Севастополь

Новая выставка: в Севастополе можно разглядеть "Крымские берега"

Новая выставка: в Севастополе можно разглядеть "Крымские берега"

В художественном музее имени Крошицкого в Севастополе открылась необычная выставка. Это – признание Константина Богаевского и Максимилиана Волошина в любви к древней загадочной Киммерии. Но художников объединяла не только любовь к этому уголку Восточного Крыма, а ещё и крепкая дружба, а также мечта – однажды организовать совместную выставку.

В экспозиции представлено 35 графических произведений из собраний музея и частной галереи «Арт–бульвар»: акварели, литографии, рисунки углём и сангиной, созданные в 30–е годы XX века. Высочайшее техническое мастерство этих работ привлечёт внимание не только ценителей искусства, но и неискушённого зрителя.

Судьбы Константина Богаевского и Максимилиана Волошина были неразрывно связаны с Крымом, и не только в творческом плане. Богаевский, уроженец Феодосии, закончив Петербургскую академию художеств, много путешествовал по миру – выставлялся в Мюнхене, в Париже, в Венеции. После революции, в 1918 году, художник вернулся в Феодосию и работал там до конца жизни. В представлении Богаевского Киммерия была не просто живописным пространством, а неким законченным миром со своим далёким прошлым и загадочным настоящим.

 

Максимилиан Волошин, друг Богаевского, родился в Киеве, но всё его детство прошло в Феодосии. Он также много путешествовал, учился живописи в Берлине и Париже. А в 1903 году Волошин построил дом в Коктебеле, названный впоследствии «Домом поэта», и остался в Крыму навсегда. Именно здесь он начинает ощущать своё родство с «землёй, насыщенной эллинизмом и развалинами Генуэзских и Венецианских башен» – древней Киммерией. В разные годы в доме Волошина побывали Лев Толстой, Антон Чехов, Николай Гумилёв, Михаил Булгаков, Марина Цветаева и многие другие поэты и писатели. Но одним из самых верных «коктебельцев» стал Константин Богаевский.

Казалось бы, что может быть общего у таких разных художников? Волошин был воплощением неиссякаемого жизнелюбия и напоминал большого и доброго ребёнка. Богаевский являлся его полной противоположностью – невысокого роста, стройный, изысканно одетый, он был замкнут и немногословен. Однако такие различия не мешали друзьям проводить много времени вместе: часто подниматься на вершины Кара–Дага, рисовать одни и те же пейзажи и говорить об искусстве. Современники отмечали, что «какая–то взаимная нежность в их обращении друг с другом сочетались с таким же глубоким уважением… Каждый считал другого своим учителем».

Конечно, художников объединяла не только крепкая дружба, но и страстная любовь к Восточному Крыму, к древней загадочной стране – Киммерии. В крымских пейзажах Богаевского присутствуют романтические настроения, но в то же время они не лишены определённого драматизма. Своё ощущение мира он передаёт через пустынные каменистые земли, однообразные угрюмые скалы и скудную растительность коктебельских холмов.

 

Волошин, будучи прекрасным поэтом, был не менее талантливым художником – тонким, изящным, не обыденным. В акварельных работах читается вся поэтичность его натуры: они такие же строгие и точные, как и строки Волошина. Природа на его холстах воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Не зря художника называли «певцом Киммерии». Но прочувствовать и понять этот загадочный край Волошину помог именно Богаевский, в 1903 году впервые переступивший порог его дома в Коктебеле. Именно тогда и состоялось это судьбоносное знакомство.

Часто гуляя вдоль берега Коктебеля, Волошин и Богаевский мечтали, как однажды организуют совместную выставку. И спустя некоторое время художники были близки к осуществлению своей мечты – проведение выставки было запланировано на весну 1927 года. Однако в силу финансовых причин открытие пришлось отложить на неопределённое время. Тем не менее друзья не отказывались от своей задумки. Но выставке было так и не суждено состояться – через пять лет Волошин умер от повторного инсульта. Через 16 лет не станет и Богаевского – в 1943 году он погибнет при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией.

Выставка в музее Крошицкого хоть и частично (и через 90 лет!), но осуществила давнюю мечту «киммерийских романтиков». Экспозиция будет открыта до сентября.

Арсений Веденин

Фото автора, pinterest.com

1909
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день

В Севастополе нашли ещё одного виновного в уродливом ремонте «Ракушки»

«Андреевскому дому культуры» не везло с директорами.
10:02
4
274

Как продавливают строительство новой гостиницы в центре Севастополя

Детали планируемой точечной застройки раскрыл депутат заксобрания города Вячеслав Горелов.
20:02
41
4229

Какому предпринимателю в Севастополе жить хорошо?

Капля позитива в бочке дёгтя тоже есть.
19:00
3
1217

В Севастополе закатанные в бетон деревья на Фиоленте освободили в стиле «и так сойдёт»

Такое «освобождение» кипарисы не спасёт, считают специалисты.
17:04
3
1418

Владения жены украинского националиста в центре Севастополя оказались шире

Кроме павильона «Цветы», Наталье Зеленчук принадлежит торговый центр «Очаковский».
14:02
19
7106