Каждый коренной житель Севастополя без труда объяснит: «топик» — это устойчивое локальное название здешних маршруток, вошедшее в обиход в конце 90-х и чудом сохранившееся до сих пор.
Тогда город был наводнён южнокорейскими синими автомобилями с тонкой красноватой опоясывающей корпус линией и гордо реющей надписью Asia Topic. Со временем словечко закрепилось в городском сленге, да так крепко, что пришедшие на смену «Спринтеры» и «Богданы» были бессильны перед народной привычкой.
Узнáем, каким топик запомнился местным, как появился на улицах города и почему до сих пор не выветрился из местного словаря!
Эргономичность? Нет, не слышали!
Главная изюминка этой «маршрутки вульгарис» — откидные дополнительные кресла. По воспоминаниям очевидцев — отдельный вид удовольствия. Чтобы выбраться из заднего ряда, нужно было поднять впереди сидящих «счастливчиков» на откидных. Надо ли говорить, что эта нехитрая механика «встать/откинуть/пропустить/поставить на место/сесть» — из раза в раз вызывала массу противоречивых эмоций у всех участников.
Особенно нетолерантны автобусы были к высоким пассажирам: их колени неизбежно упирались в передние сиденья. Страдали и затылки — если не повезло сесть, находиться в салоне можно было только в согбенном положении. И надолго.
А вот какой запомнилась корейская легенда водителю, пару лет поработавшему на ней: «Машинка была рабочая, слушалась… Правда, помню, на сотню „бусиков” на весь Севастополь тогда один-два мануала — всё методом тыка чинили/подбирали, было дело…»
Микроавтобус Asia AM-725 Topic.
Фото из архива газеты "Слава Севастополя", опубликовано в номере от 14.03.2012
Где они сейчас, эти крошки? Остались ли те самые трушные топики на ходу? Да, вот только увидеть их на улицах города — большая редкость.
Что ещё вспоминают «свидетели топика» о легендарной машине?
«Самое яркое впечатление — это когда тебе 15, ты сел на заднее сиденье на конечной, топик забился, а тебе выходить на следующей)) Краснеешь, пыхтишь, извиняешься, но делать нечего — выходить надо!»
«Мой папа, когда они появились, их „аськами” называл — из-за ASIA на кузове, ну а потом уже как все — „топик”».
«Стоил 50 копеек, разница с траликом значительная, но зато сколько „удобств”, да и через весь город можно было без пересадок добраться».
«Помню, что, кроме зелёной „фабричной” надписи Asia Topic, на борту значилось что-то типа „муниципальный заём”. Что это было — мы не знали!»
Немного об этом знаем мы — история тогда развернулась нешуточная.
Хотели как лучше
В начале 90-х автобусный парк города переживал, мягко говоря, не лучшие времена. Троллейбусы в прямом смысле «не вывозили»: горожан много, маршруты длинные, частный транспорт — редкость, а в курортный сезон ещё и наплыв туристов, которым куда-то всегда надо. В городе были и автобусы, но их количество оставляло желать лучшего.
РАФ-2203, линейный контроль АТП-14330. Улица Индустриальная, 22.04.1989.
Кадр из видеоархива АТП-14330
И вот весной 1997-го из Южной Кореи в город прибывают те самые 90 микроавтобусов Asia Topic (KIA). В апреле они начинают следовать по самым загруженным на тот момент троллейбусным маршрутам — 10, 12, 14. Приобретали их по программе муниципального транспортного займа, или другими словами — на условиях лизингового контракта, заключённого севастопольскими чиновниками и депутатами.
Покупались не за кровные бюджетные, а за средства инвесторов. Говорят даже, что залогом в той сделке послужили несколько городских кинотеатров.
Но… что-то пошло не так — и, когда встал ребром вопрос о возврате средств, стало ясно, что «кина не будет». Коммунальное предприятие обанкротилось, а новые депутаты сменили предыдущих, и по традиции за подвиги «попередныков» ответственность нести отказались.
Суд, к слову, инвесторы тогда выиграли, но претензии их удовлетворены не были.
Топики же, невольно оказавшись причиной сыр-бора, тихо и благополучно продолжили колесить по дорогам города.
Удивляет другое. Несмотря на весь дискомфорт этого транспортного малыша, севастопольцы в большинстве своём отзываются о топиках с теплотой и улыбкой, говорят что-то на ностальгическом и вспоминают, куда на них ездили и как их ждали…
«Было весело…» — резюмирует каждый второй.
РАФ-2203, АТП-14303. Улица 4-я Бастионная, 1990 г.
Кадр из художественного фильма "Заложница", Одесская киностудия, 1990 г.
Есть в этом своя логика: что-то отталкивающее и негативное в народной памяти вряд ли остаётся надолго, да ещё и становится нарицательным для целого городского явления.
Молодые севастопольцы «топики» и в глаза-то не видели, но это локальное словечко крепко вошло в разговорную лексику и для них — на генетическом уровне.
Уходя — заплати!
Есть у нас и ещё одна севастопольская транспортная «фишка» — оплата не на входе, как во многих других городах, а при выходе. Здесь с этим строго — никаких «передайте за проезд»!
РАФ-2203-01, КП "Севэлектроавтотранс". Салон автобуса, 05.05.2000.
Кадр из документального видео о праздновании Дня Победы.
Из архива ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова"
Были, правда, робкие призывы к горожанам платить в начале пути. Тем самым перевозчики пытались решить проблему с неплательщиками. Но ни водители, ни пассажиры так и не смогли перестроиться на систему «деньги, а потом стулья». Так и живём — и водителей не отвлекаем в дороге, и сами успеваем найти нужные монетки или карту в недрах сумки.
А как у вас?
Конечно, и в других городах этому виду общественно полезного транспорта (ввиду своей непосредственной близости к народу) дают лаконичные прозвища:
«тэшка» в Питере (прижилось по типу наименования маршрутов, например Т-34, Т-114 и т.д.);
«лайн» в Туле (по названию первого «зашедшего» в город перевозчика «Автолайн»);
«ГАЗелька» — в Омске, Орле и много где ещё… (тут тоже, думаю, понятно — не в честь антилопы).
А ещё бесконечно трогательные «марик», «бусик», «микрик», «рафик»… Народная фантазия изобретает сокращения громоздких названий на раз!
Мы тоже не имеем ничего против таких неологизмов и советуем узнавать о них, чтобы прослыть за своего, если вдруг судьба забросит вас в ту или иную местность.
Ольга Давыдова
Фото sev-transport.info
Обсуждение (27)
Топик-это по-севастопольски))) Я до сих пор так называю
Последний севастопольский топик встретился осенью 2002 года на львовском сельхозрынке "Шувар", набитый кочанами капусты под самую крышу. Как он туда попал? С городских улиц топики исчезли так же внезапно, как и появились.
подвозка между ожидалками))
В Петрозаводске тоже всю дорогу оплачивают на выходе )))
Афера века.
Инвесторы остались ни с чем?
А ведь на топиках было откидное сиденье...
в районе Гоголя 24 стоит на парковке периодически Топик
А ещё низкий уровень безопасности.
Позорная страница истории, обман корейцев, доверившихся севастопольской власти, афера на всех уровнях. Все среднего и выше роста севастопольцы, кстати, бились головой в переднем дверном проеме в этих автобусах.
Газели в городе не прижились, Форд Транзит поработал славно, но все равно уступил место самому красивому, качественному, экономному, быстрому, живучему, оправдывающему вложения МБ Спринтеру.
Не назову топиком как раз из-за гнусной позиции властей 90-х, проще - автобусом.
Сложная и действительно совсем не правильная история партнёрства поставки корейских микроавтобусов в Севастополь. Гордится нечем, однако в памяти остались хоть и неудобные, но решающие транспортную проблему города автобусики. Сейчас уже не используется это старое название, за редким исключением.
О, и я их хорошо помню. Особенно будучи беременной, зимой... Небольшие сидения... если твой сосед , скажем, крупный мужчина... Если человек высокого роста это тоже проблема. Но негатива не было, как то ко всему с юмором относились.
Да дело не в ностальгии, а в том, что эти топики действительно на долгое время решили проблему с транспортом. Бегали один за одним, так что уехать можно было всегда. А кроме того, в них запрещалось перевозить пассажиров стоя. Гаишники тогда стояли на дорогах постоянно и ловили на этом водил, поэтому отучили брать лишних быстро. Так что автор немного погрешила против истины, рассказывая о "согбенном положении" - это сейчас так ездят.
Люди и этому тогда были рады. С другой стороны новизна при минимальном комфорте.
Быстрота соперничала с безопасностью. Уставшие и хмурые люди после 90-ых воспринимали как небольшой аттракцион из парка развлечения.
В тех топиках, что помню я, это было просто невозможно. Расскажите ещё, как в РАФиках стоя ездили.
Топики как появились внезапно.так и пропали ещё внезапнее...!!! Тогда всё покупалось и перепродавалось .ну и разворовывалось...!
to tatarin67:
Я не совсем понял - Вы утверждаете то же, что и я, или опровергаете?
Помню топики,прекрасная альтернатива троллейбусам была.На 10 минут быстрее с цетра с работы добиралась.
Ничего неудобного в топиках не вспомню. Винтили, шо ужаленные. Камышовские приловчились садиться на Цэ. Рынке в самый зад, потом летуновские в серединке. Всё как-то устаканилось, синхронизировалось само собой. Было очень удобно. А в 1998-м получили партию азий, но крупных. Тоже прикольные были, тоже афера была с растаможкой. Номера на них влепили советские - КРС , явный левак. Но все проглотили.
Какой бы неудобный "Topic" не был при полной загрузке, но это было полноценное маршрутное такси - там ехали ВСЕ только сидя и стоимость была минимум в 2 раза выше, чем в общественном транспорте! Кстати при СССР стоимость проезда была в маршрутных такси в 3 раза выше, чем в автобусах по всей стране и люди могли выходить и садиться В ЛЮБОМ месте по маршруту следования. Кстати город хоть и поставил тогда топики на линию не совсем законно, но потом бюджет на это не тратился, они были вполне рентабельными. А что сейчас? Вы едете в забитом под жвак стоячими пассажирами Богдане, Спринтере или Форде, платите такие же деньги как и в другом общественном транспорте на уровне с тем, кто едет сидя и еще город спонсирует эту коммерцию. Слова "маршрутное такси" никакого отношения к сегодняшним сараям НИКАКОГО отношения НЕ ИМЕЮТ
Помню када их в рыбном порту выгрузили, в каком-то не оказалось прикуривателя, видать засувенирили. Одна толстая морда из приёмщиков, такой мне добудь где нибудь, хоть стырь, даю типа 20 баксов. Я покрутил у виска и поехал по своим делам. Работнику рыбного порта тогда в падлу было из-за такой мелочёвки булками шевелить.
Только топики были не синего цвета, а серебристого... Я так думаю...
мне помнятся оба этих цвета )
Малоразмерный транспорт-это не для русских.У нас большая земля, соответственно автобус должен быть не примитивный.И даже катафалк нам нравится широкий и не тесный.А что уже говорить об общественном транспорте.Русская душа требует размаха...
Одна из первых крупнейших афер в истории севастопольских депутатов.
Они стояли где-то рядами "арестованные"
В рыбном порту.
Афера.