Новый сезон выступлений Академического симфонического оркестра Крымской государственной филармонии откроется концертом особой значимости: вся программа будет посвящена его легендарному дирижёру Алексею Феодосьевичу Гуляницкому. Кем был и какой вклад в развитие музыки в Крыму внёс маэстро, вспоминает ForPost.
МинВоды — Киев — Ялта
Алексей Гуляницкий родился в 1933 году в городе Минеральные воды Северо-Кавказского края (сейчас Ставропольский край). Однако детство прошло на Украине в семье деда, известного советского пейзажиста и портретиста Григория Светлицкого — первого, кто удостоился в Украинской ССР звания народного художника.
Алексей Феодосьевич же проявил тягу к музыке. В 1957 году окончил Киевскую государственную консерваторию по классу скрипки, после чего был принят в группу первых скрипок Государственного симфонического оркестра Украины. Впрочем, со временем музыкант выбрал стезю дирижёра, окончив в 1965 году аспирантуру Киевской консерватории по оперно-симфоническому дирижированию.
Читайте по теме: На бис! В Крыму вспоминали легендарного художественного руководителя театра
В этом же году Гуляницкий попал в Ялту, получив распределение в государственный оркестр Крыма, — и за короткое время стал его основным руководителем. Алексей Феодосьевич прослужил на этом посту до 2005 года, не только сохранив ансамбль в сложные девяностые, но и значительно расширив репертуар и географию выступлений.
Отважный первооткрыватель музыки
Работа в Ялте закипела. По воспоминаниям искусствоведа, заслуженной артистки Крыма и Украины Ирины Мартыненко, новый дирижёр оказался «невероятно увлекающимся» человеком.
«Новые идеи зажигали Алексея Феодосьевича с невероятной силой! Шла ли речь о фестивалях, инициированных Олегом Рыжовым («Звёзды планеты», «У Чёрного моря» и другие) или о моих безумных идеях проведения цикла литературно-музыкальных концертов», — рассказала собеседница ForPost.
Так, в репертуаре Крымского оркестра к 200-летию со дня рождения Александра Пушкина появились «Повести Белкина» — с музыкой Петра Чайковского, Модеста Мусоргского и Георгия Свиридова. Затем «Моя Кармен» по новелле Проспера Мериме и оркестрованная Родионом Щедриным опера Жоржа Бизе, «Арлезианка» Бизе по драме Альфонса Доде, «Дары волхвов» Джорджа Гершвина по рассказу О`Генри и другие.
Ирина Мартыненко и Алексей Гуляницкий на премьере «Моя Кармен».
Многие композиторы и произведения, по инициативе Гуляницкого, звучали впервые.
«Алексей Феодосьевич был отважен как первооткрыватель! — так Мартыненко охарактеризовала дирижёра. — Он оживил на концертной эстраде музыку Алемдара Караманова, вернул слушателям сочинения крымско-татарских авторов».
При этом для самого искусствоведа, ведущей большинства концертов Крымского симфонического оркестра, такие «первооткрытия» почти каждый раз оборачивались бессонными ночами. Ведь ансамбль, как правило, исполнял произведения, не входившие ни в одну из учебных программ, а в отсутствии интернета оказывалось, что готовой информации практически не достать.
Особенно это касалось сочинений, исполнявшихся впервые.
«Тогда Маэстро давал мне в руки дубликат партитуры и выразительно кивал в зал: мол, слушать, изучать и размышлять», — поделилась решением проблемы собеседница.
Наивысший расцвет
Эпоха Гуляницкого, по оценке Ирины Мартыненко, стала периодом наивысшего расцвета оркестра в частности, и Крымской госфилармонии в целом. Дирижёр открывал новые имена не только композиторов, но и исполнителей. Так, под эгидой Алексея Феодосьевича проходил конкурс талантов «Новые имена Крыма», лауреаты которого солировали оркестру во время концертов в рамках абонемента «Ранний рассвет».
На сцене — участники конкурса «Новые имена Крыма».
С лёгкой руки Гуляницкого Крымский симфонический оркестр участвовал и в так называемых фондовых записях на радио и телевидении, а также выпускал собственные компакт-диски.
При этом музыканты активно давали концерты не только в Ялте, Симферополе и Севастополе, но и выезжали за пределы родного полуострова. По словам собеседницы ForPost, до 1991 года (когда не стало Советского Союза — Прим.) крымский оркестр был одним из самых гастролирующих в стране.
Алексей Гуляницкий и баритон Дмитрий Хворостовский.
Однако и в трудные времена после перестройки крымчане дважды — в 1996 и 2000 годах — выступали в Германии по приглашению города-побратима Ялты Баден-Бадена.
«Совместно с оркестром Баден-Бадена и хоровыми коллективами Хайдельберга и Страсбурга в Крыму и Германии были поставлены «Реквием» Джона Раттера, кантата «Кармина Бурана» Карла Орфаи «Половецкие пляски»Александра Бородина», — уточнила искусствовед.
Пост дирижёра Крымского симфонического оркестра Алексей Гуляницкий покинул в 2005 году. Почти 15 лет спустя, 10 октября 2021 года маэстро не стало.
Однако его дело и его коллектив продолжает жить и работать.
Концерт «Памяти Маэстро» состоится 23 октября в 15:30 в зале Симферопольского музыкального училища имени П.И. Чайковского.
Пелагея Попова
Фото: предоставлено Ириной Мартыненко