Севастополь

Как в Севастополе называют маршрутку?

Топик — не короткая маечка и даже не тема для школьных сочинений по английскому. Конечно, если речь идёт о Севастополе.

Как в Севастополе называют маршрутку?
Фото:
sev-transport.info
РАФ-22031. Улица Токарева, 19.05.2021

Каждый коренной житель Севастополя без труда объяснит: «топик» — это устойчивое локальное название здешних маршруток, вошедшее в обиход в конце 90-х и чудом сохранившееся до сих пор.

Тогда город был наводнён южнокорейскими синими автомобилями с тонкой красноватой опоясывающей корпус линией и гордо реющей надписью Asia Topic. Со временем словечко закрепилось в городском сленге, да так крепко, что пришедшие на смену «Спринтеры» и «Богданы» были бессильны перед народной привычкой.

Узнáем, каким топик запомнился местным, как появился на улицах города и почему до сих пор не выветрился из местного словаря!

Эргономичность? Нет, не слышали!

Главная изюминка этой «маршрутки вульгарис» — откидные дополнительные кресла. По воспоминаниям очевидцев — отдельный вид удовольствия. Чтобы выбраться из заднего ряда, нужно было поднять впереди сидящих «счастливчиков» на откидных. Надо ли говорить, что эта нехитрая механика «встать/откинуть/пропустить/поставить на место/сесть» — из раза в раз вызывала массу противоречивых эмоций у всех участников.

Особенно нетолерантны автобусы были к высоким пассажирам: их колени неизбежно упирались в передние сиденья. Страдали и затылки — если не повезло сесть, находиться в салоне можно было только в согбенном положении. И надолго.

А вот какой запомнилась корейская легенда водителю, пару лет поработавшему на ней: «Машинка была рабочая, слушалась… Правда, помню, на сотню „бусиков” на весь Севастополь тогда один-два мануала — всё методом тыка чинили/подбирали, было дело…»

асиа топик севастополь

Микроавтобус Asia AM-725 Topic.

Фото из архива газеты "Слава Севастополя", опубликовано в номере от 14.03.2012

Где они сейчас, эти крошки? Остались ли те самые трушные топики на ходу? Да, вот только увидеть их на улицах города — большая редкость.

Что ещё вспоминают «свидетели топика» о легендарной машине?

«Самое яркое впечатление — это когда тебе 15, ты сел на заднее сиденье на конечной, топик забился, а тебе выходить на следующей)) Краснеешь, пыхтишь, извиняешься, но делать нечего — выходить надо!»

«Мой папа, когда они появились, их „аськами” называл — из-за ASIA на кузове, ну а потом уже как все — „топик”».

 «Стоил 50 копеек, разница с траликом значительная, но зато сколько „удобств”, да и через весь город можно было без пересадок добраться».

«Помню, что, кроме зелёной „фабричной” надписи Asia Topic, на борту значилось что-то типа „муниципальный заём”. Что это было — мы не знали!»

Немного об этом знаем мы — история тогда развернулась нешуточная.

Хотели как лучше

В начале 90-х автобусный парк города переживал, мягко говоря, не лучшие времена. Троллейбусы в прямом смысле «не вывозили»: горожан много, маршруты длинные, частный транспорт — редкость, а в курортный сезон ещё и наплыв туристов, которым куда-то всегда надо. В городе были и автобусы, но их количество оставляло желать лучшего.

старый аутентичный севастопольский топик

РАФ-2203, линейный контроль АТП-14330. Улица Индустриальная, 22.04.1989.

Кадр из видеоархива АТП-14330

И вот весной 1997-го из Южной Кореи в город прибывают те самые 90 микроавтобусов Asia Topic (KIA). В апреле они начинают следовать по самым загруженным на тот момент троллейбусным маршрутам — 10, 12, 14. Приобретали их по программе муниципального транспортного займа, или другими словами — на условиях лизингового контракта, заключённого севастопольскими чиновниками и депутатами.

Покупались не за кровные бюджетные, а за средства инвесторов. Говорят даже, что залогом в той сделке послужили несколько городских кинотеатров.

Но… что-то пошло не так — и, когда встал ребром вопрос о возврате средств, стало ясно, что «кина не будет». Коммунальное предприятие обанкротилось, а новые депутаты сменили предыдущих, и по традиции за подвиги «попередныков» ответственность нести отказались.

Суд, к слову, инвесторы тогда выиграли, но претензии их удовлетворены не были.

Топики же, невольно оказавшись причиной сыр-бора, тихо и благополучно продолжили колесить по дорогам города.

Удивляет другое. Несмотря на весь дискомфорт этого транспортного малыша, севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом и вспоминают, куда на них ездили и как их ждали…

«Было весело…» — резюмирует каждый второй.

топик севастополь

РАФ-2203, АТП-14303. Улица 4-я Бастионная, 1990 г.

Кадр из художественного фильма "Заложница", Одесская киностудия, 1990 г.

Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго, да ещё и становится нарицательным для целого городского явления.

Молодые севастопольцы «топики» и в глаза-то не видели, но это локальное словечко крепко вошло в разговорную лексику и для них — на генетическом уровне.

Уходя — заплати!

Есть у нас и ещё одна севастопольская транспортная «фишка» — оплата не на входе, как во многих других городах, а при выходе. Здесь с этим строго — никаких «передайте за проезд»!

топик салон севастополь

РАФ-2203-01, КП "Севэлектроавтотранс". Салон автобуса, 05.05.2000.

Кадр из документального видео о праздновании Дня Победы.

Из архива ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова"

Были, правда, робкие призывы к горожанам платить в начале пути. Тем самым перевозчики пытались решить проблему с неплательщиками. Но ни водители, ни пассажиры так и не смогли перестроиться на систему «деньги, а потом стулья». Так и живём — и водителей не отвлекаем в дороге, и сами успеваем найти нужные монетки или карту в недрах сумки.

А как у вас?

Конечно, и в других городах этому виду общественно полезного транспорта (ввиду своей непосредственной близости к народу) дают лаконичные прозвища:

«тэшка» в Питере (прижилось по типу наименования маршрутов, например Т-34, Т-114 и т.д.);

«лайн» в Туле (по названию первого «зашедшего» в город перевозчика «Автолайн»);

«ГАЗелька» — в Омске, Орле и много где ещё… (тут тоже, думаю, понятно — не в честь антилопы).

А ещё бесконечно трогательные «марик», «бусик», «микрик», «рафик»… Народная фантазия изобретает сокращения громоздких названий на раз!

Мы тоже не имеем ничего против таких неологизмов и советуем узнавать о них, чтобы прослыть за своего, если вдруг судьба забросит вас в ту или иную местность.

Ольга Давыдова

Фото sev-transport.info

4343
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (28)

Profile picture for user Atos
7813

Топик-это по-севастопольски))) Я до сих пор так называюshocking

Profile picture for user byrgik
2064

Последний севастопольский топик встретился осенью 2002 года на львовском сельхозрынке "Шувар", набитый кочанами капусты под самую крышу. Как он туда попал? С городских улиц топики исчезли так же внезапно, как и появились.

Profile picture for user LeoMurzahan
394

В Петрозаводске тоже всю дорогу оплачивают на выходе )))

Profile picture for user Дед мороз
176

в районе Гоголя 24 стоит на парковке периодически Топик

Profile picture for user Пять пятерок
2644

Позорная страница истории, обман корейцев, доверившихся севастопольской власти, афера на всех уровнях. Все среднего и выше роста севастопольцы, кстати, бились головой в переднем дверном проеме в этих автобусах. 

Газели в городе не прижились, Форд Транзит поработал славно, но все равно уступил место самому красивому, качественному, экономному, быстрому, живучему, оправдывающему вложения МБ Спринтеру.

Не назову топиком как раз из-за гнусной позиции властей 90-х, проще - автобусом. 

Profile picture for user Южная дорожка
1356

Сложная и действительно совсем не правильная история партнёрства поставки корейских микроавтобусов в Севастополь. Гордится нечем, однако в памяти остались хоть и неудобные, но решающие транспортную проблему города автобусики. Сейчас уже не используется это старое название, за редким исключением. 

Profile picture for user Хома
208

О, и я их хорошо помню. Особенно будучи беременной, зимой... Небольшие сидения... если твой сосед , скажем, крупный мужчина... Если человек высокого роста это тоже проблема. Но негатива не было, как то ко всему с юмором относились. 

Profile picture for user Serggio
21669

 севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом 

Да дело не в ностальгии, а в том, что эти топики действительно на долгое время решили проблему с транспортом. Бегали один за одним, так что уехать можно было всегда. А кроме того, в них запрещалось перевозить пассажиров стоя.  Гаишники тогда стояли на дорогах постоянно и ловили на этом водил, поэтому отучили брать лишних быстро.  Так что автор немного погрешила против истины, рассказывая о "согбенном положении" - это сейчас так ездят.

Profile picture for user Mir vsem
5508

Люди и этому тогда были рады. С другой стороны новизна при минимальном комфорте.

Быстрота соперничала с безопасностью. Уставшие и хмурые люди после 90-ых воспринимали как небольшой аттракцион из парка развлечения.

Profile picture for user tatarin67
1997

to Serggio:  запрещалось перевозить пассажиров стоя.

В тех топиках, что помню я, это было просто невозможно. Расскажите ещё, как в РАФиках стоя ездили. 

Profile picture for user Маклюра
2665

Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...!

Profile picture for user Uta
3900

to Южная дорожка:  очень даже используется старое название ! я только для приезжих слово "маршрутка" употребляю, прям усилием воли ...Но в моем окружении все без исключения "топик" говорят !

Profile picture for user Serggio
21669

to tatarin67:  

to Serggio:  запрещалось перевозить пассажиров стоя.В тех топиках, что помню я, это было просто невозможно. Расскажите ещё, как в РАФиках стоя ездили. 

 Я не совсем понял - Вы утверждаете то же, что и я, или опровергаете? smile

Profile picture for user люша
102

Помню топики,прекрасная альтернатива троллейбусам была.На 10 минут быстрее с цетра с работы добиралась.

Profile picture for user Roz1975
2377

Ничего неудобного в топиках не вспомню. Винтили, шо ужаленные. Камышовские приловчились садиться на Цэ. Рынке в самый зад, потом летуновские в серединке. Всё как-то устаканилось, синхронизировалось само собой. Было очень удобно. А в 1998-м получили партию азий, но крупных. Тоже прикольные были, тоже афера была с растаможкой. Номера на них влепили советские - КРС , явный левак. Но все проглотили.

Profile picture for user И снова здравствуйте
4681

Какой бы неудобный "Topic" не был при полной загрузке, но это было полноценное маршрутное такси - там ехали ВСЕ только сидя и стоимость была минимум в 2 раза выше, чем в общественном транспорте! Кстати при СССР стоимость проезда была в маршрутных такси в 3 раза выше, чем в автобусах по всей стране и люди могли выходить и садиться В ЛЮБОМ месте по маршруту  следования. Кстати город хоть и поставил тогда топики на линию не совсем законно, но потом бюджет на это не тратился, они были вполне рентабельными. А что сейчас? Вы едете в забитом под жвак стоячими пассажирами Богдане, Спринтере или Форде, платите такие же деньги как и в другом общественном транспорте на уровне с тем, кто едет сидя и еще город спонсирует эту коммерцию. Слова "маршрутное такси" никакого отношения к сегодняшним сараям НИКАКОГО отношения НЕ ИМЕЮТ

Profile picture for user старый русский
1890

Помню када их в рыбном порту выгрузили, в каком-то не оказалось прикуривателя, видать засувенирили. Одна толстая морда из приёмщиков, такой мне добудь где нибудь, хоть стырь, даю типа 20 баксов. Я покрутил у виска и поехал по своим делам. Работнику рыбного порта тогда в падлу было из-за такой мелочёвки булками шевелить.

Profile picture for user лаиш
1950

Только топики были не синего цвета, а серебристого... Я так думаю... 

Profile picture for user Uta
3900

 

Только топики были не синего цвета, а серебристого... Я так думаю... 

 мне помнятся оба этих цвета )

Profile picture for user Банщик
24581

Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго

Малоразмерный транспорт-это не для русских.У нас большая земля, соответственно автобус должен быть не примитивный.И даже катафалк нам нравится широкий и не тесный.А что уже говорить об общественном транспорте.Русская душа требует размаха...ok

Profile picture for user Кравви
761

Одна из первых крупнейших афер в истории севастопольских депутатов.

Profile picture for user Гражданин-Севастополя
852

 

Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...!

 Они стояли где-то рядами "арестованные"

Profile picture for user Roz1975
2377

 

 Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...! Они стояли где-то рядами "арестованные"

 В рыбном порту.

Главное за день

Почему пляжи Севастополя до сих пор нелояльны к людям "на костылях"

Иногда задача найти подходящее место для купания превращается в вынужденный невесёлый квест.
19:00
0
18

Власти Севастополя после долгих поисков нашли вредителей от благоустройства

Закатанные в бетон кипарисы освободили, горе-строителей пожурили.
15:08
7
2886

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
4
1220

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
5
1413