В 2019 году Владимир Путин подарил принцу Саудовской Аравии скульптуру из бивня мамонта. Но мало кто знает, что автор этого шедевра — скромный мастер-косторез из Севастополя Олег Лохов.
Любимая стихия
В наш город Олег Лохов приехал с Севера восемь лет назад и привёз с собой нетипичную для южных широт профессию. Сам мастер родился в селе Ломоносово Архангельской области, и после событий 2014 года решил переехать от Белого моря к Чёрному.
«Очень люблю море. <В Севастополе> я служил срочную службу в 1992-1994, я моряк. И полюбил я Севастополь, полюбил Балаклаву, и <этот город> мне даже снился», — поделился Олег Лохов.
Морская тематика в творчестве Олега занимает особое место.
«Была бы моя воля, я бы делал только морскую тему», — рассказал мастер.
Журналистам ForPost посчастливилось увидеть одну из «морских» работ своими глазами — скульптурную композицию «Медуза». Она состоит из двух композиционных частей — медузы как обитателя моря и мифической и смертельно опасной Медузы Горгоны.

Основной инструмент — это зуботехническое оборудование. Для грубой обработки мастер использует столярные инструменты (ленточные пилы, шлифовальные станки).
Несмотря на то, что в последнее время появилась масса новых технологий (лазеры, 3D-моделирование) и что Олег Лохов владеет этими техниками, ручной труд он ценит больше.
«Работы без ручной обработки — они мёртвые, это видно. А так всё равно чувствуется и рука, и почерк… Такое оборудование подходит только для тиражирования. В единственном экземпляре оно ни быстрее, ни лучше не получается. Поэтому лучше сделать вручную», — поделился Олег.
Традиции мастерства
Олег Лохов рассказал, что работает в холмогорской технике резьбы по кости, но со временем в традиционное мастерство вмешались личные взгляды на подачу и желания заказчиков.
«Меня часто искусствоведы ругали, что я отхожу от традиций. <…> Заказчик сам рублём голосовал за то, что ему нравится. У меня выработался свой почерк. Наверное, у каждого мастера есть свой почерк. Нас не так много, мастеров. Мы все отличаемся, можем друг друга отличить по своим работам», — поясняет скульптор.
Косторез сожалеет, что будущее его искусства туманно, и считает, что этот промысел измельчал.
Без государственной поддержки косторезному искусству будет сложно выжить в России. И даже если мастер сделает работу, её продажа станет «задачкой со звёздочкой».
«Мы, наверное, последние, кто это умеет», — прокомментировал Олег.
Как мастер превращает бивни мамонтов в ажурные скульптуры? Откуда вообще в мастерской Олега Лохова появляются бивни древних животных? И как скульптура костореза оказалась в перечне представительских подарков Кремля? Ответы на эти вопросы – в новом интервью.
Журналист — Ксения Криловец
Камера — Дмитрий Ларин
Программы ForPost выходят в группе ВКонтакте. Подписывайтесь, включайте уведомления, чтобы не пропускать новые видео.

Скульптура "Мир без грез" - цена 9 000 000 руб, скульптура "Бык" - цена 1 950 000 руб....
Не, ну можно конечно говорит о поддержке государства резчиков по кости, конечно. Поддержка - это за мои, наши налоги обеспечить норму прибыли мастера. Чего-то как-то мне этого не хочется....
Но, вроде, мастер на рынке давно и должен понимать, что с такими ценами - это игра в долгую и надо ждать, когда "выстрелит" продажа... Либо... Либо, снижать цену или более досконально изучать целевую аудиторию...
Мастер так-то тоже налоги платит. Он, если я верно понимаю, имеет в виду угасание промысла. Но вы правы, что встраиваться в новые реалии - задача со звёздочкой для художников.
кэт,
Вспомнился конец фильма Асса. Ну а где Вы живёте, где Вы прописаны?— Я нигде не живу.— Он поэт, он на белом свете живёт. Согласно афоризму Дени Дидро, «в тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного». Помню старое интервью участница АББА, когда у нас появились деньги у нас закончилась музыка. Художник не должен встраиваться в реалии, он выше их. Я в молодые годы работал на научном судне, общался с учёными которые вскакивали ночью, шли в свою лабораторию босиком, кое как одетые, чтобы проверить очередную идею, в иностранных портах в магазины они не ходили, жалко было им тратить время на глупости, хоть в Италии, хоть во Франции они не находили время погулять по городу, они полностью были поглащены своей наукой и что происходит вокруг их мало интересовало.
ну может это все таки ремесло? В нашем случае высокохудожественное, мастерски исполненное
d dd,
Вот и я хотел добавить потом, что это речь идёт о ремесле, но уже видно время прошло и не вышло откорректировать свой текст. С детства плохая привычка спешить и не проверять что сделал, а чтобы делать такие вещи необходимо иметь адское терпение.