Копилка киноистории Крымского полуострова в последние пару десятков лет, конечно, продолжала пополняться новыми проектами — но далеко не так активно, как это было в советские времена. В последние годы объективно сложные и глобальные обстоятельства вовсе отодвинули новости киноиндустрии на второй план.
Но нынешним летом всё не так. Несмотря на то, что объективно сложные обстоятельства никуда не делись, находятся люди, продолжающие свято верить в то, что светлой сказке в любое время должно быть место. Особенно — для детей. Возможно, именно поэтому в успех нового кинопроекта — приключенческого сериала с рабочим названием «Три друга, клад и матрос Кошка» — так хочется верить уже сейчас.
Товарищи махновцы и старые добрые приключения
В течение ближайших трёх месяцев команда во главе с продюсером Сергеем Жигуновым и режиссёром Станиславом Назировым в самых живописных уголках полуострова намерена найти золотую середину между советскими стандартами качества и современной культурной реальностью. В которой, например, социология рекомендует называть фильм для детей не «детским», но «подростковым» (чтобы было не так обидно), а отечественное кинопроизводство пытается перебороть многие годы властвовавшую над умами молодёжи «пепси-колу», показывая детям — пардон, подросткам, — что в истории их страны есть масса историй и эпизодов, способных захватить и увлечь не хуже супергероев из Голливуда.
«Три друга, клад и матрос Кошка» — это не детское кино, а подростковый сериал. Такую классификацию первым делом определяет Сергей Жигунов, которому, по словам режиссёра, принадлежит идея проекта.
«По жанру это скорее современная сказка. Вы видите, место, в котором мы сейчас находимся, не совсем обычное, здесь обитают наши курсанты, у нас есть привидение — героический матрос Кошка, которого играет Алексей Шевченков, чудесный артист, очень подходящий для этой роли, — рассказывает «по верхам» Сергей Жигунов, стараясь не раскрывать все секреты будущей картины.
В основе сюжета — приключения трёх друзей, кадетов Нахимовского военно-морского училища в Севастополе, которые как раз с помощью призрака матроса Кошки пытаются найти клад, спрятанный адмиралом во время Крымской войны.
Сергей Жигунов и исполнитель одной из главных ролей Всеволод Клименок.
Сериал, производство которого ведётся при поддержке Института развития интернета, надеются сделать смешным и интересным для современных подростков, хоть и признают, что конкурировать с заполонившей эфир западной фантастикой тяжело. Но приключения и волшебные истории даже спустя десятки лет остаются лучшим ключом к детскому сердцу, уверен Сергей Жигунов. Возможно, ему так подсказывает собственный успешный опыт гардемарина. А, может, всё дело в неуёмной энергии главных героев, которых взрослые с ласковой иронией зовут «махновцами»: уж очень активно они ищут приключения на свою голову даже в перерывах между съёмками.
«Лёша Родионов, Феодор Кирсанов и Всеволод Клименок. Совершенно чудесные парни, страшное хулиганьё и пираты, конечно. С ними непросто, но очень весело и интересно, ребята классные», — характеризует главную актёрскую тройку режиссёр Станислав Назиров.
В кадре юным кладоискателям предстоит разбойничать в компании опытных и давно известных российским зрителям мастеров дела: в съёмках примут участие Сергей Юшкевич и Александр Лыков, Макар Запорожский и всенародно любимый «Мухич» Роман Попов. Звёздный состав, по словам Сергея Жигунова, прекрасно дополняют крымчане.
«Мы договаривались, и я обещал, что будут сниматься ялтинские и крымские дети. Они снимаются, и мы очень довольны ими: нашли нескольких совершенно потрясающих исполнителей. Думаю, вы все их увидите», — делится продюсер.
Кстати, не только крымчан: одну из ролей в сериале исполнит житель Марьинки Донецкой народной республики, который сегодня живёт в Ялте. 10-летний паренёк, которого в съёмочной группе серьёзно называют Сергеем Сергеичем, сыграет родственника из прошлого одного из главных героев.
Дьявол — в минутах выработки
Внутренний дворик Воронцовского дворца в эти дни оживлён необычайно. В мерный рассказ экскурсовода то и дело врываются требовательное «Камера, мотор!», «Уберите посторонних из кадра!», «Сонечка, ну это совсем никуда не годится!», «Тишина, пожалуйста!».
На очищенной от «посторонних» площадке медленно ползает громоздкая процессия из операторов, осветителей и прочая, со всех сторон нависающих над тремя хрупкими фигурками в синей кадетской форме: снимают диалог главных героев. Всего пара минут — а сколько деталей: вот на заднем фоне пробегают три «сокурсника», а с другой стороны уже чеканит шаг «коробка» во главе с преподавателем. Тишина и впрямь такая, что даже в паре десятков метров слышится что-то про лодку и парус детским голосом.
Затем — грозное «Стоп, снято!». Снова требовательное «Вот это в кадре было совершенно зря!». Пара глотков воды каждому из разморённых жарой нахимовцев — и весь эпизод повторяется заново.
Съёмочный процесс кипит даже в крымской жаре.
Конечно, с детьми работать непросто, признаёт Станислав Назиров. В первую очередь, потому что сложнее самим детям, сколько бы современная социология не называла их с 10 лет менее обидным «подростки».
«У них нет того опыта, который есть у зрелых артистов. Им тяжелее, труднее сосредоточиться. Поэтому и съёмочный день у молодых актёров не такой длинный, как у взрослых: концентрация начинает размазываться, — объясняет режиссёр. — Зато их детское обаяние, их в хорошем смысле наивность иногда побеждают взрослых и опытных актёров. Это, пожалуй, лучшее качество, которое есть в детской игре».
Качество картинки и игры, которые в отечественном кино, увы, чаще принято критиковать, в конечном счёте зависят порой от совершенно прозаических деталей. Например, от так называемой выработки — количества минут, снятых за одну смену.
«Я вам открою секрет: дневные сериалы на эфирных каналах снимаются с выработкой 10-12, а иногда 14 и больше минут. Потом все смотрят и говорят: вроде как-то ничего, но раньше лучше кино снимали. Фильм обычно снимают с выработкой чуть меньше 4 минут. Мы снимаем картину со средней выработкой меньше 6 минут, — сравнивает Сергей Жигунов. — Это существенная разница (по сравнению с типовыми сериалами). Надеюсь, это будет заметно».
По-прежнему волшебный кино-Крым
Несмотря на то, что в проекте нет государственных средств — недавно принятый закон о полном госфинансировании детского кино, как оказалось, не распространяется на «подростковые сериалы» — бюджет удалось собрать довольно серьёзный. Благодаря ему создатели надеются не погрешить против качества.
«У нас будет много графики, много спецэффектов. Ребята уже над ними работают. Это самое сложное: по спецэффектам всегда видно, хорошее кино или нет, — отмечает продюсер. — После стольких лет разгула пепси-колы бороться сложно. Сейчас стали появляться деньги, потому что у нас есть возможность привлекать средства как с платформ из Интернета, так и стандартные телевизионные. В итоге бюджет становится больше, мы можем писать более сложные вещи, закладывать какие-то более сложные сюжеты и эффектные сцены. В результате картина выглядит ярче».
И всё же у российского кинематографа есть козыри, которых никогда не будет у Голливуда. Сам полуостров, с его «намоленными» у киношников панорамами, живописными кинематографичными видами и разнообразием сказочных ландшафтов — это уже большой подарок. Об этом с искренним восхищением в голосе говорят и киношные «старики», и самые молодые из актёров.
«Ещё раз хочу сказать спасибо Сергею Аксёнову за очень серьёзную поддержку. Отдельное спасибо «Артеку» — он выглядит совершенно потрясающе. Попадая на его территорию, в общем, как и в Воронцовский дворец, ты оказываешься в совершенно волшебном мире. Остаётся только правильно поворачивать камеру — там уже всё сделали другие художники. Я надеюсь, что нам удастся всё это вытащить на экран, и миллионы зрителей, которые должны посмотреть нашу картину, будут радоваться вместе с нами», — отметил Сергей Жигунов.
Кроме «Артека» и Воронцовского дворца в съёмках «примут участие» и другие узнаваемые места полуострова: Гурзуф, Симферополь и, конечно, Севастополь. Работать в Крыму команда проекта планирует до сентября, финальные штрихи съёмочного процесса пройдут в московских павильонах. Полностью завершить работу над сериалом планируется к весне 2024 года.
Наталия Назарук
Фото, видео автора
Обсуждение (1)
Ну хоть что-то сделают для юношей и дитей, а то сплошные милиционеры, бандиты, про врачей