Когда я рассказала о предпремьерном показе спектакля «Седьмой грех» (по пьесе А.В. Луначарского «Королевский брадобрей») театра имени А.В. Луначарского одной из приятельниц – любительниц классической драматургии, она сразу же вспомнила о том же «Королевском брадобрее»… полувековой давности. Ее, школьницу, на взрослый спектакль родители, понятно, не взяли, но она помнит их рассказ о спектакле, игре актеров классической театральной школы.
Нынешние зрители, с кем довелось побеседовать, вынесли из уютного зала аналогичные впечатления. Убедились в правоте заслуженных артистов Украины Николая Карпенко и Евгения Журавкина, которые до открытия занавеса в кратком интервью телевизионщикам подчеркнули, что нынешняя постановка – дань уважения тем давним традициям.
«Дядя Коля», как называют корифея севастопольской сцены молодые актеры, и Евгений Журавкин выступили и режиссерами спектакля – в классической трактовке. Новации, на мой взгляд, проявились в стремительном и динамичном развитии действия, а также в акцентировании внимания на личности главного героя – правителя условного феодального государства XV века короля Дагобера-Крюэля и мотивов его поступков – отсюда новое название постановки.
Можно пресытиться едой, стать равнодушным к деньгам и драгоценностям, если поток денег не иссякает, а сокровищница пополняется. И только власть – такая вещь, что чем больше ее имеешь, тем больше ее хочется, а хочется все больше и больше, и крепнет уверенность в том, что можно безнаказанно делать все, что хочется. «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно», – констатировал британский историк и политик лорд Актон в 1887 году, и эти слова актуальны на все времена.
Король Дагобер-Крюэль (Николай Карпенко) решает жениться на собственной дочери принцессе Бланке, требуя, чтобы их обвенчал «в соборе, при стечении народа» сам архиепископ – в пику как церковным канонам, так и общечеловеческой морали.
Ответ на вопрос: «Закон ли есть властитель государя, иль государь творит закон?» для диктатора очевиден: «Добро, чего хотим мы, а зло все то, что нам мешает», и «горе тому, кто станет поперек пути, который воля сильного избрала». Но, скорее всего, экстравагантный поступок – не просто самодурство и повод в очередной раз убедиться во вседозволенности и безграничности своей власти в бренном мире, а отчаянная попытка на закате жизни бросить вызов самому Богу, наивно пытаясь отсрочить уход в небытие…
Но как быть с общественным мнением? Средневековье – это все же не толерантный XXI век. Пробным камнем становится беседа с начальником стражи Чаусером (Евгений Чернорай): согласен ли бравый шотландец претворить в жизнь, скажем, такой королевский приказ: «…мощи всех святых повынуть, суп из них сварить, и супом кормить собак, да кошек, да прелатов». Кошмарная причуда властелина изумляет даже видавшего виды за долгие годы службы придворного брадобрея и шута Аристида (Евгений Журавкин). Чаусер тоже поначалу ужасается запредельному кощунству, но… после обещания получить герцогство «с десятком замков, сотнею селений» (не реального дара, а всего лишь обещания!) и опасливого уточнения, что грех на душу всецело примет государь, решительно отвечает: «Тогда готов я!». Но пока король приказывает Чаусеру всего лишь арестовать несостоявшегося жениха Бланки графа Евстафия (Александр Аккуратов) и заточить его в крепость.
На верховном совете представители государственной элиты поначалу тоже возмущаются грядущим браком короля. Снисходительно выслушав негодующего Герцога (заслуженный артист Украины Юрий Корнишин), дипломатичного Канцлера (Алексей Красноженюк) и лукавого Архиепископа (заслуженный артист Украины Андрей Бронников), король с саркастической улыбкой предлагает им дилемму – два эдикта, один из которых фактически обрекает имущие классы на разорение и смерть, а второй сохраняет статус-кво прав и привилегий.
И от категорического неприятия («об исполнении желанья преступного не может быть и речи», «ужели церковь я унижу?.. рискну ль я, чтоб народ наш христианский меня каменьями побил?») высокое собрание безоговорочно дает добро на кощунственный брак. Да уж, неприкрытые шкурные интересы и продажность вкупе с собачьей преданностью к действующему монарху – неотъемлемые атрибуты правительственных элит. Независимо от того, какое на дворе тысячелетье.
Такое откровенное хамелеонство до глубины души изумляет только одного человека, скромно стоявшего в стороне во время бурной дискуссии – мэра столицы Сьера Этьена (заслуженный артист АР Крым Илья Спинов), единственного представителя народа. Он не может скрыть возмущения, переходящего в праведный гнев, и бесстрашно называет вещи своими именами: «Где я присутствовал, несчастный? Свершали ль пир грабители при мне, враги ли государства совещались?.. Внизу народ наивно полагает, что государь, пред Богом предстоя, о том лишь думает, чтобы народу жилось вольнее… Предо мною снял Король венец, украшенный крестом, и показал себя лишь атаманом надменной шайки!.. Вы, дворяне, девицу предали на поруганье распутному, безумному отцу, вы брата предали – за что же? – за наживу! Кинул Вам, словно псам, кусок, подачку тот, кто должен быть для всех заступником, и радостно, поспешно на все, на все вы согласились! Смотрите – отрясаю прах от ног и ухожу с совета нечестивых! Личины я сорву! Господь свидетель – ратуша ударит в свои колокола… И каждый ржавый меч блеснет вам молнией в руках народных!».
Увы… За отчаянный протест мэр сразу же поплатился жизнью.
А для народа хитроумный архиепископ придумал гениальный ход – подключил к формированию общественного мнения сестру Доротею (Ирина Демидкина) – монахиню-отшельницу с богатейшим воображением, незаурядным актерским талантом и редкой понятливостью – достаточно только намека, какое именно откровение она должна получить «с небес». И Доротея убеждает народ, что Бланка якобы не дочь короля. Куда до нее политтехнологам наших дней…
На мой взгляд, режиссеры предоставили актерам возможность в полной мере проявить талант и творческий подход. Все актеры убедительны в сценических образах, а Доротея и Бланка (ее роль исполняют две актрисы – Светлана Глинка и Наталья Романычева, каждая по-разному) к тому же восхитительны!
После отчаянной попытки бунта несчастная Бланка, вкусив зелье, приготовленное Аристидом, превращается в безвольную куклу.
Торжествующий король готовится к свадьбе. Портной (Владимир Крючков) облачает его в парадные одежды, а брадобрей Аристид подобострастно наклоняется к его лицу с наточенной бритвой в руке.
Но не зря говорят, что зло возвращается бумерангом. Карающей десницей нежданно-негаданно становится рука Аристида. Миг – и поверженный король падает к подножию трона. Придворный шут после долгих лет унижений решил стать властелином хоть на этот миг…
…Последний раз я была в главном городском театре в позапрошлом году, и спектакль «Комплимент от двух друзей» оставил противоречивые впечатления, о чем тогда и написала: «Весьма нежелательно, чтобы будущие творческие работы ограничились лишь мюзиклами и опереттами. Потому что не хотелось бы потерять академический драматический театр. Будучи реалистом с оптимистическим уклоном, я все же хочу верить, что драмтеатру с его традициями и золотым фондом – творческим потенциалом актеров – жить!».
К счастью, не ошиблась.
Ольга Сигачёва
фото автора
Обсуждение (17)
К словам Ольги Сигачевой хочу добавить только одно: когда театр представляет настоящее произведение искусства, пространство малой сцены раздвигается и становится поистине большим. Спектакль серьезный, вдохновенно поставленный и сыгранный. Все великолепны. Блеснула Ирина Демидкина, сыгравшая сложнейшую роль отшельницы. Точно в образ попал Андрей Бронников. Впрочем, перечислить надо всех. Журавкину - виват!
Схожу, ей-ей!
Явно в мире этого спектакля ставила свои эксперименты Мания. Король был ею искушаем и не устоял (да и не особо пытался), Доротея, похоже, с безумием знакома давно и плотно, Бланку оно милосердно посетило вместо Георгия-чудотворца, а уж как вероломно и совершенно внезапно оно сразило Аристида – тот, опомнившись, и сам не скажет, что на него нашло и с чего бы это думы о природе власти так его захватили. Ну а у сьера Этьена в определённый момент оказались заблокированы здравомыслие и предусмотрительность.
Впрочем, люди, мыслящие там здраво, практичны, но настолько не обременены моралью, что тоже вызывают некоторую оторопь.
Малая сцена вообще радует, надеюсь, будет и впредь.
«…драмтеатру с его традициями и золотым фондом – творческим потенциалом актеров – жить!»
Да.
Спасибо всем причастным к спектаклю, удачи вам!
...малая сцена создаёт иллюзию пассивного участия зрителя в теме сопереживания
...миниатюры только усилят эффект восприятия...современному зрителю важна скорость передачи информации...рад за всех...
эндемик (уже непьющий)
...малая сцена создаёт иллюзию пассивного участия зрителя в теме сопереживания ...миниатюры только усилят эффект восприятия...современному зрителю важна скорость передачи информации...рад за всех...
...и время передачи, а оно, судя, по сюжету, выбрано не случайно.
Есть одно «но»- это то, что малая сцена «усиливает эффект восприятия» и создаёт иллюзию для оч-чень и оч- чень ограниченного числа зрителей.
Маловато будет.
Для того, чтобы «усилить иллюзию, нет-эффект"», необходима большая сцена. Тогда будет с размахом и, как гром среди ясного неба. Для этого необходим громовержец (маэстро), которого, увы и ах нет.
Ждём-с.
С премьерой, ребята.
Да, спектакль не смотрел, не готов, в виду отсутствия галерки
Впрочем, люди, мыслящие там здраво, практичны, но настолько не обременены моралью, что тоже вызывают некоторую оторопь.
Оторопь вызывает и сама тема. Если жиды (Луначарский) в свое время стремились развенчать монархию (отсюда и пьеса), то православным (нынешним режиссерам) надо бы понимать, шо цари (короли) при всех жестокостях к чужим народам, да и своим тоже, НИКОГДА не устраивали того, что разворачивается в спектакле. Их с пеленок воспитывали "гос-во - это Я". Монарх был совестью нации, а его окружение не по-наслышке знало, что такое ЧЕСТЬ. И даже если бы какой король и вздумал бы затеять подобное, его лишило бы жизни само окружение, а не брадобрей (пролетариат, якобы).
Актеры м.б. и хороши (не смотрел), но спектакль (как тема) - г-но!
А куда цензура смотрит ;)? Это ж намек на ВВВП и Кабаеву :) :)
to Сем:)н (Севастополь) Это ж намек на ВВВП и Кабаеву :) :)
Уж сколько лет муссируется эта сплетня. Не надоело? Или лично свечку держали?
to Даша56026
Знаете, почему гениев из женщин не бывает? Потому, шо они не могут быть объективными, не могут - и все! По природе своей... женской... все воспринимают субъективно. Вот и Вы ;)... выхватили из моего поста шутку, а суть не восприняли.
Удачных свечек ;)!
to WATSON (Кенсингтон.)
...грандиоза требуют шлягеры и попкорн
,эксперименты даже в подражаниях мне более интересны...
был приглашен на психоделические пробники самим МАСЛОВЫМ... и не пожалел...супппер...
эндемик (уже непьющий)
Предыдущим комментарием о премьерных показах на большой сцене хотел обратить внимание на то, что есть:
- проблема с главрежем
- проблема с репертуаром
Что не допустимо для театра со статусом академический.
Вот такая психоделика
https://www.youtube.com/watch?v=K5UyLmVDZaY
шутка
Rosa Romanova (Севастополь)
Для женщин удачная свечка - путь к здоровому счастью
Пытаюсь сосредоточиться, а в голове крутятся- вертятся слова Ф.Раневской о том, что люди, как свечи: одни согревают своим теплом, а другие- для другого места (своими словами).
Сейчас возьму себя в руки и продолжу.
to Rosa Romanova (Севастополь) ВВВППП
Мое сокращение - В(еликий)ВВП, а шо означает Ваше ;)?
to Сем:)н (Севастополь)
А я от восторга и трепета начала заикаться. Все-таки, когда дело касается цензуры и Великого ВВП Правителя-Президента (чуть ли не написала Порфироносца), то язык проглотишь и никакая свечка не поможет.
to Rosa Romanova (Севастополь)
...ближе к теме подражаний и имитаций
...проживать чужую ситуацию за бла-бло под авции есть проявление мимикрии и транспигментации альтер эго...
Как прирастить гипотетическое качество к несуществующему количеству - вот вопрос театральной повестки дня.
Говорят: нет тела, нет дела.
Нет театра, нет проблем.
А, пока академический театр будет находиться в «академическом» плавании, его будет болтать из стороны в сторону.
p.s. странно, что эта болтанка устраивает актёров, которые только и могут, что вздыхать про себя.
to WATSON (Кенсингтон.)
...всё делаю в стол,не ожидая помощи
,но делаю и радуюсь...
процесс "понад усё"...
...доминирующая(аристократическая,как производная от маргинальной) всегда делает стул нужного,трендового аромата...вот вам настоящая, академическая моторика конъюктуры от конформистов...