Новости Севастополя

Как в Севастополе называют маршрутку?

Служба новостей ForPost

Топик — не короткая маечка и даже не тема для школьных сочинений по английскому. Конечно, если речь идёт о Севастополе.

Как в Севастополе называют маршрутку?
РАФ-22031. Улица Токарева, 19.05.2021
Фото:
sev-transport.info

Каждый коренной житель Севастополя без труда объяснит: «топик» — это устойчивое локальное название здешних маршруток, вошедшее в обиход в конце 90-х и чудом сохранившееся до сих пор.

Тогда город был наводнён южнокорейскими синими автомобилями с тонкой красноватой опоясывающей корпус линией и гордо реющей надписью Asia Topic. Со временем словечко закрепилось в городском сленге, да так крепко, что пришедшие на смену «Спринтеры» и «Богданы» были бессильны перед народной привычкой.

Узнáем, каким топик запомнился местным, как появился на улицах города и почему до сих пор не выветрился из местного словаря!

Эргономичность? Нет, не слышали!

Главная изюминка этой «маршрутки вульгарис» — откидные дополнительные кресла. По воспоминаниям очевидцев — отдельный вид удовольствия. Чтобы выбраться из заднего ряда, нужно было поднять впереди сидящих «счастливчиков» на откидных. Надо ли говорить, что эта нехитрая механика «встать/откинуть/пропустить/поставить на место/сесть» — из раза в раз вызывала массу противоречивых эмоций у всех участников.

Особенно нетолерантны автобусы были к высоким пассажирам: их колени неизбежно упирались в передние сиденья. Страдали и затылки — если не повезло сесть, находиться в салоне можно было только в согбенном положении. И надолго.

А вот какой запомнилась корейская легенда водителю, пару лет поработавшему на ней: «Машинка была рабочая, слушалась… Правда, помню, на сотню „бусиков” на весь Севастополь тогда один-два мануала — всё методом тыка чинили/подбирали, было дело…»

асиа топик севастополь

Микроавтобус Asia AM-725 Topic.

Фото из архива газеты "Слава Севастополя", опубликовано в номере от 14.03.2012

Где они сейчас, эти крошки? Остались ли те самые трушные топики на ходу? Да, вот только увидеть их на улицах города — большая редкость.

Что ещё вспоминают «свидетели топика» о легендарной машине?

«Самое яркое впечатление — это когда тебе 15, ты сел на заднее сиденье на конечной, топик забился, а тебе выходить на следующей)) Краснеешь, пыхтишь, извиняешься, но делать нечего — выходить надо!»

«Мой папа, когда они появились, их „аськами” называл — из-за ASIA на кузове, ну а потом уже как все — „топик”».

 «Стоил 50 копеек, разница с траликом значительная, но зато сколько „удобств”, да и через весь город можно было без пересадок добраться».

«Помню, что, кроме зелёной „фабричной” надписи Asia Topic, на борту значилось что-то типа „муниципальный заём”. Что это было — мы не знали!»

Немного об этом знаем мы — история тогда развернулась нешуточная.

Хотели как лучше

В начале 90-х автобусный парк города переживал, мягко говоря, не лучшие времена. Троллейбусы в прямом смысле «не вывозили»: горожан много, маршруты длинные, частный транспорт — редкость, а в курортный сезон ещё и наплыв туристов, которым куда-то всегда надо. В городе были и автобусы, но их количество оставляло желать лучшего.

старый аутентичный севастопольский топик

РАФ-2203, линейный контроль АТП-14330. Улица Индустриальная, 22.04.1989.

Кадр из видеоархива АТП-14330

И вот весной 1997-го из Южной Кореи в город прибывают те самые 90 микроавтобусов Asia Topic (KIA). В апреле они начинают следовать по самым загруженным на тот момент троллейбусным маршрутам — 10, 12, 14. Приобретали их по программе муниципального транспортного займа, или другими словами — на условиях лизингового контракта, заключённого севастопольскими чиновниками и депутатами.

Покупались не за кровные бюджетные, а за средства инвесторов. Говорят даже, что залогом в той сделке послужили несколько городских кинотеатров.

Но… что-то пошло не так — и, когда встал ребром вопрос о возврате средств, стало ясно, что «кина не будет». Коммунальное предприятие обанкротилось, а новые депутаты сменили предыдущих, и по традиции за подвиги «попередныков» ответственность нести отказались.

Суд, к слову, инвесторы тогда выиграли, но претензии их удовлетворены не были.

Топики же, невольно оказавшись причиной сыр-бора, тихо и благополучно продолжили колесить по дорогам города.

Удивляет другое. Несмотря на весь дискомфорт этого транспортного малыша, севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом и вспоминают, куда на них ездили и как их ждали…

«Было весело…» — резюмирует каждый второй.

топик севастополь

РАФ-2203, АТП-14303. Улица 4-я Бастионная, 1990 г.

Кадр из художественного фильма "Заложница", Одесская киностудия, 1990 г.

Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго, да ещё и становится нарицательным для целого городского явления.

Молодые севастопольцы «топики» и в глаза-то не видели, но это локальное словечко крепко вошло в разговорную лексику и для них — на генетическом уровне.

Уходя — заплати!

Есть у нас и ещё одна севастопольская транспортная «фишка» — оплата не на входе, как во многих других городах, а при выходе. Здесь с этим строго — никаких «передайте за проезд»!

топик салон севастополь

РАФ-2203-01, КП "Севэлектроавтотранс". Салон автобуса, 05.05.2000.

Кадр из документального видео о праздновании Дня Победы.

Из архива ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова"

Были, правда, робкие призывы к горожанам платить в начале пути. Тем самым перевозчики пытались решить проблему с неплательщиками. Но ни водители, ни пассажиры так и не смогли перестроиться на систему «деньги, а потом стулья». Так и живём — и водителей не отвлекаем в дороге, и сами успеваем найти нужные монетки или карту в недрах сумки.

А как у вас?

Конечно, и в других городах этому виду общественно полезного транспорта (ввиду своей непосредственной близости к народу) дают лаконичные прозвища:

«тэшка» в Питере (прижилось по типу наименования маршрутов, например Т-34, Т-114 и т.д.);

«лайн» в Туле (по названию первого «зашедшего» в город перевозчика «Автолайн»);

«ГАЗелька» — в Омске, Орле и много где ещё… (тут тоже, думаю, понятно — не в честь антилопы).

А ещё бесконечно трогательные «марик», «бусик», «микрик», «рафик»… Народная фантазия изобретает сокращения громоздких названий на раз!

Мы тоже не имеем ничего против таких неологизмов и советуем узнавать о них, чтобы прослыть за своего, если вдруг судьба забросит вас в ту или иную местность.

Ольга Давыдова

Фото sev-transport.info

5707
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (27)
Atos
8093
Atos

Топик-это по-севастопольски))) Я до сих пор так называюshocking

byrgik
2064
byrgik

Последний севастопольский топик встретился осенью 2002 года на львовском сельхозрынке "Шувар", набитый кочанами капусты под самую крышу. Как он туда попал? С городских улиц топики исчезли так же внезапно, как и появились.

Oberon
6848
Oberon

подвозка между ожидалками))

LeoMurzahan
406
LeoMurzahan

В Петрозаводске тоже всю дорогу оплачивают на выходе )))

алекс орехов
1731
алекс орехов

Афера века. 

Инвесторы остались ни с чем?

я филантроп
526
я филантроп

А ведь на топиках было откидное сиденье...

Дед мороз
248
Дед мороз

в районе Гоголя 24 стоит на парковке периодически Топик

StanislavBravov
264
StanislavBravov

А ещё низкий уровень безопасности.

Пять пятерок
3018
Пять пятерок

Позорная страница истории, обман корейцев, доверившихся севастопольской власти, афера на всех уровнях. Все среднего и выше роста севастопольцы, кстати, бились головой в переднем дверном проеме в этих автобусах. 

Газели в городе не прижились, Форд Транзит поработал славно, но все равно уступил место самому красивому, качественному, экономному, быстрому, живучему, оправдывающему вложения МБ Спринтеру.

Не назову топиком как раз из-за гнусной позиции властей 90-х, проще - автобусом. 

Южная дорожка
1356
Южная дорожка

Сложная и действительно совсем не правильная история партнёрства поставки корейских микроавтобусов в Севастополь. Гордится нечем, однако в памяти остались хоть и неудобные, но решающие транспортную проблему города автобусики. Сейчас уже не используется это старое название, за редким исключением. 

Хома
309
Хома

О, и я их хорошо помню. Особенно будучи беременной, зимой... Небольшие сидения... если твой сосед , скажем, крупный мужчина... Если человек высокого роста это тоже проблема. Но негатива не было, как то ко всему с юмором относились. 

Serggio
26738
Serggio

 севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом 

Да дело не в ностальгии, а в том, что эти топики действительно на долгое время решили проблему с транспортом. Бегали один за одним, так что уехать можно было всегда. А кроме того, в них запрещалось перевозить пассажиров стоя.  Гаишники тогда стояли на дорогах постоянно и ловили на этом водил, поэтому отучили брать лишних быстро.  Так что автор немного погрешила против истины, рассказывая о "согбенном положении" - это сейчас так ездят.

Mir vsem
5546
Mir vsem

Люди и этому тогда были рады. С другой стороны новизна при минимальном комфорте.

Быстрота соперничала с безопасностью. Уставшие и хмурые люди после 90-ых воспринимали как небольшой аттракцион из парка развлечения.

tatarin67
1999
tatarin67

to Serggio:  запрещалось перевозить пассажиров стоя.

В тех топиках, что помню я, это было просто невозможно. Расскажите ещё, как в РАФиках стоя ездили. 

Маклюра
2665
Маклюра

Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...!

Serggio
26738
Serggio

to tatarin67:  

to Serggio:  запрещалось перевозить пассажиров стоя.В тех топиках, что помню я, это было просто невозможно. Расскажите ещё, как в РАФиках стоя ездили. 

 Я не совсем понял - Вы утверждаете то же, что и я, или опровергаете? smile

люша
136
люша

Помню топики,прекрасная альтернатива троллейбусам была.На 10 минут быстрее с цетра с работы добиралась.

Roz1975
3496
Roz1975

Ничего неудобного в топиках не вспомню. Винтили, шо ужаленные. Камышовские приловчились садиться на Цэ. Рынке в самый зад, потом летуновские в серединке. Всё как-то устаканилось, синхронизировалось само собой. Было очень удобно. А в 1998-м получили партию азий, но крупных. Тоже прикольные были, тоже афера была с растаможкой. Номера на них влепили советские - КРС , явный левак. Но все проглотили.

И снова здравствуйте
6514
И снова здравствуйте

Какой бы неудобный "Topic" не был при полной загрузке, но это было полноценное маршрутное такси - там ехали ВСЕ только сидя и стоимость была минимум в 2 раза выше, чем в общественном транспорте! Кстати при СССР стоимость проезда была в маршрутных такси в 3 раза выше, чем в автобусах по всей стране и люди могли выходить и садиться В ЛЮБОМ месте по маршруту  следования. Кстати город хоть и поставил тогда топики на линию не совсем законно, но потом бюджет на это не тратился, они были вполне рентабельными. А что сейчас? Вы едете в забитом под жвак стоячими пассажирами Богдане, Спринтере или Форде, платите такие же деньги как и в другом общественном транспорте на уровне с тем, кто едет сидя и еще город спонсирует эту коммерцию. Слова "маршрутное такси" никакого отношения к сегодняшним сараям НИКАКОГО отношения НЕ ИМЕЮТ

старый русский
2101
старый русский

Помню када их в рыбном порту выгрузили, в каком-то не оказалось прикуривателя, видать засувенирили. Одна толстая морда из приёмщиков, такой мне добудь где нибудь, хоть стырь, даю типа 20 баксов. Я покрутил у виска и поехал по своим делам. Работнику рыбного порта тогда в падлу было из-за такой мелочёвки булками шевелить.

лаиш
2174
лаиш

Только топики были не синего цвета, а серебристого... Я так думаю... 

Uta
4462
Uta

 

Только топики были не синего цвета, а серебристого... Я так думаю... 

 мне помнятся оба этих цвета )

Банщик
24877
Банщик

Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго

Малоразмерный транспорт-это не для русских.У нас большая земля, соответственно автобус должен быть не примитивный.И даже катафалк нам нравится широкий и не тесный.А что уже говорить об общественном транспорте.Русская душа требует размаха...ok

Кравви
761
Кравви

Одна из первых крупнейших афер в истории севастопольских депутатов.

Гражданин-Севастополя
852
Гражданин-Сева…

 

Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...!

 Они стояли где-то рядами "арестованные"

Roz1975
3496
Roz1975

 

 Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...! Они стояли где-то рядами "арестованные"

 В рыбном порту.

Линьков
32362
Линьков

Афера.

Главное за день

В Севастополе отправили на доработку проект гостиничного комплекса в районе Омеги

Территория может стать изюминкой или превратиться в штакетник, отделяющий людей от моря.
12:06
6
722

Севастопольцы ощутили землетрясение в Чёрном море

Жители жалуются на странное поведение котов и трясущиеся диваны.
09:10
18
2598

Крым на пороге нового бензинового кризиса?

В регионе опять перебои с поставками топлива.
18:24
8
4149

Банк России сыграл на опережение, не дожидаясь передачи Украине активов

ЦБ пошёл в атаку из-за угрозы миллиардам, замороженным в ЕС.
17:21
4
1821

Жители Севастополя устроили заместителю губернатора грязевой митинг

Павлу Иено в итоге пришлось пообещать горожанам деревянные настилы.
17:20
23
3497
Туризм

По ЮБК без заборов: как проложить видовой маршрут прогулки к морю в Крыму

Остатки старинной дороги напоминают: раньше здесь не было преград.
13:28
0
426

Круглогодичный центр медицинского туризма появится в Севастополе

В пансионате «Изумруд» запускается современное направление санаторно-курортных услуг.
20:00
15
1757

В Крыму 2026 год будет посвящён гостеприимству

Крымчан ждёт калейдоскоп ярких событий.
18:35
0
1330

Женщину в слишком короткой юбке не пустили в отделение полиции

Теперь в Малайзии пересмотрят соответствующие дресс-коды.
15:50
0
1113

Туристы находят капканы на популярных маршрутах в окрестностях Севастополя

Фото опасной находки появилось в соцсетях, Севприроднадзор начал проверку.
11:00
2
2226