В канун празднования православной Пасхи и по случаю 80-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне портал ForPost совместно с Херсонесским благочинием, пресс-службой которого руководит настоятель Татианинского храма Константин Белый, подготовили материал, раскрывающий малоизвестные и почти забытые страницы истории Севастополя, связанные сразу с двумя названными выше событиями.
Наш собеседник клирик Вадим Подзигун – священнослужитель Владимирского монастыря в Херсонесе – занимается изучением истории церковных традиций в Севастополе и в Крыму в период Великой Отечественной войны и даже готовит большую научную работу по этой теме.
Некоторыми открытиями своего исследования отец Вадим поделился с нашим изданием.
Канун войны и оккупация
– Перед началом Великой Отечественной войны в Севастополе не было ни одного действующего храма, – рассказывает Вадим Подзигун. – Еще в 1930-е годы из Севастополя, как из приграничного города, происходило выселение большинства представителей духовенства и, как тогда говорили, «не трудового элемента». Последняя церковь – Обновленческая (это оппозиционная патриаршему направлению в православии церковь) была закрыта в Севастополе в 1939 году. Про её настоятеля отца Василия Бренёва известно только из воспоминаний его супруги Александры Митрофановны Чеховой, которая указывает, что они с отцом Василием пережили всю оборону в городе Севастополе, а в октябре 1942 года переехали в Симферополь, где отец Василий скончался в октябре 1943 года.
В воспоминаниях одного из немецких офицеров санитарных команд, которые сохранились в документах, есть сведения о том, как в составе оккупационных фашистских войск, заходя в Севастополь, немцы очутились в подвале Покровского собора. В этом подвале был организован госпиталь, и там немец видел русского священника, который был среди людей, прятавшихся от бомбёжек, и читал молитвы у умирающей женщины.
Пасха с румынским влиянием
Румынские власти и румынское духовенство пытались в те годы активно влиять на Крымский полуостров через открытие церквей. Они хотели создать в Севастополе и на территории всего полуострова управление под эгидой своей румынской православной церкви.
В качестве примера клирик Вадим Подзигун приводит тот факт, что уже в августе 1942 года в Севастополе побывал руководитель духовенства румынской армии епископ Парфений (Чопрон), который общался не только с румынскими военными, но и с местными жителями, которым он дарил подарки: календари, молитвословы и крестики.
Весной 1943 года румынский епископ приезжал на Пасху, служил в Симферополе и посещал гарнизоны на Черноморском побережье Крыма. Вполне вероятно, что тогда он заезжал в Севастополь, где были расквартированы румынские оккупационные войска.
Севастопольская Пасха 1942–1943 годов
В Севастополе к концу 1942 года открываются два храма: нижний предел Покровского собора – подвальный, а также Всесвятская церковь, которая находилась на городском кладбище. Известно, что первые службы начали происходить на Рождество, а вот о пасхальных богослужениях – очень мало.
По сведениям отца Вадима, ему попадалась краткая вырезка из газеты «Голос Крыма» за апрель 1943 года, где сообщается, что на Пасху в Балаклаве был открыт неким отцом Стефаном Никольский собор.
Также сразу три документальных источника свидетельствуют, что в эти апрельские дни монах Ипполит с некой гражданкой М. передали в один из храмов Севастополя богослужебные сосуды и антиминс – специальный плат (платок. – Прим.) для служения литургии.
Арина Розанова / ForPost / фото: кадры из к/ф «Пасха» (1945)
В одесской газете говорилось, что верующие Севастополя приносили в храмы иконы, которые они прятали по пещерам.
Есть предположение, что этот иеромонах Ипполит мог быть из числа братии Херсонесского мужского монастыря, который жил в Севастополе до 1930-х годов – до закрытия монастыря и своего выселения. Есть предположение, что он был экономом – ответственным за хозяйственные вопросы монастыря, и мог сделать какие-то схроны с имуществом монастыря.
Трагическая Пасха 1944-го в Севастополе
Если большинство городов Крыма встречали Пасху в 1944 гому уже освобожденными – 13 апреля был освобожден Симферополь (в 1944 году Пасха выпала на 16 апреля), то с Севастополем вышло более трагично, так как только к 20 апреля наши передовые части смогли подойти к Севастополю.
Клирик Вадим Подзигун отмечает, что сведений о том, как служили Пасху в 1944 году в Севастополе, нет. Это было очень тяжелое время в истории города, поскольку к тому моменту немецкие оккупанты стремились угонять население и размещать его на баржах, чтобы находящиеся в трюмах немцы и румыны не пострадали от налётов нашей авиации.
В этом контексте отцу Вадиму удалось найти один интересный эпизод. Это воспоминания советского артиллериста Ивана Семёновича Стрельбицкого, который командовал артиллерией 2-й гвардейской армии. Он вспоминал, что в начале мая 1944 года, когда наши войска вышли к Бартеньевке, на советские позиции прибежал священник – отец Борис Пекарчук, который не только указал, где находятся немцы, но и сам вызвался повести на немецкие позиции наших бойцов.
Отец Борис был членом комиссии по расследованию нацистских преступлений. В архивах фото-кинодокументов сохранилась плёнка с его участием в процедуре опознания тел подпольщиков и с отпеванием на кладбище Коммунаров погибших членов подполья. Кстати, данная кинохроника, отмечает Вадим Подзигун, единственная сохранившаяся севастопольская кинохроника Великой Отечественной с отпеванием.
После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года действующих храмов в Севастополе было два: первый – нижний предел Покровского собора, второй – Всесвятская церковь. В нынешней церкви Двенадцати Апостолов (дореволюционное название – Никольский собор. – Прим.) деятельность была прекращена в сентябре 1944 года, а закрыта церковь была в начале 1945 года. И уже в документах от 1948 года встречается информация, что священнослужители Покровского собора приезжали в Балаклаву в пасхальные дни для освящения куличей и пасхальных приготовлений для местных жителей. Это говорит о том, что определенные пасхальные традиции сохранялись.
Сергей Абрамов
Обсуждение (19)
"Штурмовики под началом отца Бориса..." -Вот термин "штурмовики" как бы осторожнее надо применять к советским воинам ( это сейчас он в ходу) потому что происхождением он из Германии и исторически ассоциировался именно с немецкими солдатами, ну и еще с теми кто там вступал в SA Рема. Наши тогда себя так не называли (кроме летчиков летавших на самолетах-штурмовиках). Особенно в преддверии дня Победы как то звучит диссонансом, да еще и в увязке с православным праздником.
Уважаемый Форпост! Слово "штурмовики" применительно в данном случае действительно звучит, если выражаться очень мягко, диссонансом. Неужели так тяжело исправить пару слов во всём тексте?
komandor,
Вы правы. Исправили.
кэт,
Спасибо. Там еще в самом первом предложении пропустили, перед иллюстрацией
Пасха – Праздник Праздников.
Фундамент веры – воскрешение Христа из мёртвых.
Подробности здесь:
https://cont.ws/@as39sa179/2791625
Аркаим,
А почему многие смешивают Пасху с Воскрешением Христа?
--------------------------------------------------------------------
Пасха = Песах - чисто иудейский праздник.
В этот день Моисей вывел евреев из пустыни, где ходил с ними 40 лет.
Воскрешение Христа - христианский праздник.
Просто так совпало, что (по Библии) Христос воскрес в день Пасхи.
Потому христиане в этот день приветствуют друг друга: "Христос Воскрес"
И, извините, это, конечно, мое личное мнение, но эти "малоизвестные страницы Пасхи..." вряд ли являются "любопытнейшим материалом". Обычные это факты, не заслуживающие особого внимания. Какой смысл акцентировать внимание на том, что оккупанты открывали храмы? Они это делали не из любви к православию. В оперативном приказе № 10 Главного управления безопасности рейха четко отмечалось: «О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи». Что нам интересного в том, что румынский поп приезжал на Пасху к румынским оккупантам?
О том, что священники принимали участие в Великой Отечественной войне известно было со школьной скамьи (если человек интересовался учебой, а не отбывал в школе "повинность"). Вот только участие это началось с 1943 года, после "Постановления о порядке открытия церквей". До этого они либо по тюрьмам сидели, либо тихо как мыши под веником - желающих стать мучениками среди священников не очень то много.
Я нисколько не умаляю подвига священников, участвовавших в боевых действиях Великой Отечественной, но сколько уже можно настойчиво пропагандировать РПЦ? Уже много лет во всех фильмах о Великой Отечественной все прям сплошь верующие и обязательно какой-нибудь героический священник мелькает. Может уже хватит перевирать историю? Подавляющее большинство молодежи тогда было атеистами, это дети родившиеся у людей совершивших революцию и победивших в Гражданской войне - они не могли быть воспитанными в религии.
А в СССР было столько церквей сколько необходимо для тех кто верит. Пока государство не стало пропагандировать религию (бизнес есть бизнес - ничего личного) церквей хватало всем. И никто их не притеснял. Большая часть общественности осуждала верующих, но государство точно не трогало.
То ли показалось, то ли как-то интересно в статье акценты раставлены:
Прямо благо принесли людям оккупанты, и люди пошли к ним, и иконы понесли... Так, что ли?
Serggio,
Показалось не только Вам. Совпадение? не думаю :)))
Serggio,
Эмоции и смысловая окраска, приписанные автору - ваши собственные. А ещё вы пропустили начало, где говорится о попытках румынских оккупантов влиять на горожан, и контекст, где приводятся примеры о русских священниках.
Когда трактовка "подгоняется" под заданный результат - это манипуляция.
И ещё: история не может нравиться или не нравиться. Есть вот такие факты, характеризующие время. Их стоит осмыслить, а не отрицать.
кэт,
Вы не совсем правы. Историю тоже можно преподносить по разному. И, зачастую, автор пытается донести именно свои эмоции даже в исторических трудах (увы, все мы живые люди). От этого смысловая окраска становиться определенной. Умение писать "между строк" не сегодня родилось. И, как заметил Serggio, в этом материале это очень заметно. В тексте ставятся акценты (очень тонко, но заметно) именно на недовольство советской властью, а не на русских священниках. Ну, уже если я это заметил, ярый противник советской власти 😀, то уж извините, но Вы лукавите, утверждая непредвзятость автора
кэт,
Ну, во-первых, я не приписывал, а высказал собственные ощущения от прочитанного. Думаю, что это не запрещено. А во-вторых, я не пропустил, а внимательно прочитал. И даже несмотря на упоминание о попытках оккупантов влиять на настроения горожан, ощущение не изменилось.
Бывает и такое, что изложение информационного материала подгоняется под заданный вывод, который нужно сообщить читателям. И тогда это тоже манипуляция.
komandor,
Автор играет, как умеет) Профдеформация - обычное явление. Какое уж тут лукавство)
письмо солдата с фронта :
«…После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года действующих храмов в Севастополе было два: первый – нижний предел Покровского собора, второй – Всесвятская церковь….».
В 60-70 гг. 20 века в Покровском соборе был «спортивный зал» = занимались борцы и штангисты. С самого купола свисал канат, на котором «качали» мышцы, поднимаясь «на одних» руках и желательно сделав «уголок», то есть расположив выпрямленные ноги перпендикулярно корпуса тела…
У штангистов место было в алтаре – там они гремели железяками о деревянный помост…
В те же годы, на ту же Пасху кладбище на Пожарова, где Всяхсвятская церковь был действующей, кладбище оцеплялось милицией и дружинниками по всему периметру и внутри патрулями, чтобы кроме бабушек с узелочками через калиточку, где она и сейчас – никто из молодёжи не мог проникнуть на службу… А если кто и проникал через забор и его (её) "прихватывали" - то "телега" шла по месту учёбы для дальнейших "разборок" с "нарушителями" по "комсомольской линии" ...
Аркаим,
это Вы из собственных воспоминаний пишете? Вот лично я не в курсе, какие там патрули были по религиозным праздникам. Никто в моей семье в церковь не ходил, даже бабушки. И из семей друзей и знакомых только у двух одноклассниц бабушки церковь посещали. Вот этими двумя одноклассницами учитель в школе и проводил беседу после Пасхи - какой это позор в церковь ходить. Вычислялись они легко по сонным, невыспавшимся лицам. Учитель, видимо, был обязан это делать. Всем остальным было глубоко пофиг. И это в 1-2 классе, старше уже одноклассницам стало неинтересна церковь. Нам, в принципе, было глубоко плевать и на религию и на антирелигиозную пропаганду одинаково. А вырастая человек сам приходит к вопросам религии и духовности и сам выбирает свой духовный путь. Кстати, в другом городе лет в 14 зашел в действующую церковь из интереса на Медовый Спас и никакой патруль меня там не хватал.
Аркаим,
А то, что Покровский собор "сократили" как действующий стоило ожидать, в СССР религия была отделена от светской жизни и действующий храм в центре ВМБ выглядел странновато для страны строящей коммунизм :). Думаю, что храмы и церкви в центре городов по всей стране закрыли, чтобы глаз не мозолили. Хотя мое личное мнение - зря. В этом вопросе был прав Сталин (никто ведь не думает, что он церкви пооткрывал из глубокого раскаяния и прозрения? 😀).
"...«…верующие Севастополя приносили в храмы иконы, которые они прятали по пещерам…».
Да, это были люди сильного духа и крепкой веры.
«…Это говорит о том, что определенные пасхальные традиции сохранялись…».
Да, церковные традиции – это такая «машина времени» = духовно связывающая людей через тысячелетия, словно они находятся в одном храме вместе, пусть и отдалённые в своих земных жизнях друг от друга веками.