Крым

Потенциальная энергия крымских тарифов

Каковы возможности энергетики полуострова для привлечения инвестиций и развития бизнеса.

Несмотря на очередное повышение энерготарифов, стоимость электричества в Крыму как для граждан, так и для предприятий остается существенно ниже, чем во многих регионах России.

Особенно это заметно в сравнении с ближайшим южным соседом полуострова – Краснодарским краем. Более того, появление новых объектов энергогенерации и ожидаемое развитие альтернативной энергетики в перспективе может привести к тому, что Крым, еще недавно переживавший блэкаут, сам станет поставлять электроэнергию на материк.

Но сохранение льготных режимов в крымской энергетике пока очень слабо влияет на привлекательность полуострова для бизнеса: выгоды от низкой стоимости электричества – это далеко не главный фактор принятия решений об инвестировании в Крым.

Back to the USSR

С 1 июля средневзвешенный тариф на электроэнергию для населения в Республике Крым увеличился на 7,7% - это самое значительное повышение стоимости электричества среди всех регионов России и уже второе за год (первое, на 1,7%, произошло в начале года в связи с ростом ставки НДС).

Однако для значительной части жителей Крыма рост энерготарифов оказался существенно выше среднего. Сразу на 11% выросла стоимость электричества при объеме потребления домохозяйств до 800 кВт-час в месяц, хотя выше этого уровня тарифы остались без изменения. Самый низкий тариф для населения в Республике Крым теперь составляет 2,41 рубля – столько будут платить за кВт-час жители домов с электроплитами при потреблении до 250 кВт-час в месяц.  

 В Севастополе тарифы на электроэнергию для населения тоже заметно выросли. Бытовые абоненты с объемом потребления до 150 кВт-час в месяц теперь вынуждены платит 3,41 рубля за киловатт вместо 3,16 рубля в первом полугодии, для потребления в диапазоне 150-600 кВт-час тариф вырос с 3,72 до 4,01 рубля, выше 600 кВт-час – с 6,16 до 6,64 рубля.

Много это или мало? Хорошее представление об относительном уровне цен на электроэнергию в Крыму и Севастополе дает исследование агентства РИА «Рейтинг», где оценивается количество киловатт-часов, которое могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители различных регионов страны.

По итогам первого полугодия прошлого года Крым в этом исследовании оказался на 26 месте (10 219 кВт-час), между Республикой Коми и Хабаровским краем, Севастополь (9 160 кВт-час) – на 34 месте, между Чечней и Московской областью. Это далеко не худший результат. Для сравнения, Краснодарский край занял лишь 67 место по доступности электроэнергии для населения (его среднестатистический житель год назад мог купить около 7 тысяч кВт-час в месяц), Ростовская область – 55 место (7,6 тысячи киловатт). 

Энерготарифы в Крыму действительно существенно ниже, чем в Краснодарском крае, отмечает федеральный энергоэксперт Даниель Дмитриев, советник председателя правления ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций (НП ТСО)».

По его словам, наиболее уместный для сравнения показатель – одноставочный единый (котловой) тариф на передачу электроэнергии в диапазоне напряжения НН, который является одним из главных компонентов энерготарифа для потребителей. Для Крыма он составляет 1,07 рубля за киловатт-час в первом полугодии и 1,37 рубля за киловатт-час во втором полугодии – это гораздо меньше, чем в том же Краснодарском крае (соответственно, 4,51 и 4,74 рубля). При этом экономически обоснованный тариф для Крыма составляет 2,33 рубля за кВт-час в первом полугодии и 2,4 рубля за кВт-час во втором полугодии.

Можно сравнить и конечные тарифы. Скажем, в платежке за услуги ЖКХ, который получил за июнь автор этой статьи, живущий в квартире с электроплитой в Краснодаре, 250 кВт-час потребленной электроэнергии обошлись в 820 рублей. Иными словами, тариф составил 3,28 рубля – на 36% выше, чем крымский, причем уже второго полугодия.

«Можно предположить, что энергосистема Крыма остается неким осколком социализма – необходимость значительного повышения тарифов здесь еще не обосновывается большими капитальными затратами, как это происходит в том же Краснодарском крае и многих других субъектах федерации. И даже если Крым перейдет на экономически обоснованные тарифы (что вряд ли произойдет в обозримом будущем), они все равно будут ниже, чем во многих других регионах страны. Есть, впрочем, и субъекты, где электроэнергия еще дешевле – например, Алтайский край, если судить по тарифам на передачу», - комментирует Даниэль Дмитриев.

В Крыму, добавляет Сергей Овченков, независимый эксперт в сфере энергетики, бывший топ-менеджер в электросетевом комплексе Краснодарского края, фактически отсутствует такое характерное для многих регионов России явление, как перекрестное субсидирование. Суть этого явления заключается в том, что относительно низкий уровень тарифов для населения поддерживается за счет повышенных тарифов для промышленных потребителей.

Промышленность в Крыму сейчас находится, в сущности, на стадии становления, крупных потребителей электроэнергии немного – это ряд системообразующих предприятий в сельском хозяйстве и переработке, а также объекты Минобороны, констатирует Овченков.

Но для развития промышленности в части энерготарифов созданы очень хорошие стартовые условия, а для населения – ступенчатая система тарифов учитывающая, что жители многих городов Крыма используют для отопления электричество, не является дискриминационной и стимулирует энергосбережение. Кроме того, в Крыму реализован принцип социального стимулирования энергопотребления: для многодетных семей созданы режимы максимальных преференций. Все это так или иначе стимулирует людей переезжать в Крым на постоянное жительство.

Еще один важный элемент крымской энергетики, по словам Сергея Овченкова, – доминирование в ней монопольных структур, контролируемых государством. По мнению эксперта, это, прежде всего, означает отсутствие структур-прослоек, которые осуществляют чисто формальные функции сетевых и сбытовых компаний, то есть паразитируют на энергосистеме, оттягивая ресурс из тарифа.

«Да, это чем-то напоминает Советский Союз, где энерготарифы устанавливались государством и никто не шантажировал потребителя рубильником, но для энергетики вообще очень важны принципы плановой экономики, поскольку энергетика всегда должна работать на опережение. Возможно, для Крыма в этом есть определенная политическая подоплека, но такие условия и для промышленности, и для населения должны создаваться на всей территории России. Экономика развивается благодаря энергетике, а не энергетика – вопреки экономике. Если векторы развития энергетики и экономики не совпадают, это тормозит экономический рост», – убежден Овченков.

Существенным отличием от материка, по его словам, является и то, что в Республике Крым тарифы на электроэнергию утверждаются не региональной комиссией по тарифам, как в других регионах, а госкомитетом по ценам, который фактически назначает тарифы для безусловного исполнения. В какой-то момент Крыму придется входить в либерализованный общероссийский рынок электроэнергии, однако пока этот процесс происходит по щадящему сценарию: на 2019-2020 годы никаких существенных решений по либерализации тарифов не запланировано.

Свет не для всех

Присоединение к России позволило Крыму решить важнейшую проблему его энергосистемы – хронический дефицит энергии собственного производства.

Еще в 2017 году объем энергодефицита в Крыму и Севастополе, по данным РИА «Рейтинг», составлял более 5,2 млрд кВТ-час (62 место среди регионов России), а отношение производства электроэнергии к ее потреблению на полуострове находилось на уровне 30%.

Преодолеть эту ситуацию позволило строительство крупных объектов энергогенерации – Таврической и Балаклавской парогазовых ТЭС, а также Сакской ТЭЦ, которые были сданы в эксплуатацию в прошлом году. Осенью прошлого года вырабатываемую ими избыточную мощность даже приходилось направлять в энергосистему Кубани, которая также характеризуется устойчивым энергодефицитом.

Суммарная мощность новых электростанций составила 1060 МВт, а при необходимости, если экономика полуострова будет показывать рост, могут быть рассмотрены дополнительные варианты по увеличению выработки, сообщил в прошлом октябре замминистра энергетики РФ Андрей Черезов.

Кроме того, напоминает Сергей Овченков, в Крыму находятся значительные мощности альтернативной энергогенерации, которые рано или поздно будут переведены на российский баланс. С учетом этих объектов и вновь построенных уже в российский период тепловых электростанций Крым, по мнению эксперта, способен полностью обеспечивать себя электроэнергией.

При этом, добавляет эксперт, достаточно надежна структура передачи электроэнергии ГУП «Крымэнерго» – модернизация сетей в Крыму была проведена быстро и качественно в момент, когда требовалось обеспечить энергоснабжение полуострова из России. Это потребовало значительных затрат, но позволило исключить больших будущих потерь электроэнергии при ее передаче.

Потери электроэнергии в Крыму сейчас не выше, чем в Краснодарском крае и Ростовской области, и значительно ниже, чем, например, в Калмыкии, не говоря уже о республиках Северного Кавказа.

«Если развитие крымской энергосистемы будет идти по тому плану до 2023 года, который разработали ведущие исследовательские центры России, то Крым сможет в дальнейшем не только уйти от особых режимов энергоснабжения, но и стать поставщиком электроэнергии для других регионов. Прежде всего, в этой программе учтены потребности в электроэнергии для развивающейся промышленности и для развития населенных пунктов, что в России делается очень редко. Для сравнения, в Краснодарском крае есть программы развития ведущих электросетевых компаний, но общей территориальной программы развития энергетики как таковой нет. Поэтому Крым можно считать образцом для других регионов», - считает Овченков.

Но на практике конвертировать все эти энергетические бонусы в преимущество для инвесторов очень сложно, констатирует Даниэль Дмитриев. Он вновь напоминает, что в Краснодарском крае и Ростовской области энерготарифы высоки, но это не слишком отпугивает бизнес. В Крыму же, считает эксперт, во-первых, вряд ли есть глубокое понимание того, как надо привлекать инвесторов тарифами, а во-вторых, Крым остается энергодефицитным для крупных проектов.

«Запущенные в эксплуатацию объекты генерации обеспечивают собственные нужды полуострова, но об избытке мощности речи явно не идет. А при подключении к электросетям большую роль в Крыму играет административный ресурс, и хотя формально Крым принял российскую методологию технологического присоединения, по факту все осталось, как было раньше», - добавляет эксперт.

Он приводит такие данные: в Крыму присутствуют всего две территориальные сетевые организации (одна из которых – ГУП, контролирующий 95% рынка), и ни о какой конкуренции в сфере технологического присоединении речи вообще не идет. Для сравнения, в Краснодарском крае действует 51 ТСО, помимо крупнейшей региональной сетевой компании ПАО «Кубаньэнерго».

«Формально в Крыму вряд ли есть какие-то препятствия для создания новых ТСО, но по факту этот процесс стоит на месте, поскольку, так сказать, сохраняются определенные свойственные этому региону обычаи делового оборота. Вопросы инвестиционного климата тут явно находятся не на первом плане. Хотя, если абстрагироваться от региональной специфики, то общий совет для тех, кто начинает большие инвестпроекты – планировать энергообеспечение заранее, за несколько лет, а не за несколько месяцев до запуска, чтобы спокойно набирать необходимый вам объем мощности», - резюмирует Даниэль Дмитриев.

О том, что сравнительно низкие энерготарифы пока сложно сделать реальным преимуществом для бизнеса, говорит и Сергей Овченков. По его словам, для компаний, намеренных работать на внутрироссийском рынке, крымские энерготарифы действительно остаются экономически привлекательными. Но круг таких компаний, которым это будет интересно, ограничен – в основном это сравнительно небольшие предприятия легкой и пищевой промышленности. Для крупных промышленных компаниях (если говорить об энергетике, это прежде всего «Россети») главным препятствием для вхождения в Крым остаются международные санкции, и здесь привлекательные энерготарифы далеко не главное.   

Есть и сомнения в привлекательности энерготарифов для бытовых потребителей, особенно в Севастополе, где, как уже говорилось, стоимость электричества заметно выше, чем в Республике Крым. Ленур Усманов, севастопольский гражданский активист, недавно выигравший суд у компании «Севастопольэнерго», усматривает в этом результат все того же монополизма.

«Утверждение, что в Севастополе энерготарифы ниже экономические обоснованного уровня – это всего лишь слова, - говорит Усманов. - Устанавливая тарифы, департамент городского хозяйства не представил ни один из расчетов, хотя они должны быть обоснованы техническими показателями. Мы должны увидеть, по какой цене компания «Севэнергосбыт» закупает электроэнергию на оптовом рынке, какова стоимость ее транзита до Севастополя, какова стоимость обслуживания электросетей компании «Севастопольэнерго», которая получает дотации от правительства города. Только после этого можно предметно говорить об уровне тарифов, однако ответов на эти вопросы по-прежнему нет».

Кроме того, по словам Усманова, не вполне понятно, почему в Севастополе тарифы для населения повышаются при потреблении выше 600 кВт-час в месяц, тогда как в Крыму установлена более высокая планка – 800 кВт-час, а в диапазоне до 3600 кВт-час в месяц установлен льготный режим для отапливающих домовладения электричеством, которого нет в Севастополе.

Иными словами, ситуация складывается так, что между тарифами в Севастополе и Крыму разница очень существенная, в связи с чем возникает подозрение, что в Севастополе тарифы завышены.

И самый главный момент, резюмирует Ленур Усманов: в Севастополе есть свой газ, добываемый предприятием «Черноморнефтегаз» и поставляемый на новые ТЭС в Балаклаве и Симферополе.

«Какова себестоимость энергии, вырабатываемой из этого газа – ниже или выше, чем на оптовом рынке? – задается вопросом гражданский активист. - Тоже ответа нет. В результате мы даже не можем предъявлять энергетикам претензии, так как не знаем ответов на базовые вопросы. Напрашивается вывод, что им есть что скрывать от общественности. Вся предметная информация закрыта, абсолютно непрозрачна, поэтому говорить о том, заниженные у нас тарифы или нет, явно преждевременно».

Николай Проценко

2094
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_facebook_100004208791652
2716
Vladimir

 В Севастополе тарифы на электроэнергию для населения тоже заметно выросли. Бытовые абоненты с объемом потребления до 150 кВт-час в месяц теперь вынуждены платит 3,41 рубля за киловатт вместо 3,16 рубля в первом полугодии, для потребления в диапазоне 150-600 кВт-час тариф вырос с 3,72 до 4,01 рубля, выше 600 кВт-час – с 6,16 до 6,64 рубля.

где оценивается количество киловатт-часов, которое могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты жители различных регионов страны.  По итогам первого полугодия прошлого года Крым в этом исследовании оказался на 26 месте (10 219 кВт-час), между Республикой Коми и Хабаровским краем, Севастополь (9 160 кВт-час) – на 34 месте, между Чечней и Московской областью. Это далеко не худший результат. Для сравнения, Краснодарский край занял лишь 67 место по доступности электроэнергии для населения (его среднестатистический житель год назад мог купить около 7 тысяч кВт-час в месяц), Ростовская область – 55 место (7,6 тысячи киловатт).

Очередная туфта от манипулирования с так называемыми средними зарплатами. Большинство жителей могут на свою зарплату или пенсию приобрести не более 4000 квт*час.

Profile picture for user Москит
2175
Москит

Ленур-то прав,задавая эти интересные вопросы.Есть что скрывать энергетикам,не давая ответов.

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1870

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2860

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5087