Севастополь

Под Севастополем прокладывают туннели

С целью улучшения  экологической обстановки в Севастополе специалисты Строительного управления №528 предложили создать систему канализационных туннелей глубокого заложения. Они же их  и спроектировали. Эти современные инженерно-технические гидросооружения позволяют предотвращать разрывы трубопроводов канализации и значительно снизить потребление электроэнергии на транспортировку стоков.

 

Построенные в середине пришлого века стальные и чугунные сети канализации отработали отпущенный им срок. Металл был подвержен коррозии в агрессивной среде и пропилен твердыми фракциями хозбытовых стоков. Трубы рвутся в самое неподходящее время и в самых неподходящих местах, загрязняя рельеф местности и бухты города. Предложенные строительным управлением канализационные самотечные туннели глубокого заложения имеют ряд серьезных преимуществ в сравнении с традиционными трубопроводами. Их строительство ведется без вскрытия грунта в густонаселенных и застроенных районах города.

 

 Они долговечные и необслуживаемые. Самотечные бетонные лотки не требуют электроэнергии для насосных станций. Сегодня проходчики завершают проходку очередного туннеля. Расположен он на территории Военно-морского института в Гагаринском районе Севастополя. Начальник горно-строительного участка стройуправления №528 Анатолий Кудра говорит, что новый 300-метровый туннель проходит в прочных известняках. Слагающие этот участок побережья породы обезвожены.

 

 С таким грунтом легко работать, но пыль донимает проходчика даже при включенной принудительной вентиляции. Особопрочные победитовые стальные зубы вращающейся булавы горнопроходческого комбайна позволяют за смену проходить до 2 метров туннеля. «Но после каждой смены 3-4 стертых зуба требуют замены», - сокрушается комбайнер Александр Кушнир. За 15 лет работы под землей ему приходилось крошить различную породу. Эта – среднестатистическая. Бери и работай. Чуть больше года трудится в стройуправлении молодой проходчик Александр Родичев. Работу считает интересной и опасной, но готов еще многому учиться и стать высококлассным мастером своего дела.

 

 

В черновой проходке туннель имеет ширину 2,6 метра и 3,2 метра высоты свода. Рабочие монтируют стальную опалубку. В полость между грунтом и опалубкой заводится каркас из арматуры и нагнетается под давлением бетон. Слой бетона толщиной до 30 сантиметров за сутки набирает первичную прочность и позволяет сдвигать шестиметровую секцию опалубки на новое место отливки. Одна смена готовит место под опалубку, вторая - перемещает и закрепляет ее, третья – заливает бетон. Каждые сутки в бетон одеваются шесть метров свода.

 

 Последние десять метров тоннеля идут на глубине около пяти метров. Среди слоев скалы отчетливо видны корни сосен и кленов, растущих в сквере на поверхности. В таком туннеле можно было бы наглядные уроки ботаники проводить, изучая корневую систему деревьев. К деревьям у проходчиков отношение особое. Что бы сохранить тридцатилетнюю сосну, они пошли на усложнение работы. И булова комбайна взрыхлила грунт, пробиваясь к поверхности в двух метрах от ствола. Зрелище захватывающее. Даже ветераны предприятия не остаются равнодушными.

 

Сначала слышатся удары зубьев комбайна о скалы где-то совсем рядом. Затем земля вздрагивает и поднимается сферой. Еще через секунду на солнце блеснула сталь инструмента. А через пять минут в дыру диаметром метр-полтора улыбается довольное запыленное лицо комбайнера. Привыкая к солнечному свету после полусумерек туннеля, проходчики счастливой смены один за другим выходят на поверхность. Маркшейдер участка Владимир Май на вопрос о точности выхода на поверхность смеется: «Иначе быть и не могло. Все точно просчитано и выверено. Ошибка не более чем на спичечный коробок. На то оно и дело - маркшейдерское».

 

 Туннель пройден. Еще несколько часов комбайн расчищает для себя путь на волю, где его уже ждут ремонтники. Двадцатитонная машина получит на базе в Балаклаве профилактический ремонт и отправится в новый туннель. Главный инженер управления капитального строительства Севастопольской городской госадминистрации Лиина Швец, присутствовавшая при завершении проходки, отметила важность выполненной работы для оздоровления экологической и санитарно-эпидемической обстановки на этом участке севастопольского побережья. Главный инженер СУ-528 Вячеслав Самарский напомнил, что первого февраля стройуправление отметило 53-ю годовщину со дня основания. Более полувека созидательного труда позволили построить свыше двухсот объектов. А среди них и 20 километров туннелей только в Севастополе.

Впереди – завершение отделки туннеля, укладка железобетонного желоба. И сдача в эксплуатацию.

 

ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВ

 

2965
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (1)

Profile picture for user Банщик
24830

Главное за день

Почему психологи не могут победить буллинг — мнение крымской школьницы

Взрослых волнуют оценки, а не взаимоотношения в классе.
10:18
9
1689

Почему в «Севэлектроавтотрансе» массово уволились водители

За лето предприятие покинули почти 40 специалистов.
20:04
76
16745

В Севастополе открылся Салон изобретений и инноваций «Новое время»

Специфика времени наложила на традиционное мероприятие свой отпечаток.
19:00
11
1284