Повышение цен, смена налогового режима и урезание расходов — основные варианты у российского бизнеса для снижения налогового давления в следующем году. Это следует из результатов исследования, проведённого Союзом бухгалтеров и налоговых консультантов среди представителей малого предпринимательства.
Итоги, озвученные «Коммерсантом», показали распространённые в этой части бизнес-сообщества способы приспособления к новым реалиям:
- 61% опрошенных сказали о планируемом повышении цен для потребителей;
- 44% рассчитывают также на смену системы налогообложения;
- 21% видит необходимость ещё и в оптимизации расходов, например, за счёт закрытия нерентабельных точек;
- 12% рассматривают к тому же уход в тень или дробление бизнеса;
- 9% готовы сокращать сотрудников;
- 7% сказали о закрытии дела или приостановке деятельности.
Из-за чего предприниматели будут адаптироваться
С 2026-го в стране начнётся поэтапное снижение порога ежегодного дохода, выше которого пользователи упрощённой системы налогообложения — организации и индивидуальные предприниматели (ИП) из сектора малого и среднего бизнеса — будут платить налог на добавленную стоимость (НДС).
Если сегодня эта планка расположена на уровне 60 миллионов рублей, то в следующем году — уже 20 млн, в 2027-м — 15 млн, в 2028-м — 10 млн.
При этом бизнес может выбрать: платить новый полный НДС 22% с оформлением вычетов по налогу или льготный — 5-7%, но без вычетов.
К слову, в России зарегистрированы 6,7 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства: ИП — более 4,52 млн, юридические лица — свыше 2,17 млн.
Из них 6,45 млн — микросубъекты, 234 тысячи — малые, 22 тысячи — средние. В общей сумме у них — 15,17 млн работников, по данным налоговой службы на 10 ноября.
Что будет с потребителями и предпринимателями
Чтобы бизнес мог адаптироваться к увеличению налоговой нагрузки в 2026 году за счёт потребителей, должны выполняться два условия, сказал в беседе с ForPost кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Во-первых, рост реально располагаемых доходов населения России. Во-вторых, проведение рыночной, а не плановой регуляторной политики в стране, уточнил он.
«Оба этих условия если и выполняются, то скорее на бумаге. Поэтому оценка закрытия бизнеса или приостановки деятельности на уровне 7% — слишком оптимистичная, — считает Сергей Гатауллин. — В реальности мы увидим дальнейшее огосударствление экономики и рост аффилированного с госструктурами бизнеса на фоне ухода с рынка субъектов малого и среднего предпринимательства».
Бизнес в любом случае будет компенсировать увеличение налоговой нагрузки за счёт потребителей, обратил внимание кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Вопрос лишь в том, в каком объёме это будет происходить, — исходя из этого потребители и будут принимать решение о приобретении конкретных товаров и услуг, добавил он в беседе с ForPost.
«Мы будем наблюдать на рынке снижение объёмов потребления одних товаров и услуг, в случае если их производитель или поставщик будет сильно поднимать цены. И рост объёмов потребления других товаров и услуг при условии, что их производители и поставщики будут поднимать цены чуть меньше по сравнению с другими», — сказал Михаил Хачатурян.
При этом из-за того, что все производители и поставщики услуг знают этот закон рынка, скорее всего, они будут стараться повышать цены в минимальной доле, чтобы не потерять свою часть рынка, заключил эксперт.
Алексей Лохвицкий
