Выжившие в крушении теплохода «Булгария» рассказали, что спаслись буквально чудом – спасательных шлюпок не было. При этом два первых судна, ставших свидетелями крушения, даже не остановились, их пассажиры лишь снимали трагедию на телефоны.
Между тем следователи приступили к работе. В первую очередь они проверят финансово-хозяйственную деятельность владельца и арендатора судна.
Чужое горе
Спасшиеся пассажиры теплохода «Булгария» рассказали, что происходило в последние минуты жизни судна. По их словам, трагедия произошла во время сильной грозы – мощные порывы ветра, молнии били прямо в воду, передает НТВ. В итоге в результате удара волны теплоход не выдержал и завалился на бок.
Спастись удалось 79 туристам из почти 200, находившихся на борту. Часть из них добиралась вплавь, опираясь на выброшенные в воду нетонущие предметы – спустить на воду ни одной спасательной шлюпки не успели. Некоторых подобрал шедший следом теплоход «Арабелла», однако – как выяснилось – он был далеко не первым судном, которое могло оказать помощь потерпевшим крушение.
«Как рассказали нам спасенные, теплоход за пару минут накренился и утонул, даже не успели спустить на воду шлюпки, раскрылись только два надувных плота, на них и ждали помощи. В этот момент неподалеку был «Метеор», с которого начали снимать тонущих людей на мобильные телефоны. Пострадавшие умоляли не делать этого...» – рассказала агентству «Татар-информ» аниматор теплохода «Арабелла» Светлана Алексеева (оба теплохода были в Болгаре одновременно, но «Булгария» вышла в направлении Казани примерно на час-полтора раньше).
Обслуживающий персонал «Арабеллы» также рассказал историю единственного на данный момент спасшегося ребенка – пятилетнего Аделя. Он сообщил, что его мама и бабушка утонули, а сам он «схватил за руку какого-то дядю и вынырнул».
Другой мужчина лишился сразу всей своей семьи. Когда прозвучало предупреждение капитана о необходимости эвакуации с «Булгарии», его беременная жена бросилась в каюту за вещами, муж не успел ее задержать, ему только оставалось схватить маленького сына и с ним броситься в воду. Однако в холодной воде он не смог долго удерживать ребенка, малыш выскользнул из одеревеневших рук отца и ушел под воду.
Самого мужчину спасли, но капитану «Арабеллы» пришлось приставить к нему матроса для постоянного надзора, так как психологическое состояние потерявшего родных человека было крайне нестабильным.
Еще один спасшийся пассажир затонувшего судна Николай Чернов рассказал: «Мы пробыли в воде на плоту около 1,5–2 часов. За это время мимо нас проплыли два судна – на борту одного значилось название «Волганефть», второй шла баржа. Мы махали им, но они не остановились. Нас спасла лишь «Арабелла».
Другие чудом спасшиеся пассажиры «Булгарии» сообщили, что с проходящих мимо барж (одна из них называлась «Метеор») их снимали на мобильные телефоны и плыли дальше.
Президент Татарстана Рустам Минниханов, который прервал отпуск и лично следит за ходом следствия, заявил, что меры будут приняты в отношении всех виновных в этой трагедии: «Обещаю, что будут приняты меры и по судовладельцам, и по тем, кто выпустил «Булгарию» в рейс», – заявил Минниханов в беседе с родственниками пассажиров теплохода, приехавшими на место крушения. Он добавил, что разбирательство коснется и двух судов, которые прошли мимо терпящей бедствие «Булгарии». «Будут приняты необходимые меры», – приводит его слова «Интерфакс».
Следствие на воде и в бумагах
Следственное управление Следственного комитета (СК) по Татарстану уже выпустило предварительный отчет о причинах, приведших к трагедии. «В ходе проведенных первоначальных следственных действий было установлено, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, однако судно вышло в рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11.15 по московскому времени из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что может быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.», – говорится в сообщении СУ.
Как уточняет следствие, штормовое предупреждение в воскресенье не объявлялось (скорость ветра ожидалась до 18 метров в секунду), но показания членов команды «Булгарии» говорят о том, что в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились и на Куйбышевском водохранилище подул шквалистый ветер.
«Захлестыванию воды также могли способствовать открытые нижние иллюминаторы», – уточняет управление. В итоге судно моментально получило крен и полностью ушло под воду в течение нескольких минут.
Такая же картина события вырисовывается из данных очевидцев: «Мы располагаем только отчасти свидетельскими показаниями, что теплоход вышел с креном на правый борт, и когда он совершал маневр, потому что там фарватер менял направление, его просто боковой волной захлестнуло, и он на плаву находился порядка восьми минут», – рассказал начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин.
К расследованию дела, возбужденного по ч. 2 ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта) УК РФ сразу же подключились специалисты федерального СК.
«Сегодня Александр Бастрыкин прибыл на место крушения теплохода «Булгария» для организации и координации расследования обстоятельств происшествия. Сразу же по прибытии председатель Следственного комитета провел совещание, на котором дал конкретные указания о проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте СК РФ.
Вместе с Бастрыкиным в Татарстан прибыла большая группа следователей Главного следственного управления (ГСУ) во главе с руководителем этого подразделения.
«Уголовное дело, возбужденное по данному факту, принято к производству Главным следственным управлением Следственного комитета. На месте происшествия уже работают опытные криминалисты центрального аппарата СК России. В этой работе применяются новейшее и современное оборудование и криминалистическая аппаратура», – отмечают в СК.
«Учитывая значительный объем следственных действий, производство большого количества экспертиз, в состав следственной группы, помимо следователей ГСУ, включены также следователи следственного управления по Республике Татарстан и Приволжского следственного управления на транспорте», – отмечают в ведомстве.
В первую очередь следователи приступили к изучению документации, изъятой в компании ООО «Аргоречтур», которая арендовала затонувший теплоход. На нее, как на ответственное лицо, указывает и владелец – «Камское речное пароходство» (теплоход «Булгария» водоизмещением в 1000 тонн принадлежал Камскому речному пароходству и имел портом приписки город Пермь). Начальник службы пассажирских перевозок компании Владимир Судаков утром в понедельник заявил РИА «Новости»: «Мы никакой информацией не владеем. Судно было сдано весной в аренду в Казань компании «Аргоречтур», директор – Инякина Светлана Григорьевна. Теплоход работал в Казани, и за безопасность его отвечает арендатор». Впрочем, он добавил, что глава «Камского пароходства» вместе со всеми документами на судно находится в Казани.
Кроме изучения документов владельца и арендатора теплохода следователи устанавливают маршрут движения «Булгарии» и уточняются списки находившихся на корабле людей.
Отметим, что уже известно о допущенных нарушениях. Так, начальник Приволжского регионального центра Игорь Паньшин сообщил, что на данном типе прогулочного теплохода по регламенту могли находиться не более 120 человек, а фактически на «Булгарии» плыли 185. «При этом на борту было шесть безбилетников. Не исключено, что этих людей будет еще больше», – добавил он. Эта информация действительно подтвердилась: чуть позже президент Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что на затонувшем теплоходе «Булгария» находилось 196 человек, причем 15 человек были без регистрации, их не было ранее в списках.
На данный момент официально сообщается о 12 погибших в крушении – об этом говорит начальник отдела информации ГУ Центра обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Татарстана Марат Рахматуллин. Пока опознано тело лишь одной жертвы. «В Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ опознан один труп. Это Зиятдинова Г.Р., 1985 г.р.», – сообщает МЧС Татарстана.
Неизвестной остается судьба порядка ста человек.
Глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что затонувшую «Булгарию» уже в ближайшие часы поднимут со дна.
Анастасия Петрова
Обсуждение (13)
Капитанов проходивших мимо двух судов - на зону к самым отмороженным зэкам...
Страшная и вопиющая трагедия. Наши соболезнования россиянам. Скорбим вместе с Россией.
to Александр3 (Севастополь) Капитанов проходивших мимо двух судов - на зону к самым отмороженным зэкам...
1.000. 000 .....%!!! Это не моряки - ПОЗОР, это "водоплавающие"!!!
Беспечность какая страшная штука... и жажда любой ценой заработать... и равнодушие...
Даже не верится что такое возможно.... Как они, эти "капитаны" дальше жить на белом свете собираются?
Земля круглая
to Борис Колесников (Севастополь. город-герой) Даже не верится что такое возможно.... Как они, эти капитаны дальше жить на белом свете собираются?
Борис, если не трудно напомните какая-то же статья есть типа "оставление человека в опасности"?
Сколько там примерно при отягчающих можно получить?
to Александр3 (Севастополь) Капитанов проходивших мимо двух судов - на зону к самым отмороженным зэкам...
А главное - их рожи крупным планом по всем СМИ...
Вдруг где случайно попадётся, так чтоб ненароком с человеком не перепутать...
Предлагаю расстрелять,да,да расстрелять капитанов которые не оказали помощь пасссажирам
Капитан остался на судне - единственный его правильный поступок. Его жены тоже нет в числе спасенных.
to Лариса97 (Севастополь) Другие чудом спасшиеся пассажиры «Булгарии» сообщили, что с проходящих мимо барж (одна из них называлась «Метеор») их снимали на мобильные телефоны и плыли дальше.
Предлагаю расстрелять,да,да расстрелять капитанов которые не оказали помощь пасссажирам
Я бы удавила и тех, кто снимал на мобильники. Все равно человеческого в них нет ничего. Мутанты.
Блин! Да какого ж хрена выпускают в реки и моря напрочь убитые посудины! Даю зуб на отсечение, что "Булгария" - это крашенная стопроцентная ржавчина!
Но в мозговой ступор привели два прошедших мимо судна. КАК?!! Даже в наше дикое время я не знаю ни одного капитана, который бы так поступил. Даже те, кого команда считала полным козлом на ТАКОЕ никогда б не пошел. Это ж насколько надо быть уеб**м! Речные капитаны, что все такие?!
В начале 80-х я ходил на ходил на точно таком же дизель-электроходе "Молдавия" из Ростова-на-Дону в Москву. Это была экскурсия по местам боев с ветеранами 56-й армии. Нас, детей разместили в каютах 3-го класса, на нижней палубе. Каюты выглядели, как ж/д купе, с двумя иллюминаторами над столиком. Иллюминаторы расположены достаточно близко к воде. Помню, у нас было такое развлечение - сидеть в проеме иллюминатора и дотягиваться ногами до воды. Когда заходили в водохранилища (Цимлянское, Куйбышевское) где гуляла волна, по каютам проходили матросы, и заставляли задраивать иллюминаторы. На Цимлянском попали в шторм, волна реально захлестывала иллюминатор, из-за негерметичности забрызгивало столик в каюте.

Вообще, по моим впечатлениям, судно предназначено исключительно для спокойной воды.
Таких судов было построено множество с 1953 по 1955 год для СССР. Названы они были по именам союзных республик.
"Булгария" тогда именовалась "Украиной". После покупки ее в частные руки, сменили название на "Булгарию", в честь булгарского государства, существовавшего в X—XIII веках в среднем Поволжье и бассейне Камы.