Крым

Ломая традиции: как в Крыму привлекают взрослых на кукольные спектакли

Премьеру новой постановки можно посмотреть 30 июня и 1 июля.

Ломая традиции: как в Крыму привлекают взрослых на кукольные спектакли
Фото:
Пелагея Попова|ForPost
Сцена из спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В эти выходные Крымский академический театр кукол представит новый спектакль для взрослых по мотивам произведений Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чем живут современные кукольники и как их спектакли могут удивить взрослую аудиторию, узнал ForPost, посетив предпоказ. 

В плену стереотипов

У многих в голове живёт стереотип: театр кукол — это для малышей. Хотя традиции подобных постановок именно для взрослых зрителей уходят корнями в глубь веков. Об этом напомнила режиссёр Московского театра кукол, поставившая «Вечера на хуторе…» в Симферополе, Наталья Пахомова.  

«Театр кукол для взрослых сегодня — это нормальная история. Хотя был период, когда театр кукол позиционировался исключительно как искусство для детей. В некоторых регионах до сих пор существует некая градация: зрители младше шести лет ходят в театр кукол, с 6 до 16 лет — в ТЮЗ, а потом — в драму», — пояснила собеседница ForPost. 

Читайте по теме: Бэби-театр и секреты Каляки-Маляки: чему можно научиться в «Сказочном королевстве»

При этом бывает, что кукольный театр вполне «дорос» до взрослого репертуара, но не может расправить плечи, потому что сталкивается с конкуренцией в виде, к примеру, музыкального театра драмы.

Сцена из спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В Крыму, по наблюдению московского режиссёра, таких проблем нет. 

«В Симферополе большая удача для театра кукол, что у взрослых зрителей есть интерес к этому виду искусства. Это очень важно. Поскольку любой вечерний спектакль — это повод для актёрского роста, а если этого не происходит, то происходит профессиональное выгорание», — отметила режиссёр.

Куклы-подушки

Побывав на кукольном спектакле один раз, взрослый зритель приходит вновь и вновь, ведь художественные возможности таких постановок гораздо шире.

«Магия куклы заключается в том, что любой предмет на сцене может играть. Кукла — это мощный символ, который позволяет проявлять разные смыслы и подсмыслы, воздействуя тем самым на зрителя. Особенность театра кукол ещё и в том, что восприятие спектакля зависит от личностного бэкграунда зрителя», — поделилась наблюдениями собеседница издания.

Театр кукол в России сейчас на подъёме, в эту сферу приходит всё больше новых талантов. При этом постановщики берут в работу самый разный материал: от классики до современной прозы. По опыту Натальи Пахомовой, особую популярность сейчас набирают байопики (спектакли-биографии). Этот киножанр, оказалось, можно интересно представить куклами. 

В «Вечерах на хуторе…» играют люди и куклы.

Визуальная составляющая театра кукол также не стоит на месте. Художники-постановщики находятся в постоянном поиске новых выразительных средств. Так, например, Антон Болкунов в спектакле «Паша» (Алтайский театр кукол «Сказка») решает своих персонажей в стиле подушек-антистресс. 

«И этот творческий поиск при всей необычности и непривычности визуального воплощения стал абсолютным попаданием в литературный материал. Потому как, по-моему мнению, именно в литературной основе драматургии заложено очень многое для режиссёра и художника, в том числе и система театральной куклы. Если подходящая система есть — хорошо. Если нет — её надо изобрести», — отметила Пахомова.  

Разговор о смысле

Спектакль «Вечера на хуторе…»  от замысла к воплощению прошёл путь длиною почти в год. В основу спектакля легли повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота», а также отрывки из писем и дневников Николая Гоголя.

«Основная тема, о которой мы бы хотели поговорить, — этот баланс между тёмным и светлым началом в человеке, о метаниях человеческой души, о поиске самого себя, и ещё раз о душе», — пояснила режиссёр и автор инсценировки. 

Тема добра и зла — в центре спектакля. 

Спектакль адресован подростковому зрителю, для которого язык Гоголя может быть сложен к аудиальному восприятию, обратила внимание завлит Крымского академического театра кукол Галина Телегина. 

«Основной задачей постановочной группы было задать тот первичный импульс, благодаря которому подросткам захотелось бы погрузиться в мир произведений великого классика», — добавила собеседница ForPost.

Поэтому диалоги персонажей выстроены в режиме недосказанности: герои сводят массив текста практически до междометий, из которых и так понятно, о чём идёт речь. Этого вполне достаточно для сохранения сюжетной линии, уточнила Телегина. При этом философские размышления писателя звучат со сцены в неизменном виде.

Читайте по теме: В Крыму призрак матроса Кошки и «махновцы» из XXI века будут возрождать детское кино

В спектакле занято семь актёров.

Если говорить о технических сложностях при постановке спектакля, с которыми столкнулась труппа, то это сценическая статика: четверо из семи артистов в течение часа сидят на стульях. 

«Сидение на стульях — это достаточно пассивное состояние для человека. Но при такой мизансценической графике градус актёрского существования должен нарастать в течение спектакля», — объяснила Наталья Пахомова.

Симферопольские актеры справились с задачей на отлично, хотя репетиции длились всего две недели.

Пелагея Попова

Фото автора

754
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user Bip
4735

В Севастополе на кукольный спектакль взрослые охотно придут, если будут куклы Павлик и Женечка.

Profile picture for user UINSHEDOW
2394

У меня мама руководила кукольным театром. Перчаточные, тростевые куклы, марионетки. Ростовые куклы. Своими руками сделала несколько спектаклей. Это больше сорока кукол. И простых и сложных. Кукловод, кукольник - интереснейшая и сложная профессия. 

Вела кружок, где учила детей ставить кукольные спектакли. И выступала с ними. Участвовал и я. В детстве и юношестве. Водить кукол - непросто. Самые простые это перчаточные. Просто на руку одел и всё. Ими легко. Но и не сильно зрелищно. Потом более большие перчаточно- тростевые. Эти сложнее и в управлении и просто больше в несколько раз и тяжелее. И те и те подразумевают выступление за ширмой. Человек снизу - кукла вверху. Самая сложная в управлении кукла - марионетка. Одеваешь чёрное трико, чтоб тебя на сцене видно не было в полумраке, часть сцены подсвечена. А ты стоишь в полумраке. Тебя если ты хороший кукольник не видно. И марионетка оживает и двигается сама. Волшебство. 

Театр тот при Украине разворовали. Маму до этого вложившую в него душу - уволили.

Profile picture for user Александра Радченко
554

Вы о чем?

В Севастополе на кукольный спектакль взрослые охотно придут, если будут куклы Павлик и Женечка.

 

Profile picture for user Александра Радченко
554

Это в каком городе было? В Севастополе?

У меня мама руководила кукольным театром. Перчаточные, тростевые куклы, марионетки. Ростовые куклы. Своими руками сделала несколько спектаклей. Это больше сорока кукол. И простых и сложных. Кукловод, кукольник - интереснейшая и сложная профессия. Вела кружок, где учила детей ставить кукольные спектакли. И выступала с ними. Участвовал и я. В детстве и юношестве. Водить кукол - непросто. Самые простые это перчаточные. Просто на руку одел и всё. Ими легко. Но и не сильно зрелищно. Потом более большие перчаточно- тростевые. Эти сложнее и в управлении и просто больше в несколько раз и тяжелее. И те и те подразумевают выступление за ширмой. Человек снизу - кукла вверху. Самая сложная в управлении кукла - марионетка. Одеваешь чёрное трико, чтоб тебя на сцене видно не было в полумраке, часть сцены подсвечена. А ты стоишь в полумраке. Тебя если ты хороший кукольник не видно. И марионетка оживает и двигается сама. Волшебство. Театр тот при Украине разворовали. Маму до этого вложившую в него душу - уволили.

 

Profile picture for user UINSHEDOW
2394

to Александра Радченко:  

Да, это было в Севастополе. 

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2498

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
14
4966

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1847

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2874