Возможность для жильцов многоквартирных домов в скором времени оставлять жалобы на управляющие компании сначала обрадовала севастопольцев, а потом заставила задуматься: а действительно ли это будет работать, и всё ли так просто?
Напомним, онлайн-рейтинг управляющих компаний Севастополя должен заработать через систему «ГИС ЖКХ» после того, как разработчики интегрируют его в мобильное приложение «Госуслуги.Дом». По каждой жалобе горожан специалисты Госжилнадзора организуют проверку и решат, какие санкции применить к УК. Планируется, что народный контроль поможет наладить эффективную работу обслуживающих организаций.
Однако рейтинг не решит системные проблемы. К примеру, при глобальном дефиците кадров в сфере ЖКУ дворы и подъезды так и будут оставаться неубранными. Этот вопрос был одной из тем прямого эфире «На троих».
Многие качественные работники сегодня уходят из УК в самозанятость, частное предпринимательство или выбирают работу на крупных строительных проектах, где платят значительно больше, чем в управляющих компаниях, констатировал доцент кафедры менеджмента и бизнес-аналитики СевГУ Валерий Васюнин.
«Сегодня управляющие компании испытывают большой дефицит в тех же уборщиках, дворниках и так далее. Подъезды немытые не потому, что управляющая компания отказывается их убирать, а потому, что нет рабочей силы», – подчеркнул он.
Если же такой сотрудник найден, то круг его обязанностей ограничен ставкой, а оплата дополнительных работ ложится на плечи жильцов многоквартирного дома.
Повышение оплаты коммунальных услуг по логике должно сопровождаться детальной отчетностью УК, однако в большинстве случаев никаких документов горожане не видят.
«Если мы будем принимать такие решения, мы должны видеть и финансовую отчетность управляющей компании <…> Но никто ничего не показывает, никаких данных люди не видят, но больше денег, пожалуйста, платите. Это абсолютно неправильный подход, он ни к чему не приведет», – убеждена журналист «Российской газеты» Юлия Крымова.
Возможно, при сложных взаимоотношениях с управляющей компанией выходом была бы ее замена на другую, но и здесь есть нюансы.
Сменить одну государственную УК на другую не всегда возможно из-за территориального расположения дома, а переходить под управление частной организации севастопольцы зачастую опасаются – в этом случае жаловаться будет некому.
«Большинство жильцов не хотят переходить к частникам, тем более, что в нашем городе есть неудачные примеры. Очень много историй, когда повышается плата за какие-то услуги, которые точно так же плохо выполняются. Получается, что выбора нет. То есть надо искать какой-то способ взаимодействия с той управляющей, которая есть», – добавила Юлия Крымова.
Станет ли народный рейтинг тем самым эффективным инструментом взаимодействия, покажет время, но, возможно, благодаря ему станет меньше случаев самоуправства обслуживающих организаций, как было в случае со спилом глицинии в центре Севастополя по сомнительным причинам.
Полина Ласькова
Обсуждение (2)
Очень хорошо-наконец то нам разъяснили условия мира. Ещё было бы неплохо чтобы разъяснили почему Инспекция есть, а прозрачности, а соответственно мира нет.
Если убрать уборщицу, то подъезд напоминает наш!