Севастополь

Премьера в Севастополе. Жизнь… и миг в блеске лезвия бритвы

Премьера в Севастополе. Жизнь… и миг в блеске лезвия бритвы

Когда я рассказала о предпремьерном показе спектакля «Седьмой грех» (по пьесе А.В. Луначарского «Королевский брадобрей») театра имени А.В. Луначарского одной из приятельниц – любительниц классической драматургии, она сразу же вспомнила о том же «Королевском брадобрее»… полувековой давности. Ее, школьницу, на взрослый спектакль родители, понятно, не взяли, но она помнит их рассказ о спектакле, игре актеров классической театральной школы.

Нынешние зрители, с кем довелось побеседовать, вынесли из уютного зала аналогичные впечатления. Убедились в правоте заслуженных артистов Украины Николая Карпенко и Евгения Журавкина, которые до открытия занавеса в кратком интервью телевизионщикам подчеркнули, что нынешняя постановка – дань уважения тем давним традициям.

«Дядя Коля», как называют корифея севастопольской сцены молодые актеры, и Евгений Журавкин выступили и режиссерами спектакля – в классической трактовке. Новации, на мой взгляд, проявились в стремительном и динамичном развитии действия, а также в акцентировании внимания на личности главного героя – правителя условного феодального государства XV века короля Дагобера-Крюэля и мотивов его поступков – отсюда новое название постановки.

Можно пресытиться едой, стать равнодушным к деньгам и драгоценностям, если поток денег не иссякает, а сокровищница пополняется. И только власть – такая вещь, что чем больше ее имеешь, тем больше ее хочется, а хочется все больше и больше, и крепнет уверенность в том, что можно безнаказанно делать все, что хочется. «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно», – констатировал британский историк и политик лорд Актон в 1887 году, и эти слова актуальны на все времена.

Король Дагобер-Крюэль (Николай Карпенко) решает жениться на собственной дочери принцессе Бланке, требуя, чтобы их обвенчал «в соборе, при стечении народа» сам архиепископ – в пику как церковным канонам, так и общечеловеческой морали.

Ответ на вопрос: «Закон ли есть властитель государя, иль государь творит закон?» для диктатора очевиден: «Добро, чего хотим мы, а зло все то, что нам мешает», и «горе тому, кто станет поперек пути, который воля сильного избрала». Но, скорее всего, экстравагантный поступок – не просто самодурство и повод в очередной раз убедиться во вседозволенности и безграничности своей власти в бренном мире, а отчаянная попытка на закате жизни бросить вызов самому Богу, наивно пытаясь отсрочить уход в небытие…

Но как быть с общественным мнением? Средневековье – это все же не толерантный XXI век. Пробным камнем становится беседа с начальником стражи Чаусером (Евгений Чернорай): согласен ли бравый шотландец претворить в жизнь, скажем, такой королевский приказ: «…мощи всех святых повынуть, суп из них сварить, и супом кормить собак, да кошек, да прелатов». Кошмарная причуда властелина изумляет даже видавшего виды за долгие годы службы придворного брадобрея и шута Аристида (Евгений Журавкин). Чаусер тоже поначалу ужасается запредельному кощунству, но… после обещания получить герцогство «с десятком замков, сотнею селений» (не реального дара, а всего лишь обещания!) и опасливого уточнения, что грех на душу всецело примет государь, решительно отвечает: «Тогда готов я!». Но пока король приказывает Чаусеру всего лишь арестовать несостоявшегося жениха Бланки графа Евстафия (Александр Аккуратов) и заточить его в крепость.

На верховном совете представители государственной элиты поначалу тоже возмущаются грядущим браком короля. Снисходительно выслушав негодующего Герцога (заслуженный артист Украины Юрий Корнишин), дипломатичного Канцлера (Алексей Красноженюк) и лукавого Архиепископа (заслуженный артист Украины Андрей Бронников), король с саркастической улыбкой предлагает им дилемму – два эдикта, один из которых фактически обрекает имущие классы на разорение и смерть, а второй сохраняет статус-кво прав и привилегий.

И от категорического неприятия («об исполнении желанья преступного не может быть и речи», «ужели церковь я унижу?.. рискну ль я, чтоб народ наш христианский меня каменьями побил?») высокое собрание безоговорочно дает добро на кощунственный брак. Да уж, неприкрытые шкурные интересы и продажность вкупе с собачьей преданностью к действующему монарху – неотъемлемые атрибуты правительственных элит. Независимо от того, какое на дворе тысячелетье.

Такое откровенное хамелеонство до глубины души изумляет только одного человека, скромно стоявшего в стороне во время бурной дискуссии – мэра столицы Сьера Этьена (заслуженный артист АР Крым Илья Спинов), единственного представителя народа. Он не может скрыть возмущения, переходящего в праведный гнев, и бесстрашно называет вещи своими именами: «Где я присутствовал, несчастный? Свершали ль пир грабители при мне, враги ли государства совещались?.. Внизу народ наивно полагает, что государь, пред Богом предстоя, о том лишь думает, чтобы народу жилось вольнее… Предо мною снял Король венец, украшенный крестом, и показал себя лишь атаманом надменной шайки!.. Вы, дворяне, девицу предали на поруганье распутному, безумному отцу, вы брата предали – за что же? – за наживу! Кинул Вам, словно псам, кусок, подачку тот, кто должен быть для всех заступником, и радостно, поспешно на все, на все вы согласились! Смотрите – отрясаю прах от ног и ухожу с совета нечестивых! Личины я сорву! Господь свидетель – ратуша ударит в свои колокола… И каждый ржавый меч блеснет вам молнией в руках народных!».

Увы… За отчаянный протест мэр сразу же поплатился жизнью.

А для народа хитроумный архиепископ придумал гениальный ход – подключил к формированию общественного мнения сестру Доротею (Ирина Демидкина) – монахиню-отшельницу с богатейшим воображением, незаурядным актерским талантом и редкой понятливостью – достаточно только намека, какое именно откровение она должна получить «с небес». И Доротея убеждает народ, что Бланка якобы не дочь короля. Куда до нее политтехнологам наших дней…

На мой взгляд, режиссеры предоставили актерам возможность в полной мере проявить талант и творческий подход. Все актеры убедительны в сценических образах, а Доротея и Бланка (ее роль исполняют две актрисы – Светлана Глинка и Наталья Романычева, каждая по-разному) к тому же восхитительны!

После отчаянной попытки бунта несчастная Бланка, вкусив зелье, приготовленное Аристидом, превращается в безвольную куклу.

Торжествующий король готовится к свадьбе. Портной (Владимир Крючков) облачает его в парадные одежды, а брадобрей Аристид подобострастно наклоняется к его лицу с наточенной бритвой в руке.

Но не зря говорят, что зло возвращается бумерангом. Карающей десницей нежданно-негаданно становится рука Аристида. Миг – и поверженный король падает к подножию трона. Придворный шут после долгих лет унижений решил стать властелином хоть на этот миг…

…Последний раз я была в главном городском театре в позапрошлом году, и спектакль «Комплимент от двух друзей» оставил противоречивые впечатления, о чем тогда и написала: «Весьма нежелательно, чтобы будущие творческие работы ограничились лишь мюзиклами и опереттами. Потому что не хотелось бы потерять академический драматический театр. Будучи реалистом с оптимистическим уклоном, я все же хочу верить, что драмтеатру с его традициями и золотым фондом – творческим потенциалом актеров – жить!».

К счастью, не ошиблась.

Ольга Сигачёва

фото автора

 

2765
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (18)

Profile picture for user Rosa Romanova
1593

К словам Ольги Сигачевой хочу добавить только одно: когда театр представляет настоящее произведение искусства, пространство малой сцены раздвигается и становится поистине большим. Спектакль серьезный, вдохновенно поставленный и сыгранный. Все великолепны. Блеснула Ирина Демидкина, сыгравшая сложнейшую роль отшельницы. Точно в образ попал Андрей Бронников. Впрочем, перечислить надо всех. Журавкину - виват!

Profile picture for user Мю
159

Явно в мире этого спектакля ставила свои эксперименты Мания. Король был ею искушаем и не устоял (да и не особо пытался), Доротея, похоже, с безумием знакома давно и плотно, Бланку оно милосердно посетило вместо Георгия-чудотворца, а уж как вероломно и совершенно внезапно оно сразило Аристида – тот, опомнившись, и сам не скажет, что на него нашло и с чего бы это думы о природе власти так его захватили. Ну а у сьера Этьена в определённый момент оказались заблокированы здравомыслие и предусмотрительность.

Впрочем, люди, мыслящие там здраво, практичны, но настолько не обременены моралью, что тоже вызывают некоторую оторопь.

Малая сцена вообще радует, надеюсь, будет и впредь.

«…драмтеатру с его традициями и золотым фондом – творческим потенциалом актеров – жить!»
Да.
Спасибо всем причастным к спектаклю, удачи вам!

Profile picture for user эндемик
2064

...малая сцена создаёт иллюзию пассивного участия зрителя в теме сопереживания ...миниатюры только усилят эффект восприятия...современному зрителю важна скорость передачи информации...рад за всех...

Profile picture for user WATSON
1316

эндемик (уже непьющий)

...малая сцена создаёт иллюзию пассивного участия зрителя в теме сопереживания ...миниатюры только усилят эффект восприятия...современному зрителю важна скорость передачи информации...рад за всех...
...и время передачи, а оно, судя, по сюжету, выбрано не случайно.
Есть одно «но»- это то, что малая сцена «усиливает эффект восприятия» и создаёт иллюзию для оч-чень и оч- чень ограниченного числа зрителей.
Маловато будет.
Для того, чтобы «усилить иллюзию, нет-эффект"», необходима большая сцена. Тогда будет с размахом и, как гром среди ясного неба. Для этого необходим громовержец (маэстро), которого, увы и ах нет.
Ждём-с.
С премьерой, ребята.
Да, спектакль не смотрел, не готов, в виду отсутствия галерки

Profile picture for user Семэн
241

Впрочем, люди, мыслящие там здраво, практичны, но настолько не обременены моралью, что тоже вызывают некоторую оторопь.

Оторопь вызывает и сама тема. Если жиды (Луначарский) в свое время стремились развенчать монархию (отсюда и пьеса), то православным (нынешним режиссерам) надо бы понимать, шо цари (короли) при всех жестокостях к чужим народам, да и своим тоже, НИКОГДА не устраивали того, что разворачивается в спектакле. Их с пеленок воспитывали "гос-во - это Я". Монарх был совестью нации, а его окружение не по-наслышке знало, что такое ЧЕСТЬ. И даже если бы какой король и вздумал бы затеять подобное, его лишило бы жизни само окружение, а не брадобрей (пролетариат, якобы).
Актеры м.б. и хороши (не смотрел), но спектакль (как тема) - г-но!
А куда цензура смотрит ;)? Это ж намек на ВВВП и Кабаеву :) :)

Profile picture for user Даша56026
753

to Сем:)н (Севастополь) Это ж намек на ВВВП и Кабаеву :) :)

Уж сколько лет муссируется эта сплетня. Не надоело? Или лично свечку держали?

Profile picture for user Семэн
241

to Даша56026

Знаете, почему гениев из женщин не бывает? Потому, шо они не могут быть объективными, не могут - и все! По природе своей... женской... все воспринимают субъективно. Вот и Вы ;)... выхватили из моего поста шутку, а суть не восприняли.
Удачных свечек ;)!

Profile picture for user эндемик
2064

to WATSON (Кенсингтон.)

...грандиоза требуют шлягеры и попкорн ,эксперименты даже в подражаниях мне более интересны... был приглашен на психоделические пробники самим МАСЛОВЫМ... и не пожалел...супппер...

Profile picture for user WATSON
1316

эндемик (уже непьющий)
Предыдущим комментарием о премьерных показах на большой сцене хотел обратить внимание на то, что есть:
- проблема с главрежем
- проблема с репертуаром
Что не допустимо для театра со статусом академический.
Вот такая психоделика


https://www.youtube.com/watch?v=K5UyLmVDZaY
шутка

Profile picture for user Rosa Romanova
1593

Для женщин удачная свечка - путь к здоровому счастью. Ну, а если цензор - дама (такая, знаете, в мужиковатом костюме и блузочке), то без свечи над адюльтером ВВВППП с А. К-ой вообще никуда. В смысле, в никуда не воткнешь. А хочется, аж зудит.
Маслов по части пробников - психоделический молоток. Кует железо, пока горячо. А то наедут скоро материковые психо-дельцы, куда ж тогда честному труженику на театральной ниве деваться.
Академических проблем в академическом театре хоть отбавляй. И кто возьмется их разгребать? Наследство, обросшее минусом. Как прирастить гипотетическое качество к несуществующему количеству - вот вопрос театральной повестки дня.
А пока суть да дело (в смысле отсутствия сути в подозрительном деле) варяжские гости показывают кино. Все плачут, аплодируют. Начальство разъезжается с мигалками. Шум, блеск, красота.
Словом, старт седьмому греху дан.

Profile picture for user WATSON
1316

Rosa Romanova (Севастополь)
Для женщин удачная свечка - путь к здоровому счастью
Пытаюсь сосредоточиться, а в голове крутятся- вертятся слова Ф.Раневской о том, что люди, как свечи: одни согревают своим теплом, а другие- для другого места (своими словами).
Сейчас возьму себя в руки и продолжу.

Profile picture for user Семэн
241

to Rosa Romanova (Севастополь) ВВВППП

Мое сокращение - В(еликий)ВВП, а шо означает Ваше ;)?

Profile picture for user Rosa Romanova
1593

to Сем:)н (Севастополь)
А я от восторга и трепета начала заикаться. Все-таки, когда дело касается цензуры и Великого ВВП Правителя-Президента (чуть ли не написала Порфироносца), то язык проглотишь и никакая свечка не поможет.

Profile picture for user эндемик
2064

to Rosa Romanova (Севастополь)

...ближе к теме подражаний и имитаций ...проживать чужую ситуацию за бла-бло под авции есть проявление мимикрии и транспигментации альтер эго...

Profile picture for user WATSON
1316

Как прирастить гипотетическое качество к несуществующему количеству - вот вопрос театральной повестки дня.

Говорят: нет тела, нет дела.
Нет театра, нет проблем.
А, пока академический театр будет находиться в «академическом» плавании, его будет болтать из стороны в сторону.
p.s. странно, что эта болтанка устраивает актёров, которые только и могут, что вздыхать про себя.

Profile picture for user эндемик
2064

to WATSON (Кенсингтон.)

...всё делаю в стол,не ожидая помощи ,но делаю и радуюсь... процесс "понад усё"...

Profile picture for user эндемик
2064

...доминирующая(аристократическая,как производная от маргинальной) всегда делает стул нужного,трендового аромата...вот вам настоящая, академическая моторика конъюктуры от конформистов...

Главное за день

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
9
1627

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5177

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
12
11134

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
540

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2479