилей в России.

Еще не так давно электромобили можно было отнести к классу экзотики, но сегодня их популярность существенно выросла не только в Европе, но и в России. Все больше автолюбителей отдают предпочтение электрокарам, а некоторые компании формируют из них собственные коммерческие автопарки. Однако доля электромобилей в России на данный момент очень мала, и составляет менее 1%, хоть и продолжает расти.

Во многом факторы спроса связаны со спецификой использования электрического транспорта в реальных российских условиях. Огромные территории, суровый климат (зимой в северных регионах температуры опускаются ниже -40 градусов) определяют предпочтения автолюбителей. Но по результатам опросов был выявлен еще один решающий фактор – инфраструктура для электромобилей, которая в настоящее время проходит в России начальный этап развития.

Чем определяется динамика рынка электромобилей в России

Динамика спроса на электрокары в России определяется следующими факторами:

  • Ценами и ассортиментом – еще не так давно рынок электротранспорта был представлен буквально отдельными моделями двух-трех брендов, в то время как сегодня выбор стал намного шире, появились относительно доступные линейки среднего ценового сегмента;

  • Совершенствование технологий аккумулирования и выработки электроэнергии – заявленный пробег теперь достигает 400-600 километров на одной зарядке, чего вполне достаточно не только для городского применения, но и небольших туристических поездок;

  • Развитие инфраструктуры – если еще в начале 2020-х годов по всей России насчитывалось не более 1500 зарядных станций, то в 2023 году их общее число достигло почти 11 тысяч. Из них более 2000 – с технологией быстрой зарядки.

Однако и сегодня сохраняются некоторые стереотипные возражения со стороны потребителя, но они постепенно снимаются.

Возражения потребителей

Наиболее распространенные возражения связаны в первую очередь с устоявшимися стереотипами, касающимися малого запаса хода и его существенного снижения в зимнее время, невозможности совершать дальние поездки. Раньше это действительно было так – запас хода большинства электромобилей не превышал 250-300 километров. Сегодня эта цифра увеличилась вдвое.

При эксплуатации в зимнее время эффективность аккумуляторных тяговых батарей действительно снижается, а часть энергии расходуется на нагрев, в том числе, салона. Запас хода будет зависеть от температур окружающей среды и условий эксплуатации. По результатам официальных исследований запас хода при температуре -20 градусов может снизиться на 35-45%, что обусловлено в первую очередь затратами энергии на нагрев, работу климатической системы, освещение. Но даже с учетом этого современный электрокар пройдет не меньше 250-350 километров на одной зарядке.

Как развивалась инфраструктура для электромобилей с 2020 года

Само понятие запаса хода важно в первую очередь при эксплуатации автомобиля в междугороднем режиме. В городе есть возможность заряжать его своевременно, в то время как в дальней поездке ни специализированной станции, ни даже обычной розетки рядом может не оказаться. В связи с этим вопрос развития инфраструктуры для электромобилей стоит наиболее актуально.

Если еще в начале 2020-х годов на всю Россию насчитывалось около 1500 зарядных станций, то сегодня их число превышает 12000. К 2025 году оно должно достичь 22000, из которых более 6000 – станции быстрой зарядки. Доля электрокаров в стране на тот момент уже должна составить более 1%, но что может поспособствовать стремительному повышению интереса и спроса?

Концепция развития электротранспорта в России

По результатам проведенных в 2023 году опросов купить электромобиль вместо модели с двигателем внутреннего сгорания готовы почти 40% респондентов. Поэтому государственная концепция развития электротранспорта направлена не только на стимулирование спроса, но и на развитие инфраструктуры. Для этого внедряются и реализовываются меры поддержки бизнеса, различные субсидии, льготы для владельцев электрокаров.

Государственные программы и субсидии

Концепция стимулирования более динамичного развития рынка электромобилей в России разрабатывается и внедряется на федеральном уровне. Программы согласованы Минпромторгом совместно с Минэкономразвития, и в первую очередь они касаются субсидирования и льгот для представителей бизнеса, коммерческой среды, частных автолюбителей. Компенсации для производителей запчастей и компонентов из государственного бюджета могут достигать 40 %, более привлекательным становится и инвестирование в строительство зарядных станций.

Рассмотрим более детально, какие конкретно меры поддержки и субсидии предлагают бизнесу и покупателям электромобилей.

Стимулирование бизнеса

Помимо пассивного дохода, который может получать любое коммерческое предприятие, оказывая услуги зарядных станций, они получают дополнительные налоговые льготы и выгодные условия лизинга оборудования. В частности, первоначальный взнос составляет всего 10% от общей стоимости оборудования, в то время как общие стартовые вложения составляют до 300 тысяч рублей.

Обслуживание станций осуществляется представителями партнерской сети сервисных компаний. Информацию о них можно получать через специальную веб-платформу. Стать владельцем зарядной станции может любое юридическое лицо или ИП, независимо от направления бизнеса. Их обустраивают у кафе и ресторанов, банков, торгово-развлекательных центров, даже на парковках жилых комплексов или коммерческих стоянках.

Субсидирование при покупке электрокаров

Еще одна мера, направленная на развитие рынка электромобилей в России, частичная компенсация стоимости. Государство готово покрыть до 25% от цены нового электрокара или до 625 тысяч рублей. Субсидия не распространяется на импортируемые модели – только на те, что собираются в стране. На 2023 год это Evolute и Москвич, но список будет расширяться.

Льготы для владельцев электромобилей

Дополнительно владельцы электромобилей получают льготы – транспортный налог может быть уменьшен или отсутствовать вовсе в зависимости от региона. Еще один плюс – бесплатные муниципальные парковки, скидки или полностью бесплатный проезд по платным федеральным трассам.

Строительство новых стандартных и быстрых зарядных станций

В соответствии с проектом Минэкономразвития России к 2025 году в стране будет уже более 22000 зарядных станций, а к 2030 году их количество составит почти 80 тысяч. Из них почти 50 тысяч стандартных, и 30 тысяч быстрых зарядок. К тому моменту процент электромобилей относительно общего числа автотранспорта составит от 7 до 10% или около 1,5 миллиона единиц.

Динамика роста числа зарядных станций, география и прогнозы

На данный момент динамика позитивная – рост числа зарядных станций опережает расчетный график. Основное их количество сконцентрировано в Москве и МО, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Калининграде и Нижнем Новгороде. В соответствии с концепцией зарядные станции будут устанавливаться вдоль федеральных трасс, в первую очередь М-4 Дон, М-12 Москва-Казань.

Концепция постоянно дорабатывается, вносятся дополнительные инициативы с возможными мерами, способными повысить интерес к электрическому транспорту. Поэтому инфраструктура будет развиваться ударными темпами вместе с ростом спроса на электрокары, который был отмечен в последние 2-3 года.

Что учитывается при выборе мест для обустройства зарядных станций

В расчет в первую очередь берется трафик – чем он выше, тем больше точек для подзарядки электрокаров будет на этом участке. Также во внимание принимается удобство для владельцев электротранспорта. Инфраструктура предполагает не только установку оборудования, но и обустройство больших площадок, открытых и закрытых парковок.

На федеральных трассах в приоритете оборудование для быстрой зарядки, так как для человека в дальней поездке значение имеет время. Большинство современных электрокаров можно заряжать в этом режиме, восполняя до 80% энергии за 20-30 минут. За это время можно размяться, выпить чашечку кофе или прохладительный напиток, чтобы вскоре продолжить путь. Аналогичное оборудование устанавливают у торговых центров и магазинов, кафе и ресторанов в городской черте.

Стандартная зарядка может занимать от 4 до 8 часов. Поэтому этот вид оборудования рационально устанавливать на парковках, стоянках коммерческих, офисных центров, в гаражных кооперативах.

Прогнозы экспертов по динамике рынка электромобилей в России

Спрос на электрокары показал бурный скачок – в 2023 году он увеличился на 80% в сравнении с предыдущим отчетным периодом. В соответствии с концепцией развития электротранспорта к 2030 году общее количество электромобилей должно составить 7-10% от общего количества легкового автотранспорта в стране. Это около 3 миллионов единиц. Если к тому моменту общее количество зарядных станций достигнет запланированных 80000, то на каждую из них будет приходиться 37 электрокаров. Однако эти цифры приблизительно, и, по мнению экспертов более реальным будет количество в 1,5 миллиона электрокаров к 2030 году, что составит около 4% от общего числа легковых авто.

Несмотря на то, что в цифрах и прогнозах есть расхождения, все сходятся в одном мнении – рынок электротранспорта в России будет развиваться максимально динамично. Об этом уже можно судить по растущему спросу, обилию новых брендов и моделей.

Где покупать электромобили

Посмотреть ассортимент электрокаров разных ценовых сегментов можно на сайте https://trauto.ru

В число популярных брендов входят Zeekr, Lixiang, Aito, M-HERO, ORA и другие. Это автомобили с премиальной отделкой, высокотехнологичным оснащением. Модельные линейки способны удовлетворить любые запросы. Компактный городской хэтчбек для экономичной и размеренной езды, семейный кроссовер или гиперкар с суммарной мощностью электротяговой установки в 1300 л.с. – выбирать покупателю.

Наряду с инфраструктурой большое значение имеет и возможность своевременного и квалифицированного технического обслуживания. Компания NEOCARS предоставляет фирменную гарантию. В соответствии с ней организовывается плановое гарантийное и внеплановое техническое обслуживание электромобилей в сервисном центре с использованием оригинальных запчастей и в соответствии с регламентами производителей. Записаться на тест-драйв и получить дополнительную информацию о финансовых программах можно по телефону.

2043
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

Циклон над Крымом сгущает тучи и грозит сильными дождями

Непогоду синоптики обещают в ближайшие часы.
12:32
3
919

На закрытом саммите БРИКС обсудили противодействие тарифам США

Президент Бразилии Лула призвал к укреплению БРИКС-торговли на фоне введения пошлин.
09:45
0
123

Частная компания «Севастопольэнерго» может стать частично государственной

Если это произойдет, веерные отключения на Фиоленте прекратятся.
15:10
19
2353

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.
14:06
4
2714

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
34
3277

В Севастополе анонсировали масштабную реконструкцию водоснабжения города

Пока понятно лишь, что проект должен избавить город от водного дефицита.
14:03
53
5492

Туризм

Россияне массово устремились на отдых в маленькие города

В тройке лидеров по осеннему отдыху — сразу три крымских направления.
09:16
0
616

Чем Крым и Дальний Восток могут быть интересны и полезны друг другу

Точки пересечения можно найти даже на расстоянии в 9 тысяч километров.
18:28
2
503

Убивший 202 человека террорист-подрывник запустил собственный бренд кофе

Умар Патек изготовил бомбы для самого кровавого теракта в истории Индонезии.
16:51
1
704

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
34
3277

В Севастополе снова пытаются пристроить лакшери-пляж

Власти Качинского муниципалитета в поисках оператора «Вязовой рощи».
17:01
5
10359