Крымчане стали чаще перегонять и ввозить машины из-за границы. Одним из ключевых направлений для автомобильного туризма стал Китай. Как и почему жители полуострова покупают машины за 8 тысяч километров от дома, узнал ForPost.
По данным Крымской таможни, в этом году в регионе случился настоящий бум ввоза заграничных автомобилей. С начала года таможенники выпустили в свободное обращение более 650 транспортных средств. В прошлом году показатель был в два раза меньше.
«Преимущественно физическими лицами ввоз транспортных средств для личного пользования осуществлялся из Китая. В основном это машины категорий не старше 3-х лет и от 3-х до 5 лет», — отметила и.о. начальника Крымской таможни Татьяна Кравец.
Слова представителей ведомства в беседе с ForPost подтвердил и опытный автодилер, профильный автоэксперт Роман Быков. Как пояснил специалист, Китай стал для крымчан автомобильной Меккой сразу по нескольким причинам.
Первая из них — санкции. Из-за ограничений зарубежные производители были вынуждены уйти из России и китайские фирмы фактически остались единственным поставщиком, который помимо «железного коня» может также предложить гарантийное, постгарантийное, сервисное обслуживание и хорошие кредитные условия.
«По сравнению с западными компаниями, китайцы предлагают свою продукцию существенно дешевле, в среднем на 15-20%. Важно отметить и их неприхотливость: большинство автомобилей готовы работать на дешёвом бензине АИ-92», — дополнил перечень преимуществ собеседник издания.

Схема доставки, по словам Романа Быкова, тоже получается нехитрая. Те, кто готов переплатить несколько сотен тысяч рублей, заказывают машину прямо в салоне. Остальные же, на своё усмотрение, могут воспользоваться услугами проверенного дилера, заказать доставку «ласточки» автовозом или эвакуатором, либо совместить приятное с полезным и прокатиться до Китая самостоятельно.
«Китайские машины однозначно выгодно покупать, декларировать для личного пользования, привозить сюда. Если говорить о выгоде, то проще сделать всё самому, используя какие-то контакты только для решения бюрократических проволочек. А так — купил, приехал, машину забрал, перегнал, растаможенную уже оформил», — объяснил автоэксперт.
Сейчас, в условиях огромных очередей на выезд из Китая, процесс покупки и перегона машины занимает у автомобилистов примерно месяц. Треть этого времени придётся провести в машине: согласно сервису Яндекс.Карты, на дорогу из Китая в Крым на автомобиле потребуется 146 часов без учёта сна и приёмов пищи.
Но, как заверил Роман Быков, на практике перегон машины занимает гораздо меньше времени.

В момент, когда автомобиль пересекает границу с Республикой Крым, владельцу обязательно нужно зарегистрировать транспортное средство. Как напомнил Роман Быков, чтобы оформить машину для личного пользования, человеку необходимо подать декларацию.
«Затем из личного кабинета человека в системе Федеральной таможенной службы списывается пошлина, которая определяется типом, возрастом, стоимостью машины, её объёмом двигателя и целью ввоза. На человека, задекларировавшего авто, налагается обязательство не продавать машину в течение года», — объяснил автоэксперт.
Иначе говоря, за ввоз иномарки владелец должен заплатить какое-то количество денег. Традиционно пошлина складывается из четырёх составляющих: утилизационный сбор, таможенный сбор, ставка и акциз.
Для физических лиц, которые не планируют перепродавать авто, первая из четырёх составляющих пошлины рассчитывается просто. Базовая ставка утильсбора (20 тысяч рублей) умножается на определённый коэффициент (0.17 и 0.26). Так, за машину моложе трёх лет нужно будет заплатить 3 400 рублей, а старше трёх лет — 5 200 рублей.
Как предупредил Роман Быков, если в течение первого года после растаможивания владелец вдруг захочет продать авто, то его обяжут заплатить утильсбор уже по базовой коммерческой ставке, которая составляет 150 тысяч рублей.
Таможенный сбор тоже считается нетрудно: он определяется стоимостью ввозимого товара. Для машин, которые попадают в ценовой диапазон от 1,2 до 2,7 миллиона рублей, сбор будет составлять 11,7 тысячи. За авто, ценник на которые колеблется от 2,7 до 4,2 миллиона рублей, сбор составит уже 16,5 тысячи.
А вот ставку и акциз рассчитать немного сложнее.
«Ставка определяется типом, возрастом, стоимостью машины, её объёмом двигателя и целью ввоза. Акциз рассчитывается как количество лошадиных сил умноженное на ставку, минус налоговый вычет», — объяснил автодилер.
Например, за ввоз гибридного кроссовера «Серес СФ5» 2021 года с мощностью двигателя 112 лошадиных сил придётся отдать около 275 тысяч ставки и акциза. За такую же машину, произведённую в текущем году, Федеральная таможенная служба попросит уже около 607 тысяч.
Суммарно, по примерным подсчётам, растаможивание упомянутых автомобилей обойдётся в 294 — 626 тысяч рублей.
Отметим, что подыскать себе машину можно и без поездки за границу. Как ранее рассказывал ForPost, в 2025 году в большинстве регионов ЮФО автомобили стали дешеветь. Например, в Астраханской области средняя цена новых авто за год снизилась на 12,9%. Правда, пока что чек на «ласточку» всё ещё остаётся выше двух миллионов рублей.
Елена Фокина
Фото: Неонилла Кудрик|ForPost, Сергей Кажанов|ForPost

На что только народ не идёт, что бы сэкономить на налогах в 300% и больше от стоимости изделия.
"...«По сравнению с западными компаниями, китайцы предлагают свою продукцию существенно дешевле, в среднем на 15-20%. Важно отметить и их неприхотливость: большинство автомобилей готовы работать на дешёвом бензине АИ-92», — дополнил перечень преимуществ собеседник издания...".
?
Обстоятельства по сборам и налогам в государстве, при наличии желания к покупке авто заставляют идти на некоторые действия. Но есть много но вообще с покупкой авто в Китае и от их производитнлей. Ладно вопрос с техническим обслуживанием этих авто впринципе решен.( фильтра, масла и кололки, ремни модно купить и их в наличии есть) Но по запасным частям,( при дтп или вандализме, еще при каких то случаях) приобретать придется в случае необходимости бу либо ждать из Китая, что долго и несовсем удобно. По гарантии, может быть кто - то из производителей Китая и готов её предоставить на автомобили проданные в иные страны, но есть вопрос со способом реализации права на гарантию при возникновении необходимости. Автомобиль куда повезут в Китай? Ну и самое главное потеря стоимости при продаже. Китайские автомобили в массе своей при продаже на вторичке в первые годы владения теряют в деньгах очень большой процент от первоначальной стоимости. Но если везешь автомобиль для себя и самостоятельно, то вероятность какого то "баланса выгод" модет быть и будет. Надо хорошо все учитывать, все затраты , в том числе временные, затраты сил и здоровья. Многие скажут, вот бизнес везет, но у бизнеса есть всегда преимушество, объем закупа, соответственно скидки на транспортировку, скилки на сам автомобиль от продавца, иные нюансы. И бизнес продал, заработал и забыл. Там нет проблемы с временным удешевлением авто, обслуживанием и тд. Каждый соучай и каждый авто нужно хорошо и считать. Видимая экономия на утиле может обернуться проблемой, вылезшей в другом месте.