В школы и колледжи в регионах отправлена инструкция по разрешению конфликтов между учениками и учителями. Документ утверждён министерством просвещения России. В нём приведены этапы действий, на каждый отводятся один-три дня, написал РБК 26 декабря.
Как предлагают урегулировать конфликты в школе
Первый этап: о ситуации сообщают руководителю образовательного учреждения, устанавливают факты, назначают ответственных. При необходимости привлекают правоохранителей.
Второй: выясняют все детали конфликта, его участников опрашивают (если нужно, с участием психолога), устанавливают виновных.
Если разобраться на этом этапе невозможно, руководитель школы или колледжа обращается в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть в каждом учебном заведении).
Третий: к разрешению конфликта подключается комиссия, она рассматривает все факты и выносит письменное решение.
Четвёртый: руководитель образовательного учреждения или назначенные им ответственные контролируют его исполнение.
Если участники конфликта хотят обжаловать решение, то обращаются в региональную комиссию по защите чести и достоинства педагогов, в вышестоящие образовательные органы, в правоохранительные органы и суд.
В инструкции приведены и другие положения, например:
- советуется больше просвещать учеников и педагогов о правовой культуре;
- рекомендуется разрешать конфликты при помощи медиации, а всех их участников — обеспечивать психологическим сопровождением;
- советуется школьному руководству защищать честь педагогов, предупреждать конфликты, своевременно выявлять несовершеннолетних и семьи в социально опасном положении.
Решение проблем воспитания
Одновременно с этим глава комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина подняла вопрос об отсутствии воспитания родителями и школой.
Она разбирается в скандале в московской школе №1158. Там на уроке ученик обматерил 61-летнего учителя иностранных языков, угрожал ему увольнением и записывал это на смартфон, использовать который нельзя во время образовательного процесса, написала «Газета.Ru».
Этот случай, не поддающийся «никаким оценкам человеческим», свидетельствует об отсутствии системного воспитания школой и упущении родителей, так как только при их взаимодействии можно добиться уважительного отношения детей друг к другу и педагогам, считает Нина Останина.
По её мнению, ответственность за ученика несут и родители, и школа, которая создаёт такие условия, когда все остальные учащиеся в классе молчаливо записывают видео и не вступаются за учителя — это, считает депутат, приговор воспитательной работе.
«Можно всех направить в суворовские училища, можно всех привлечь к какой-то дисциплинарной ответственности, можно отправить в спецшколу, но в спецшколу отправлять только этого подростка или всех детей, кто учится в этом классе, что молча одобряли издевательства над учителем?» — отметила Останина.
Она напомнила, что в федеральный закон об образовании вернули термин «воспитание», ввели в школах должность заместителя директора по воспитательной работе, но «где оно, это воспитание», задалась вопросом парламентарий.
И это — одно из многих происшествий в наших школах, вот лишь некоторые:
- в Санкт-Петербурге ученик напал с ножом на учительницу математики;
- в Московской области ученик с ножом и газовым баллончиком убил другого учащегося и ранил охранника;
- в Иркутской области ученик с молотком и ножом, напал на одноклассников;
- в Челябинской области ученик с ножом и молотком атаковал других школьников и педагогов;
- в Брянской области ученица с дробовиком расстреляла школьников.
При этом, напомним, появляются различные неоднозначные требования и предложения о взаимодействии детей и родителей с педагогами. Например, в Свердловской области педагогам запретили прикасаться к школьникам. А в Госдуме пожелали освободить мам и пап от личного присутствия на школьных собраниях.
Пётр Фальков






