Россия

Похоронный спам: ритуальные службы атаковали почтовые ящики россиян

Новый способ привлечения клиентов пришёлся по вкусу далеко не всем.

Россияне пожаловались на похоронную рекламу.

На фоне высокой смертности от коронавируса в почтовых ящиках жителей городов-миллионников стали появляться брошюры от ритуальных служб. В них подробно рассказывается о том, что делать, если вы внезапно умрёте, и сколько обойдётся вашим родственникам погребение.

Найти управу на «ритуальщиков» оказалось непросто. Ни в одном российском законе чётко не прописано, что рекламировать таким образом похороны нельзя.

О том, что делать, если вас приглашают на кладбище, — в материале ForPost.

Защита от похоронного спама

Первыми на похоронную рекламу пожаловались жители Санкт-Петербурга.

По данным новостного портала Readovka, петербуржцы в своих почтовых ящиках стали находить рекламные брошюры Городской ритуальной службы. В них сказано, сколько стоит погребение, на что можно получить скидку, а также прописаны бонусы, которые ждут обратившихся в ритуальную службу.

«Переполненные корреспонденцией почтовые ящики многоквартирных домов законодательство не регулирует. Да и было бы глупо это делать. Давайте тогда начнём регулировать количество урн в подъездах или сколько обуви должно быть у каждого члена семьи», — отметила в беседе с корреспондентом ForPost исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина.

По её словам, распространением печатной рекламной продукции в подъездах многоквартирных домов часто занимаются сотрудники управляющих компаний.

Рекламное агентство заключает договор с коммунальщиками, после чего за определённую плату сотрудник управляющей компании заполняет почтовые ящики жильцов дома различной печатной продукцией. Это могут быть как памятки ритуальных агентств, так и брошюры булочной, работающей по соседству с многоэтажкой.

Москвина подчеркнула, что в данном случае ни одна из сторон «рекламного договора» не нарушает действующее законодательство.

«Да, кому-то неприятно получать похоронную рекламу. Но что плохого в том, что предприниматель решил вложить серьёзные средства в продвижение своей продукции? Кто ему может запретить это делать? Другое дело, если бы реклама похоронных услуг была напечатана на едином платёжном документе, который мы получаем для оплаты коммунальных услуг. Здесь действуют определённые ограничения для рекламодателей. Что касается появления газет и журналов в почтовом ящике, то этот вопрос должны регулировать сами собственники квартир», — отметила Москвина.

В законе «О рекламе» чётко прописано, что без согласия собственников квартир невозможно размещать билборды, растяжки, флаеры и стикеры на здании многоэтажек или в подъездах жилых домов.

Тогда на каком основании управляющая компания заключает договор о распространении рекламной печатной продукции по почтовым ящикам жильцов?

Москвина подчеркнула, что интересы людей представляет старший по подъезду. Возможно, с его согласия эта печатная продукция доходит до адресата.

Поэтому, если вы хотите оградить себя от похоронного спама, этот вопрос нужно решать со старшим по подъезду.

Не рекламируют, а информируют

Однако у рекламы похорон может быть и полезная нагрузка. В частности, с её помощью россияне могут узнать условия для погребения на бюджетные средства.

Эту информацию часто замалчивают городские власти, так как «не хотят тратить деньги на похороны тех, кому они положены», отметил в беседе с корреспондентом ForPost представитель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев.

В качестве примера он привёл инцидент, который произошёл в феврале 2019 года в Самаре. Местная жительница поставил гроб с покойным мужем у здания правительства региона, после того как не смогла похоронить умершего из-за высокой стоимости ритуальных услуг.

«Мэр города долго оправдывался. С его слов, женщина имела право на бесплатные похороны, для этого ей нужно было просто обратиться в мэрию. На самом деле всё было не так. Женщина прошла морг, кладбище, и нигде ей не сообщили, что она имеет право на бесплатные похороны. Во многих случаях ритуальные агентства разъясняют людям их права. По сути, они берут на себя роль государственных органов. На этой полезной информации ритуальные агентства строят свою рекламу. Она может нести для общества положительный эффект», — отметил Авдеев.

Он объяснил, почему власти неохотно делятся информацией о бесплатных похоронах.

В пандемию коронавируса сложилась непростая экономическая ситуация. «Похоронные» деньги россияне стали проедать. Доля людей, которых будут хоронить на государственные деньги, увеличивается.

Авдеев отметил, что городские администрации «не хотят тратить бюджетные деньги» на захоронение граждан, поэтому «утаивают от них различного рода информацию».

Похоронили и забыли?

Цены на похороны очень сильно разнятся.

По данным из открытых источников, в Москве минимальный похоронный бюджет составляет 25 тыс. рублей. В эту сумму входят деревянный гроб, обитый тканью, металлический крест, шёлковые тапочки, покрывало и подушка, а ещё доставка к месту погребения.

Часть затрат на погребение компенсирует государство. Общефедеральное пособие с февраля 2020 года составляет 6 125 рублей, но в некоторых городах местные власти устанавливают повышенные выплаты.

Можно похоронить человека и вовсе бесплатно. Это возможно, если умерший безработный; пенсионер (не работавший на момент смерти); мертворождённый ребёнок.

Государство предоставит гроб и минимум атрибутики. Похороны будут скромные: общие затраты не должны превышать 17 тысяч 740 рублей.

Читайте по теме: Работники ритуальных служб пожаловались на поборы в моргах

Представитель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев подчеркнул, что средства, которые выделяет государство на похороны своих граждан, «настолько позорные», что не покрывают расходы на погребение.

«Власти Москвы хоть и гарантируют захоронение человека на кладбище, но нигде не прописано, а каким образом гроб с телом человека туда попадёт, кто его будет нести или везти. Получается, что умерший сам должен из морга дойти до кладбища и лечь в могилу. Реклама ритуальных услуг больше направлена на разъяснение всех этих вопросов. Люди звонят за уточнениями в похоронную фирму, где им предлагают дополнительные услуги, чтобы организовать более или менее достойные похороны», — отметил Авдеев.

Вопрос этики превыше всего

Какая бы полезная нагрузка у рекламы похоронных услуг ни была, заполнять ею почтовые ящики россиян не стоит, уверен заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Напсо.

Он подчеркнул, что на законодательном уровне запрещать такого рода рекламу не совсем правильно.

Фото: Википедия

Ритуальные службы — это представители малого и среднего бизнеса. Они платят налоги. У них должно быть право продвигать свою продукцию.

«Все пользуются ритуальными услугами. Они нужны людям. Однако рекламировать их через печатную продукцию, которой заполняют почтовые ящики жильцов многоэтажек, — не совсем этично. Траурные мероприятия вызывают неприятный осадок у людей. Поэтому ритуальным агентствам нужно более человечно подходить к вопросу продвижения своих услуг», — отметил Напсо.

Он подчеркнул, что запретить распространение рекламы возможно. Для этого жильцы многоэтажки, которые ежемесячно платят управляющей компании за уборку и содержание подъездов, должны провести собрание. На нём они могут выяснить, кто даёт доступ в подъезды людям, распространяющим подобного рода рекламу.

Напсо добавил, что открывать подъезды для таких рекламораспространителей не нужно. Он уверен, что раскладывание газет, листовок и брошюр по подъездам в эпоху Instgram и Telegram — прошлый век.

Интернет-реклама, уверен заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, гораздо эффективней и не захламляет подъезды жилых домов.

Поэтому ждём приглашений на похороны через TikTok или Twitter.

Реклама — двигатель торговли. В пандемию коронавируса возник повышенный спрос на ритуальные услуги, которые, оказывается, также нуждаются в продвижении.

Роберт Вочовский

1278
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user sapun
8355
sapun

Все это было бы ничего, если бы не всеобщая истерия. "Скорые" визжат с утра и всю ночь. Новости с утра начинаются с числа умерших. Не к достойной жизни общество готовят, а к болезням и смерти.

Главное за день

Чем грозит севастопольцам новшество с объемами электропотребления

Наш город внезапно оказался примером для всей страны.
20:02
46
8615

В плену лени и стереотипов: почему крымчане не хотят работать в сельском хозяйстве

Специалистам готовы хорошо платить, но рабочих приходится привозить из других регионов.
17:16
3
1182

В Севастополе на территории Херсонеса вырастет новый забор

Он призван отделить мирян-экскурсантов от молящихся монахов.
19:02
94
11400

Крымчане стали скупать новые иномарки несмотря на цену

На резкий рост спроса повлиял утильсбор.
18:14
1
2286

В Крыму умер четвёртый подросток, пострадавший в страшном ДТП

За его жизнь врачи боролись почти две недели.
17:14
0
2698