Крым

Почему федеральный медцентр стал яблоком раздора в здравоохранении Крыма

Пациенты и врачи Ялты с подозрением относятся к новым порядкам.

Прошло два года с тех пор, как ялтинские больницы и поликлиники передали в управление Федерального медико-биологического агентства, чтобы усилить здравоохранение региона. Однако жители курортной столицы Крыма до сих пор не могут почувствовать улучшения и привыкнуть к новым реалиям — в ForPost обратились сразу несколько человек с критикой в адрес ФМБА, причём среди них есть и медики.

Мы попытались разобраться, откуда растёт непонимание между пациентами, врачами, руководством и системой.

Укус собаки

Ялтинскую общественницу Анну Шаульскую этим летом укусила собака. В тот же день, 17 июня, она обратилась в травмпункт, где ей оказали первичную медицинскую помощь и велели явиться на следующий день на перевязку.

«Я прихожу в на следующий день и слышу от сотрудников травмпункта о том, что перевязочная в субботу не работает, поэтому перевязать не могут. Как я поняла, первичная медицинская помощь в выходные дни в травмпункте оказывается дежурной бригадой, но из-за того, что не хватает персонала, перевязочная медсестра работает только по будням. На каждый день не хватает штата», — рассказала она ForPost.

По словам девушки, в течение нескольких дней она самостоятельно делала себе перевязки, но так как рана не затягивалась, 21 июня ей снова пришлось обратиться к врачу. В регистратуре поликлиники №1 по улице Пальмиро Тольятти объяснили, что по острой боли можно попасть к врачу без записи и без очереди, но по факту сделать это непросто.

«Из кабинета вышла медсестра и сказала, что “по острой боли — это если болит живот”. Не отходя от двери, я позвонила на “горячую линию”, но мне предложили свободное время лишь на 12 июля. Поэтому я отстояла более двух часов под кабинетом и всё-таки попала на приём к хирургу в тот же день. Если бы у меня не было такой возможности, то за 20 дней у меня бы уже сгнила рука», — сетует девушка.

крым ялта медицина здравоохранение перевязка хирург запись рана укус собаки

Несколько дней девушка самостоятельно делала себе перевязки, но рана не затягивалась, пришлось обратиться к хирургу.

Глава ялтинского филиала ФМБА Ольга Ерёмина в беседе с ForPost заявила, что в центре «большой текучки кадров нет». Иногда, пояснила она, врачи уходят на 2-3 месяца, чтобы оформить перерасчёт пенсии, а потом снова возвращаются. Также ситуативная нехватка персонала может быть связана с тем, что врач ушёл на больничный или в отпуск.

«Если приём ведут два специалиста и один из них ушёл в отпуск или на больничный, понятно, что нагрузка становится больше — может быть перенос приёма и увеличение срока ожидания, — признала руководитель центра. — Но мы работаем над тем, чтобы привлечь специалистов, особенно на первичное звено. Потому что основная проблема не в стационаре: госпитализация идёт в чётко установленные стандартом сроки. А вот по амбулаторно-поликлиническому звену есть дефицит врачебного персонала».

По данным Ерёминой, основной дефицит врачей сейчас в амбулаторно-поликлиническом звене и в первую очередь это касается терапевтов. В стационаре, заверила глава Ялтинского филиала ФМБА, ситуация благополучная.

«В процентном соотношении у нас укомплектовано 72% врачей и 75 % среднего медперсонала», — подчеркнула она.

Каждый проблемный случай, отмечает собеседница ForPost, следует рассматривать отдельно. Поэтому важно, чтобы, столкнувшись с проблемой, пациент по горячим следам сообщал об этом в администрацию.

«Что касается жалоб, то каждая их них внимательно изучается, мы относимся очень серьёзно к каждому обращению, при необходимости созываем врачебную комиссию и разбираемся, где произошёл сбой: был ли это человеческий фактор или системное нарушение. Мы оперативно устраняем все недостатки», — заверила глава крымского ФМБА.

Профессионализм сотрудников, заверила она, повышается на всех этапах цепочки. Так, недавно операторов колл-центра учили правильно обрабатывать звонки и корректно отвечать на вопросы.

Лекарств нет, но вы держитесь?

В другой раз Анне Шаульской пришлось обратится к неврологу. Врач назначил пациентке 10 сеансов ультразвука. И если в первый приём никаких проблем не возникло, то в следующее посещение сотрудница физиотерапевтического кабинета потребовала у неё препарат и салфетки: якобы их должны приносить пациенты. В первый раз, мол, медики вошли в положение, поэтому использовали «своё».

«Я так понимаю, это из-за недофинансирования. У нас так в принципе всегда было, особенно при Украине, но от федерального медицинского агентства ожидаешь другого уровня», — пояснила причину своего удивления ялтинка.

Отметим, что с аналогичными проблемами столкнулись ещё несколько человек, опрошенных ForPost.

Ольга Ерёмина дефицит лекарственных препаратов в своём центре отрицает. По её словам, никаких проблем с обеспечением медорганизации нет.

«Все пациенты стационара полностью обеспечены медицинскими препаратами, которые регулярно закупаются в полном объёме. Я недавно была в аптеке и смотрела наши запасы — их достаточно на два месяца с переходящим остатком. Закупка медицинских препаратов проводится непрерывно», — прокомментировала руководитель центра.

В данном случае, предположила она, скорее всего сработал пресловутый «человеческий фактор». В беседе с ForPost руководитель филиала высказала желание разобраться со всеми жалобами, с которыми столкнулись собеседники ForPost.

Хочешь быстро — плати!

Ещё одна неприятная история, связанная с обслуживанием в медучреждениях, подведомственных ялтинскому ФМБА, случилась с Анной Шаульской в этом году. У её родственника ухудшилось состояние здоровья: мужчина 1938 года рождения страдает мерцательной аритмией. На семейном совете решили обратиться к врачу, чтобы попросить поменять ему препарат. Однако оперативно попасть к кардиологу не получилось: записали через неделю.

Осмотрев пожилого пациента, врач направила его на дополнительные анализы. Проблемы возникли с двумя последними пунктами «программы»: оставалось сделать УЗИ сердца и установить суточный мониторинг ЭКГ по Холтеру.

«Пройти УЗИ и Холтера оказалось квестом. На УЗИ предлагали запись недели через две, а про вторую процедуру сказали, что запись откроется только 15 июля — это через месяц и одну неделю. Я смотрю, как входят и выходят люди от кардиолога, понимаю, что спрос на Холтера большой, поэтому мы туда попадём не раньше осени, а у дедушки сейчас острая стадия заболевания, поэтому врачу надо как можно скорее понять, какое лечение назначить», — описала она.

Чтобы ускорить процесс, обратились в «платное» окошечко регистратуры, где получили талоны на обе процедуры в этот же день.

«То есть в плановом порядке нас отодвигают, а за плату — пожалуйста!», — пояснила своё недовольство Анна Шаульская.

крым ялта фмба медицина здравоохранение платные услуги прайс касса очередь приём

Пациенты не понимают, почему бесплатной очереди приходится ждать неделями, а платная доступна сразу. 

Руководитель медорганизации категорически отвергла предположение о том, что центр ориентирует людей на получение платных услуг, заверив, что в филиале ФМБА делают «всё возможное, чтобы медицинская помощь была доступной для жителей Большой Ялты».

«Прейскурант у нас действительно есть и платные услуги мы действительно оказываем. Но вся медицинская помощь оказывается по программе государственных гарантий и по направлению бесплатно. Если у гражданина нет полиса ОМС или он хочет самостоятельно проверить своё здоровье, он оплачивает услугу. Без полиса ОМС мы сейчас также обслуживаем бесплатно вынужденных переселенцев из республик Донбасса», — пояснила Ольга Ерёмина.

Что касается сроков оказания медицинских услуг, то они чётко прописаны. Незамедлительно оказывается только неотложная помощь.

«Что касается плановой медицинской помощи — это касается и госпитализации, и диагностических инструментальных исследований, и приёма специалистами, — то здесь стандарт 14 дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию», — напомнила глава центра.

Незначительное затягивание сроков может быть связано как с болезнью врача, так и с отпуском, но центр старается оперативно находить замену, заверила наша собеседница.

Дети — наше всё

На большую текучку кадров в амбулаториях ФМБА жалуется и мама ребёнка-инвалида Ольга. Девушка вспоминает, что, когда наблюдалась там по беременности, её каждый раз принимал новый врач, потому что прежний ко дню приёма успевал уволиться. После родов визитов в медучреждения меньше не стало, так как ребёнок родился с тремя кистами в мозгу. Тогда девушка в ещё большей степени смогла оценить нехватку медперсонала.

Младенцу нужно было регулярно делать УЗИ головы. Но в детской поликлинике молодой маме выдали талон через 2,5 месяца. Пришлось обратиться в платную клинику. Записать малыша к неврологу, чтобы он посмотрел результаты УЗИ, также не удалось. По утверждению Ольги, ответ был аналогичный: «Есть талон через 2,5 месяца».

Ольга Ерёмина в беседе с ForPost напомнила, что центр работает на территории Ялты всего два года, а она находится на должности руководителя с ноября 2021 года, поэтому отвечать за своих предшественников не может. Сейчас же, по её словам, ситуация меняется к лучшему, потому что она прилагает к этому все силы. А все озвученные ForPost жалобы скорее всего касаются более раннего периода, предположила она.

«В детскую поликлинику за последние время трудоустроились невролог, окулист, ЛОР, с конца прошлого года у нас работает гематолог, а таких специалистов на весь Крым немного. То есть, мы ликвидируем дефицит. Кардиологическую помощь оказывают коллеги из Севастополя, организованы плановые выезды в Ялту для приёма детского населения», — перечислила она.

крым ялта фмба дети медпомощь стационар врач ребёнок

В детскую поликлинику недавно трудоустроились невролог, окулист, ЛОР и гематолог. 

Вместе с тем оперативно попасть на приём к врачам не может также Светлана Ярославцева — мама двух детей, один из которых страдает синдромом Ди Джорджа. Но больше всего её возмущает то, что в Ялте нет детской реанимации и своего реанимобиля для детей.

«Каждый раз приходится вызывать реанимобиль из Симферополя (РДКБ на Титова) либо ехать своим ходом. На это уходит не меньше восьми часов, пока подготовят все документы», — сетует женщина.

Кроме того, по словам Светланы Ярославцевой, в детском отделении Ливадийской больницы всего 46 коек на 23 тысяч несовершеннолетних, зарегистрированных в городском округе Ялты. А для детей с иммунодефицитом, как сын Светланы, нет отдельного бокса.

У ялтинского ФМБА нет своих реанимобилей, поэтому согласно маршрутизации по Республике Крым такие услуги предоставляет Крымский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи, который находится в Симферополе, напомнила Ольга Ерёмина. А главврач филиала Туйаара Санникова отметила, что коечный фон рассчитан в соответствии с рекомендациями Минздрава РФ на количество детского населения.

«Для единственного ребёнка с иммунодефицитом (в случае его госпитализации) предусмотрен бокс со шлюзом и изолированной вентиляцией. Но он не будет стоять в режиме «ожидания», так как госпитализация этого ребёнка в Ливадию маловероятна, мама всегда настаивает на санавиации и госпитализации в РДКБ (Симферополь)», — объяснила ситуацию Туйаара Санникова.

Курортные и другие эксперименты

Несмотря на то, что население Ялты каждое лето с наступлением курортного сезона увеличивается в разы, руководство местного ФМБА не видит необходимости в том, чтобы привлекать к работе в этот период дополнительных специалистов.

«Исходя из обращаемости и процента госпитализации в летний период, необходимости в том, чтобы увеличивать число медперсонала на летний период, у нас нет. Мы справляемся с потоком туристов в полном объёме. У нас достаточное количество коек, в том числе в инфекционном стационаре», — успокоила Ольга Ерёмина.

Тем не менее этим летом, чтобы перекрыть дефицит, возникший с массовым уходом постоянных сотрудников в отпуск, в Ялту на сезон приглашали специалистов из других регионов.

«У нас работали два невролога, гастроэнтеролог, очень нужный для нас специалист эндоскопист, три рентгенолога. Сейчас большинство докторов вернулись из отпусков», — сказала она.

Чтобы полностью закрыт дефицит кадров, центр работает на перспективу, отметила Ольга Ерёмина.

«В ялтинских школах открыто два медицинских класса, мы встречались с ребятами и несколько человек в этом году направлены на учёбу в Медакадемию им. Георгиевского по целевым договорам с нашей организацией. В дальнейшем они вернутся к нам и будут у нас работать. А сейчас мы будем организовывать для них прохождение практики, сопровождение в рамках дипломных работ и исследований. Чтобы уже с раннего периода обучения они понимали, что мы — их будущий работодатель», — пояснила она свой план.

Кроме того, в этом году Ольга Ерёмина встречалась с выпускниками Медакадемии КФУ им. В.И. Вернадского, которые проживают на территории Большой Ялты. Некоторые из них уже откликнулись на приглашение по трудоустройству.

«К нам уже пришёл педиатр, в сентябре мы ждём трёх терапевтов, привлекли в стационар хирурга», — поделилась глава центра первыми успехами.

Птица не федерального полёта

К жалобам пациентов добавил свою «ложку дёгтя» председатель профсоюзного комитета родильного дома Ялты акушер-гинеколог Олег Старовойтов (данное учреждение сейчас находится в стадии передачи от Минздрава Республики Крым в подвед ФМБА — Прим.). По мнению врача, качество медицинской помощи за 2,5 года в Ялте не улучшилось, а напротив, значительно ухудшилось.

Например, приводит собеседник ForPost данные, в детской поликлинике раньше работало 25 педиатров, а сейчас осталось только пять: «Люди уходят, потому что зарплата низкая, а нагрузка только увеличивается: эти пятеро работают за 25. Во взрослой поликлинике почти такая же ситуация с терапевтами».

Врач также обеспокоен тем, как после присоединения к федеральному центру будет организовано взаимодействие ялтинского роддома с крымским перинатальным центром, который остаётся в структуре регионального Минздрава. Не придётся ли теперь рожениц с тяжёлыми патологиями направлять в Москву, а не в Симферополь, как это было раньше? Когда счёт идёт на минуты, это может существенно ухудшить ситуацию.

По словам Ольги Ерёминой, маршрутизацию в Республике Крым никто не отменял, поэтому помощь как оказывалась, так и будет оказываться вне зависимости от того, в чьём ведении находится ялтинский роддом. И это касается всех тяжёлых больных.

«Если транспортировать пациента нельзя, то мы вызываем санавиацию «на себя» или специалистов из Симферополя. За своевременный выезд санавиации отвечает Центр медицины катастроф. Это касается как женщин, так и детей», — заверила руководитель центра.

крым ялта фмба реанимация санавиация медицина катастроф медпомощь дети перинатальный центр роженица роды роддом

Санавиацию берёт «на себя» крымский ФМБА или специалисты из Симферополя.

Кроме того, по мнению председателя профкома, в этих ФМБА и Минздраве Крыма существенно отличается подход к организации работы, причём не в пользу федерального агентства.

«В первую очередь, для сотрудников в ФМБА хуже социальные условия: те условия труда, которые в медицине признаются вредными (мы работаем с кровью), у них считаются нормальными. У них нет надбавок к зарплате, отпуск обычный по длительности — 28 дней, а не как у нас сейчас 42, и стандартный выход на пенсию через 30 лет стажа, а не 20, как у нас сейчас», — пояснил причины недовольства собеседник ForPost.

Не устраивают врачей роддома и установленные в ФМБА оклады. По данным Старовойтова, сейчас у врачей женской консультации оклад 21 тысяча рублей, а в ФМБА он якобы будет 8 тысяч рублей. На обещанные стимулирующие, которые должны покрывать разрыв, профком смотрит скептически.

«Сегодня я нравлюсь руководителю, и он мне выплачивает стимулирующие, завтра перестал нравится, и мне ничего не выдают», — пояснил Олег Старовойтов опасения коллектива.

По данным, представленным ForPost руководителем крымского ФМБА, сотрудники центра, условия труда которых по результатам специальной оценки признаются вредными, получают надбавки по СОУТ в процентах к окладу: по подклассу 3.1 — 8%; по подклассу 3.2 — 12%; по подклассу — 3.3 — 15%; по подклассу 3.4 — 20%.

«Также предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, условия труда на рабочих местах, которые по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда: при установлении класса 3.2 — 7 календарных дней; при установлении класса 3.3 — 8 календарных дней; при установлении класса 3.4 — 9 календарных дней», — добавила Ольга Ерёмина.

Кроме того, продолжила она, согласно законодательству РФ для медработников предусматривается льготный порядок выхода на пенсию — по выслуге лет (при условии приобретения специального медицинского стажа). Так, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 федерального закона «О страховых пенсиях» для оформления пенсии по выслуге лет медикам необходимо иметь 25 лет стажа в сельской местности или поселках городского типа или 30 лет — смешанного стажа (в городах, селах и пгт) или только в городах.

По словам Ольги Ерёминой, с работниками стоматологии и роддома, которые сейчас готовятся к присоединению, представители ФМБА встречались не раз, объясняя, что все их теперешние оклады, надбавки и условия труда после присоединения к центру не изменятся.

Читайте по теме: Кто едет лечить и лечиться на Южный берег Крыма

Власта Пидпалая, Пелагея Попова

Фото: pxhere.com, 64.mchs.gov.ru

2136
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user ulogin_vkontakte_196905978
120
Svetlana

Такая же ерунда происходит не только в Ялте!В Севастополе такой же бардак!

Profile picture for user Беспокойный
1257
Беспокойный

Не знаю даже как обсуждать состояние медпомощи и лечения. Как можно обсуждать то, чего нет?

Profile picture for user Fiolen
438
Fiolen

"... ялтинские больницы и поликлиники передали в управление Федерального медико-биологического агентства, чтобы усилить здравоохранение региона."

По меньшей мере, решение странное или непонятное. 

Основная цель ФМБА России – осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях РФ, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований (далее – в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России»). Также ФМБА России осуществляет функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, к которым нормами Положения о ФМБА России отнесены следующие услуги:

предоставление услуг в области курортного дела;

проведение судебно-медицинской, судебно-психиатрической и медико-социальной экспертиз работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;

трансплантация органов и тканей человека.

Помимо санитарно-эпидемиологического надзора в указанных направлениях, ФМБА России исполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1721

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2808

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
5028