«Чёрные» поставщики заполнили российский рынок подделками — от обычных сигарет до детской воды. Сбавить их пыл власти постарались введением цифровой маркировки товаров. Что из этого вышло, узнал ForPost.
Рынок лекарств
Лучшая ситуация в борьбе с контрафактом — в фармацевтике. Она — одна из первых отраслей, в которых ввели маркировку продукции, сообщил член комитета Госдумы по промышленности и торговле Евгений Нифантьев.
Он отметил, что фармотрасль отличалась от других тем, что «она сильно зарегулирована», поэтому в ней «изначально было меньше» нелицензированных и поддельных лекарств, чем, например, среди пивных напитков.
«Но даже доли процентов [контрафакта и фальсификата] на таком большом рынке существенно влияют на здоровье нашего населения. И могу уверенно сказать, что с внедрением маркировки даже те доли процентов фальсификатов, которые были, на сегодня сведены к нулю», — сказал парламентарий.
Он добавил, что маркировка позволила устранить проблему вторичного ввода медикаментов в оборот, когда после госзакупок лекарства зачастую «всплывали» либо в недобросовестных аптеках, где повторно продавались, либо у оптовых поставщиков, которые опять же повторно выставляли их на госзакупки, пояснил депутат.
«К чему это вело? Очевидно, что к потере бюджетных средств государством. И второе, что тоже немаловажно, что большое количество серьёзных лекарственных препаратов просто не доходило до пациента», — подчеркнул Нифантьев.
Его поддержала представитель Сообщества аптечных сотрудников «Конфарм» Вита Вебер. По её мнению, цифровая маркировка лекарств — лучший инструмент обеспечения безопасности потребителей.
Действительно, были случаи, когда препараты в том числе дорогостоящие, для пациентов с редкими заболеваниями, — оказывались «в рознице» вместо стационаров больниц и поликлиник, для которых покупались, добавила Вебер.
«Контрафакт сейчас, конечно, сведён к минимуму», — сказала представитель «Конфарма».
Читайте также: Роскачество составило рейтинг лучших вин России
Алкогольные напитки
Хуже ситуация со спиртными напитками. Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин рассказал, что шесть лет назад на российском рынке доля контрафактного крепкого алкоголя была 52%.
«Сейчас, по замечательной статистике Минфина, около 20%. На самом деле больше. По моим расчётам, 28% крепкого алкоголя [является контрафактным], а не 19,8%, как написано», — отметил Рябухин.
Он добавил, что при сокращении контрафактного алкоголя все 26 складов госкомпании «Росспиртпром», на которых должна храниться изъятая продукция, уже забиты:
«120 миллионов декалитров контрафакта — и пиво, и вино, и сидр, чего только нет! Ущерб: мы каждый год только на хранение этой контрафактной продукции тратим 800 миллионов рублей».
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Артём Киянов считает, что заметную пользу цифровая маркировка принесёт пивоваренной отрасли.
«Сегодня доля контрафакта [пива] составляет не менее 16%. А МВД сообщает об участивших случаях отравления «левыми» пивными напитками. Надо отметить, что небольшие пивоварни не имеют автоматизированных счётчиков учёта [производимой продукции] и не контролируются через ЕГАИС, то есть встаёт вопрос и «серого» производства», — подчеркнул Киянов.
При этом ряд производителей пива, которых пока в качестве эксперимента коснулась маркировка продукции, неоднозначно отнеслись к ней, вплоть до её отрицания, констатировал исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов.
В России большинство пивоваренных компаний, почти 90%, могут не ставить у себя автоматические датчики учёта объёма производства напитков, «декларируя в ручном режиме, что производят меньше порога, после которого это устанавливается», сообщил Реваз Юсупов, заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (оператор системы цифровой маркировки в РФ).
Он также отметил, что 16% фальсификата от всего рынка — это рекордный показатель нелегального оборота за последние пять лет.
Читайте по теме: Названы пять продуктов для «прокачки» мозга и памяти
Табак
Непросто обстоят дела с контрафактной табачной продукцией. Результатами полевого всероссийского исследования, проведённого во втором квартале 2022 года, поделился первый замдиректора Национального научного центра компетенции в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Байсолт Хамзатов.
«Доля незаконного оборота табачной продукции по стране составляет 12,1%. Потери федерального бюджета от неуплаты акциза и НДС на табачную продукцию оцениваются в районе 75 миллиардов рублей. Цифры, конечно же, высокие. Но в нынешних условиях правоохранительные и контрольно-надзорные органы удержали ситуацию на уровне прошлого года, прежде всего активно используя в своей деятельности аналитические возможности цифровой маркировки. Регионы с наибольшей концентрацией нелегальной продукцией: Новгородская, Ростовская области, Кабардино-Балкарская Республика, Ярославская, Смоленская и Брянская области. Большинство из этих регионов являются приграничными областями России», — сказал Хамзатов.
Ещё одна проблема в том, что 90% рынка очень популярных среди молодёжи электронных сигарет никак не регулируется, сообщил замруководителя Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов, ссылаясь на данные крупнейших в РФ производителей и распространителей табачных и никотиносодержащих товаров.
«Можно в любой магазин — они там ярко представлены на открытых витринах и продаются всем, неважно, с какого возраста», — посетовал Юсупов.
Читайте ещё: Россиян предупредили о подорожании «долгоиграющих» продуктов
Питьевая вода
Отдельная серьёзная проблема — питьевая вода. Доля несертифицированной и контрафактной воды в некоторых субъектах РФ достигает 60%, а то и 80% от всего объёма, а «по детской воде — чудовищная статистика», возмутился депутат Госдумы Сергей Рябухин.
Его коллега Артём Киянов отметил, что «разливают под видом детской воды всё что угодно». Нарушения породило «небольшое послабление в отношении этой категории воды», допущенное властями.
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов, комментируя ситуацию с питьевой водой, обратил внимание на действующий в стране мораторий на проверки бизнеса.
С одной стороны, в РФ вводятся цифровые средства контроля, объединяются системы отслеживания продукции, позволяющие выявлять предприятия-«фантомы», якобы производящие товары, и прослеживать некачественную продукцию. С другой стороны, «мы бьём по рукам нашим надзорным органам и говорим: ничего не делайте», отметил Павлов. Это приводит к появлению на рынке воды, не соответствующей требованиям законодательства.
При введении цифровой маркировки питьевой воды власти оставили детскую воду немаркируемой, подчеркнул Павлов.
«Мы обращаемся к тем органам, которые регистрируют удостоверения на выпуск этой воды, и видим, что в разы, в десятки раз вырос запрос на регистрацию детской воды. Просто происходит переток [бизнеса] в эту сферу производства. При том, что недавнее исследование Роскачества по этой теме показало: 42% образцов детской воды признаны ненадлежащими, то есть имеющими те или иные недостатки. И мы опять же выбиваем почву из-под ног у надзорных органов и выводим эту нишу из-под контроля», — возмутился глава Общественной потребительской инициативы.
Читайте также: «Жадность безгранична»: кто и как паразитирует на новогодних сладостях для детей
Икра отечественная контрафактная
И депутат Госдумы Артём Киянов, и председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов обратили внимание в преддверии празднования Нового года на распространение того, что называют рыбной икрой.
По данным Киянова, на российском рынке доля нелегального оборота икры достигает 30%. При том, что она — важный товар, «который сопоставим с имиджевыми характеристиками страны», отметил он.
Ссылаясь на итоги проведённого его организацией исследования, Павлов сообщил: в 40 регионах, включая Москву и Санкт-Петербург, зафиксированы «сотни случаев продажи некачественной икры, сотни тонн некачественной, фальсифицированной или испорченной откровенно продукции».
Читайте по теме: Названы продукты, которые стоит закупить до Нового года
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Ясное дело, что настоящая икра не для нас, это всё равно что в музей сходить, да и обещанными развожаевскими камчатскими крабами я уже пере объелся "до не могу больше", придётся потчеваться икрой заморской, - баклажанной!