Как известно, машина — это не роскошь, а средство передвижения. Стоит ли покупать автомобиль в Крыму или выгоднее отправиться за ним в соседний регион, какие бренды пользуются спросом и почему по итогам года прогнозируется снижение объёмов продаж, ForPost разбирался вместе с экспертами авторынка.
За новыми авто — в Астраханскую область, за подержанными — в Волгоградскую
Согласно исследованию аналитиков «Авито Авто», средняя цена новых автомобилей в ЮФО в 2025 году составила 2 799 000 рублей. При этом наиболее ощутимо машины подешевели в Астраханской области. Здесь средняя цена новых авто за год снизилась на 12,9% до 2 569 900 рублей. В это же время в Крыму их стоимость снизилась лишь на 5,8% до 2 780 000 рублей. А в Адыгее средства передвижения и вовсе подорожали на 2,6%. При этом средняя цена здесь самая низкая в округе — до 1 645 157 рублей. Причины не объясняются, но можно предположить, что в регионе продаются в основном отечественные модели.
Средняя цена автомобилей с пробегом по ЮФО летом нынешнего года составила 735 000 рублей. Наиболее ощутимое снижение цены специалисты «Авито Авто» зафиксировали в Волгоградской области и Краснодарском крае: на 4,3% — с 770 000 до 735 000 рублей и на 5,6% — с 890 000 до 840 000 рублей соответственно. При этом машины подорожали в Адыгее на 5,9% до 740 000 рублей. В Крыму машины оказались дороже, чем в Волгоградской области, но дешевле, чем в Краснодарском крае.

«В Крыму стоимость автомобиля с пробегом составила 800 000 рублей, что на 4,8% ниже, чем в прошлом году», — уточнили в «Авито Авто».
«Китайцы» рулят
Среди новых автомобилей в ЮФО высоким спросом пользуются предложения от «Чери» и «Хавал» — это одни из наиболее представленных брендов на рынке, рассказали эксперты «Авито Авто».
При этом наиболее выгодно приобретать «Чери» в Астраханской области: средняя цена уменьшилась на 8,8% до 2,68 миллиона рублей. А в Краснодарском крае и в Крыму эти машины подешевели лишь на 4,8% (до 2,78 миллиона рублей) и на 5,8% (до 2,78 миллиона рублей) соответственно.
При этом автомобили «Хавал» подорожали в некоторых регионах ЮФО за исключением Волгоградской области и Крыма. Наиболее ощутимо цены выросли в Краснодарском крае: на 5,7% до 2,8 миллиона рублей, в это же время подешевели в Волгоградской области на 5,1% до тех же 2,8 миллиона рублей. Согласно исследованию, наиболее выгодно покупать «Хавал» в Крыму: цены упали на 2% до 2,45 миллиона рублей.

На рынке автомобилей с пробегом пальма первенства по спросу принадлежит отечественным авто, «корейцам» и «японцам»: «Лада», «Хендай» и «Тойота». Согласно данным «Авито Авто», наиболее выгодно покупать «Хендай» в Астраханской области, здесь средняя цена машины 890 тысяч рублей. «Тойоту» — в Краснодарском крае (средняя цена машины — 1,24 миллиона рублей). Ну а если решили обзавестись отечественной «Ладой», то вам в Адыгею, здесь она продаётся по самым выгодным в ЮФО ценам — 645 тысяч рублей.
«Сравнение по регионам показывает: разница в стоимости одной и той же марки или модели может достигать сотен тысяч рублей. Так, «Лада Гранта» с пробегом в Адыгее стоит в среднем 645 тысяч рублей, а в Краснодарском крае — уже 700 тысяч. «Хендай Солярис» обойдется в 885 тысяч в Астраханской области и в один миллион в Краснодаре», —подытожили аналитики «Авито Авто».
Продажи падают
Некоторые специалисты прогнозируют, что по итогам 2025 года продажи новых машин в России значительно сократятся. Автоэксперт Роман Быков не исключает, что всему виной увеличение ставки на утилизационный сбор, политика Центробанка и ограниченный выбор авто.
«Продажи авто упали из-за ставки утиля, которая при самом минимальном объёме к самому минимальному колёсному авто прибавляет 150 тысяч рублей — такова минимальная ставка утиля», — пояснил в комментарии ForPost эксперт.
По его словам, например, при покупке нового «КИА РИО» в его стоимость уже «зашита» ставка на утиль — около 350 тысяч рублей. Таким образом, если в прошлом году такое авто можно было купить за 1,7 миллиона рублей, то в этом уже — за 2 миллиона рублей.

Второй фактор, который негативно сказался на продажах авто, по мнению эксперта, это высокая ключевая ставка, из-за которой подорожали автокредиты.
Третий фактор — это ограниченный выбор.
«Из мировых брендов на нашем рынке остались только китайские и корейские авто и «Автоваз», — отметил Роман Быков. И добавил, что другие бренды, которые хорошо себя зарекомендовали, сложно привезти в Россию из-за проблем с логистикой и санкций.
Как рассказывал ForPost, в Крыму продают только российские и китайские машины из-за оторванности полуострова от общероссийского автомобильного рынка. Объясняется это в том числе и сложной логистикой.
Юлия Суконкина
Фото: Алексей Амельянчик|ForPost, коллаж ForPost, Татьяна Воробьёва|ForPost