Севастополь

Как севастопольские революционные матросы и члены царской семьи по очереди спасали друг друга от гибели

Удивительная история о том, как очень разные люди могут понять друг друга, может послужить примером потомкам.

История Гражданской войны на территории Крыма и Севастополя – история страшная и очень жестокая. Тем прекраснее и удивительнее, что не все в этой кровавой каше доходили до крайнего озверения и забывали о том, что «во вражеском стане» тоже живые люди. «Сюрреалистическую», по его словам, историю о взаимоотношениях представителей двух противоборствующих сторон рассказал в своем канале на Яндекс.Дзен Валерий Грачиков.

"Ангел-хранитель"

Скажем сразу: та же история, изложенная в Википедии, окрашена в чуть менее светлые тона. Но об этом позже. Драматические события, о которых пишет Валерий Грачиков, разворачивались на Южном берегу Крыма. Именно там волей судеб оказалась зимой 1917/18 года целая группа представителей династии Романовых: великие князья Александр Михайлович, Николай Николаевич и Петр Николаевич, их семьи, а также мать Николая II и супруга Александра III – Мария Федоровна.

Судьба этих людей после прихода красных, казалось, была предопределена. Но тут, как говорит Валерий Грачиков, им был послан ангел-хранитель в лице комиссара от Севастопольского совета Филиппа Задорожного.

Как отреагировал бы этот человек на присвоение ему статуса ангела-хранителя, предсказать сложно. Был он революционным матросом весьма брутальной внешности и, конечно, не самого мягкого характера. Как говорит со ссылкой на воспоминания великой княжны Ксении Александровны Википедия, представившийся представителем Севастопольского совета «верзила в матросской форме» явился Романовым за три-четыре недели до Рождества 1917 года. И сразу заявил, что всем представителям семьи, проживавшим в разных имениях, нужно вместе с приближёнными и прислугой собраться во дворце Дюльбер в Кореизе. И не просто потому, что ему так захотелось, а из вполне практических соображений: Дюльбер гораздо проще охранять.

От кого же собирался охранять комиссар членов царской семьи? 

«В Севастополе считали, что Романовых пока надо просто держать под арестом, ожидая решения из Москвы. А Ялтинский совет, в котором заправляли анархисты, считал, что с буржуями стоит поступать решительно и Романовых следует «отправить к Духонину» (Николай Духонин исполнял обязанности Верховного главнокомандующего Русской армией в ноябре–декабре 1917 года и был зверски убит солдатами и матросами. – Ред.). Кроме того, во всей завертевшейся каше кругом было полно и просто откровенных бандитов, грабивших дворцы, дома, людей», – поясняет Валерий Грачиков.

И он, и авторы статьи в Википедии указывают еще на одно важное обстоятельство: Задорожный лично знал великого князя Александра Михайловича Романова, которого в Севастополе безмерно уважали. Причин для этого было достаточно: Александр Михайлович был боевым офицером, моряком, да еще и создателем русской военной авиации и конкретно Качинской авиашколы. Представители которой, заметим, были и в составе Севастопольского совета.

Как утверждает Википедия, отношения между Романовыми и революционными матросами были далеки от идиллических. В частности, Великая княгиня Ольга Александровна хоть и признавала Задорожного человеком обаятельным, однако видела в нем угрозу.

«Он никогда не смотрел нам в глаза. Позднее он признался, что не мог глядеть в глаза людям, которых ему придётся однажды расстрелять. Правда, со временем он стал более обходительным», – вроде бы говорила она.

Крутой поворот

Утверждение Ольги Александровны, что Севастопольский и Ялтинский советы якобы просто не могли договориться, кому поставить Романовых к стенке, не выглядит убедительным. Факт в любом случае остается фактом: комиссар Задорожный сделал для защиты «подопечных» все возможное.

«Впоследствии А.М. Романов написал в своих мемуарах: «Моя семья терялась в догадках по поводу нашего мирного содружества с Задорожным… Великим благом было для нас очутиться под такой стражей. При своих товарищах он обращался с нами жестко, не выдавая истинных чувств…», – цитирует Великого князя Валерий Грачиков.

А мать императора Мария Фёдоровна и вовсе писала, что забота Задорожного и «желание его охранить нас от жестокости революции приближают нас, людей, к Богу».

Остановив выбор на дворце Дюльбер, комиссар поступил умно и дальновидно: здание, построенное в стиле средневекового замка, с башнями и высокими прочными стенами, отлично подходило для защиты находившихся в нем людей.

«Дюльбер укрепляли, расставляя по периметру стен дворца прожектора и пулеметы, революционный комиссар Задорожный и арестованный великий князь Александр Михайлович. Более того, в тот момент, когда ситуация сложилась так, что в любой момент мог начаться штурм Дюльбера анархистами и прочим сбродом, Задорожный хладнокровно раздал оружие тем мужчинам из Романовых, кого тоже можно было привлечь к обороне дворца», – пишет Грачиков.

Но до стрельбы дело не дошло, потому что ситуация стремительно изменилась. Вместо штурмового отряда анархистов в апреле 1918 года в Дюльбер пришли оккупировавшие Крым немцы. И теперь уже Романовым пришлось спасать своих недавних защитников!

«На защиту революционных матросов и их комиссара встали те, кто находился под их охраной-арестом. Александр Михайлович и Николай Николаевич заявили, что эти люди – их личная охрана, и так как немцы не могут обеспечить для Романовых охрану из российских граждан, то этой работой и дальше будет заниматься отряд Задорожного. И несколько месяцев отряд Задорожного продолжал охранять Романовых в Крыму, пока те навсегда не покинули его на английских кораблях», – рассказывает Валерий Грачиков.

Благодарность членов династии к «ангелу-хранителю» была огромна – Мария Фёдоровна даже заказала гипсовый бюст Задорожного. Выполнить эту работу было поручено скульптору Глебу Дерюжинскому, который, кстати, находился под арестом вместе с Романовыми, а впоследствии жил и успешно работал в США. 

«Дерюжинский описал в своих воспоминаниях Задорожного как человека широкой души, который мог вызвать к себе уважение и даже любовь. По мнению Дерюжинского, Задорожный пришёл в революцию по убеждению и осуждал грабежи и неоправданные убийства, являлся человеком безусловно честным, чистых, наивных и трогательных идей», – пишет Википедия.

Она же сообщает, что после завершения работы над бюстом вдовствующая императрица Мария Федоровна даже устроила обед в честь Задорожного. А сам бюст был выставлен на Ялтинской художественной выставке 1918 года, однако дальнейшая его судьба неизвестна.

О Филиппе Задорожном известно, что он погиб во время Великой Отечественной войны, защищая Крым от фашистов. Как сообщил ForPost Валерий Грачиков, на его статью об этом удивительном человеке откликнулась женщина, назвавшаяся женой внука Задорожного. Во время Гражданской войны комиссар был одинок, однако позже женился, и из троих его сыновей, по неподтвержденным данным, двое также погибли во время Великой Отечественной войны. Но потомки Задорожного существуют и сейчас живут на Камчатке.

Вот такая история. Комментировать ее мы не станем. Но будем очень рады, если в наше не самое доброе время она привнесет в нашу жизнь немного тепла и человечности.

Ольга Смирнова

1994
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (17)

Profile picture for user dimitro
6381
dimitro

А вот так эту историю описывает ForPost туризм 

"Как «замок Синей Бороды» в Крыму спас царскую семью от красного террора".

Очень интересное сложное  время, матросы из Севастополя хорошо тогда поработали, практически смешав Большую Ялту с кровью и песком. Одна из постыдных страниц Крыма, о которой не любят вспоминать.

Ссылка

 

Profile picture for user olga-smirnova2006
2962
olga-smirnova2006

to Геннадий Сидоров:  Хочу напомнить, что крепостное право закончилось за 56 лет до революции. Так что про обмен на породистых собак было уже давно неактуально. Это то же самое, что сейчас упрекать власти (далеко не безупречные, кто спорит) за расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году. 

Profile picture for user Turn
36298
Turn

Крепостничество то ушло но порядки и устой особенно в деревнях остался  Пусть не в таком качестве как в крепостничестве но  и не сахар Народ как жил в нищете так и жил А ведь в крови у славян заложен ген справедливости к которому они всегда стремились через восстания революцию и бунты 

Profile picture for user olga-smirnova2006
2962
olga-smirnova2006

to Turn:  Ну слава богу, что сейчас народ в деревнях живёт в богатстве

Profile picture for user komandor
6797
komandor

to Геннадий Сидоров:  Классики это Некрасов – богатый барин, проигрывавший огромные суммы в карты и у которого крестьяне завидовали житью хозяйских собак? (дополню, конечно, Некрасов не издевался над своими крепостными, как, например Салтычиха, но они для него были лишь источник доходов). Или Пушкин, «наше все», совершенно спокойно относящийся к своим крепостным как к имуществу, закладывая их за (опять же) свои карточные долги?

Profile picture for user komandor
6797
komandor

to olga-smirnova2006:  Есть малоизвестная, но очень романтичная :), версия, что Задорожный сначала просто исполнял приказ Севсовета (в то время, мягко говоря, не ладившего с Ялтинским), но увидев княжну Ирину Александровну (даму замужнюю, которая вряд ли обрадовалась такому поклоннику) влюбился страстно и сделал все возможное, чтобы спасти ее. Чувств своих ей, естественно, не выказывал. Вот такая вот мелодраматическая сказка (а может и не сказка, но нечем доказать...biggrin)

Profile picture for user Тина Севастополь
9502
Тина Севастополь

to Геннадий Сидоров:  Можно подумать, что сегодня в нашем городе нет маргинальных личностей, которых мы называем бомжами.  Многие из них не хотят работать и менять свой образ жизни.

Кто в этом виноват? 

Вы?

Я?

Их родители?

Школа?

Улица?

Profile picture for user Геннадий Сидоров
1872
Геннадий Сидоров

to Тина Севастополь:  понимаете, это жалкая попытка натянуть сову на глобус. Взять и сравнить бомжей. Вот не ожидал от вас, такого низкого интеллектуального хода.

Profile picture for user Геннадий Сидоров
1872
Геннадий Сидоров

to komandor:  Филалетово, как говорят. Суть неизменна. Было большинству не сладко, ненависть копилась поколениями. И точка зрения как и тогда определялась местом сидения, у низов была дна правда, у верхов другая. Но единственное в чем я согласен с высказываниями иной баррикады , это то , что если при равном старте для большинства и общества, появляется быдло, или иное хитрожопое создание и пытается паразитировать, вырывать как сорняк из общества и подальше от него. Иначе будет вечный венигрет , и в нужное время и в нужный час, именно они могут жестко начудить. 

Profile picture for user Даль
990
Даль

Отмена крепостного права привела к еще большему денежному закабалению крестьян, так как свободу они получили, а землю их принудили выкупать по цене в несколько раз дороже рыночной. Эти факторы привели к тому, что крестьяне стали разоряться, что повлекло за собой в деревнях голод и рост числа эпидемий.

Территория, охватываемая голодом в России, начала расти с началом развития капитализма, то есть после отмены крепостного права в 1861 году, так как в стране стали преобладать соображения получения максимальной прибыли

Голодными были 1902 и 1903 годы, что переросло в народные бунты. В 1902-03 годы для подавления крестьянских восстаний и выступлений рабочих только в Полтавской и Харьковской губерниях было использовано 200 тысяч регулярных войск.....   

С начала 20 века голодные годы пошли один за другим. «В зиму 1900/01 г. голодало 42 миллиона человек, умерло же в результате данного голода - 2 миллиона 813 тыс. православных душ» инородцев не считали....

  голод 1911–1912 гг. охватил за два года 60 губерний.

Можно сказать,  царь хороший - чиновники плохие. НО - царь САМОДЕРЖЕЦ, как он САМ написал - ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ. И чем занимался этот "хозяин" в тяжелые для страны времена, тратил пару часов в день на ознакомление с докладами, а остальное время проводил с семьей да стрелял в парке ворон и кошек. Не удивительно что его свои же и скинули. Если делами управления заниматься пару часов в день, любое дело развалится а тут Государство.

Profile picture for user olga-smirnova2006
2962
olga-smirnova2006

to Даль:  А здесь кто-то писал, что император был гений и хороший человек?

Profile picture for user ulogin_yandex_1083898
461
YB Nikitin

Александр Блок

И мы подымем их на вилы,

Мы, в петлях раскачнем тела,

Чтоб лопнули на шее жилы,

Чтоб кровь проклятая текла.

3 июня 1907

 

Profile picture for user olga-smirnova2006
2962
olga-smirnova2006

to YB Nikitin:  К психиатру срочно. Судьбу Блока-то знаете? 

Profile picture for user Наталья Ивановна
772
Наталья Ивановна

to olga-smirnova2006:  Правильно рассуждаете!

Profile picture for user Вадим
4269
Вадим

Отличный сюжет для сценария фильма. Характеры, исторический фон, трагизм. Можно любовную линию включить. Великая княжна и комиссар. Каково? crazy

Profile picture for user madagarova
5960
madagarova

Душа чужая – всё-таки потёмки...

Пусть в этом разбираются потомки!


Георгий БОЙКО. Комиссар Филипп Задорожный.

Своей двойственностью Ф.Л. Задорожный чем-то напоминает другого «Многоликого Януса» – комиссара Константина Алексеевича Мячина / Василия Васильевича Яковлева (1886–1938), перевозившего в 1918 г. Царскую Семью из Тобольска в Екатеринбург. С той только разницей, что о Задорожном известно гораздо меньше, чем о Мячине/Яковлеве.

Еще сильнее эту неопределенность подчеркивали некоторые личностные черты Ф.Л. Задорожного. С одной стороны, он был похож «на человекообразную обезьяну в морской форме». С другой, «когда он улыбался, его лицо преображалось, становилось почти приятным. И у него была речь образованного человека».

Подметив эту «странность», Г.В. Дерюжинский во время одного из сеансов задал ему вопрос:

«Вы – простой моряк, а речь у вас очень интеллигентная. Почему?

Он признался:

– На самом деле я – морской офицер. Когда мне поручили теперешний пост, я решил надеть матросскую форму: офицеры теперь не пользуются слишком большой популярностью».

В воспоминаниях Г.В. Дерюжинского содержатся другие любопытные свидетельства, относящиеся также ко времени прихода немцев в Крым.

Задорожный, как это можно было предполагать, не скрылся. Однажды скульптор повстречал его ехавшим в бричке с винтовкой в руках и сидевшим рядом с металлическими коробками. Как оказалось, в них были некогда изъятые драгоценности.

«Он вернул их все до последней булавки, к изумлению владельцев, отказавшись от всякого вознаграждения». (Всё это больше походило не на экспроприацию, а на хранение, возможно даже залогового свойства…)

Не принял Задорожный и подарков, предлагавшихся ему вдовствующей Императрицей.

«Тогда Она и Великие Князья решили дать в Дюльбере обед в его честь».

Вскоре после этого, по словам Г.В. Дерюжинского, княгиня З.Н. Юсупова попросила его «отвезти Задорожного в Севастополь, где он собирался сесть на поезд, чтобы ехать к своей матери».

Благодаря сравнительно недавней публикации дневника вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, стала известна дата ее последней встречи с Ф.Л. Задорожным, а также и содержание самой этой беседы.

Произошло это в среду 19 сентября/2 октября 1918 г.: «Поднялась очень рано, потом пришла Ольга, и сразу за нею – Задорожный, которого мы так рады были снова увидеть. Долго беседовали с ним обо всем, что нам довелось пережить за целую зиму. Я сказала, что поначалу считала его омерзительным, настоящим палачом. Он рассмеялся и ответил, что ему пришлось делать вид, будто он таков, иначе его прогнали бы и заменили кем-нибудь похуже. Он не решался смотреть на меня, поскольку знал о том,, что меня собирались убить, и ему было так больно. Как же все-таки это трогательно! Я очень рада, что вновь смогла поблагодарить его за всё».

Как видим, Задорожный и не думал скрываться, вновь появившись в Ай-Тодоре как раз в то время, когда германская оккупация подходила к концу.

 

 

Елизавета Борисовна Задорожная

Здравствуйте! Прочитала на вашем сайте статью «История одного экспоната: бюст Ф. Задорожного работы Г. Дерюжинского на художественной выставке в Ялте в 1918 году». Дело в том, что мой покойный муж Задорожный Александр Николаевич родился в г. Симферополе 16.06.1947 г. Ещё в 1989 г., когда мы поженились, он мне рассказал историю про своего деда Задорожного Филиппа Львовича, который был в 1917-18 гг. комиссаром Севастопольского Совета и командовал отрядом матросов, охранявших имение Ай-Тодор. Рассказал, что Севастопольский и Ялтинский Советы не могли никак договорится и, товарищи из Севастопольского Совета приняли решение охранять имение. Также, я знаю, со слов мужа, что его дед до революции учился в лётной школе. В 1918 г. он женился на Гавриловой Галине Сергеевне в г. Севастополе. У Галины Сергеевны, как рассказывал муж, отец был граф, и у них, до революции было имение где-то под Севастополем, кроме неё в семье было ещё две сестры. Дочь одной из сестёр живёт сейчас в г. Москве. У Филиппа Львовича и Галины Сергеевны 19.05.1919 г. родился сын Николай (отец моего мужа), и потом ещё двое сыновей.

Во время Великой Отечественной войны Филипп Львович и его два сына погибли в боях при защите Крыма. Старший сын, Николай Филиппович Задорожный прошёл всю войну до Берлина (у нас есть его фото 1945 г.) и вернулся в Крым в сентябре 1945 г. Тогда их семья уже жила в г. Симферополе, в доме (его части), который до революции принадлежал Гавриловым. И где, в 1947 г. родился мой муж Задорожный А.Н. Воспитывала его с рождения Галина Сергеевна, жена Филиппа Львовича, которая и рассказала, ещё в детстве, эту историю моему мужу.

В те годы, 40-е, 50-е, она очень переживала, что если узнают про эту историю, то это как-то может навредить её семье. Она была очень верующая женщина, в доме было много старинных икон, Задорожный А.Н. отзывался о ней с большой любовью, видимо потому, что она была ему как мать. Умерла она в г. Симферополе в 1968 г. Отец моего мужа Николай Филиппович Задорожный был по профессии поваром и работал в одном из ресторанов г. Симферополя. Умер он в 1962 г.

Его сын Александр Николаевич, после окончания Симферопольского училища в 1966 г. уехал работать на Камчатку. Работал поваром, а после окончания в 1978 г. юридического института — на руководящих должностях. В 1990 г. у нас родилась дочь Евгения.

В 1997 г., когда ещё был жив мой муж, по телевидению была передача «Правнук императора» (вёл её В. Кисилёв). Так вот, в ней было показано фото Филиппа Львовича Задорожного, ещё в годы учёбы в лётной школе, в 1916 г. Мы также собирали вырезки из журналов тех лет, в которых говорилось о Задорожном Ф.Л., нашли книгу «Воспоминания князя Александра Михайловича», в которой на нескольких страницах рассказывается о Задорожном (имя, правда не упоминается).

Мой муж, А.Н. Задорожный умер 24.08.2001 г. из-за болезни, и рядом с его фото, стоит фото его деда в форме простого матроса, а я храню воспоминания, которые он, когда-то мне рассказал. Большое спасибо Вам за статью о Задорожном Ф.Л. Решила Вам написать, когда увидела в статье, что «о судьбе комиссара Задорожного ничего не известно.»

Profile picture for user olga-smirnova2006
2962
olga-smirnova2006

to madagarova:  Прекрасно, спасибо!

to Вадим:  Да, сюжет прекрасный, главное - не опошлить, как это у нас сплошь и рядом

;

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1633

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2769

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
4996