Сегодня день рождение советской и российской балерины Майи Михайловны Плисецкой. Бессменной приме Большого театра в этом году исполнилось бы 97 лет. О легенде написано и снято множество материала, однако ForPost собрал свидетельства её связи с Крымом.
Неожиданное признание
Живущая в Севастополе писатель и историк балета Ольга Ковалик не только многократно воочию любовалась мастерством Майи Плисецкой на сцене, но и несколько раз лично общалась, а также бывала дома у знаменитости.
Работа в Москве свела Ковалик с другой гениальной балериной Советского союза Мариной Семёновой. С ней, как рассказала ForPost Ольга Григорьевна, Плисецкая неоднократно репетировала в Большом театре. В частности, когда шла подготовка к постановке «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского.
Главную роль Авроры, по словам собеседницы, в этом балете обычно исполняют более субтильные балерины, поэтому многие выступали против того, чтобы роль досталась Плисецкой. Но Семёнова была уверена, что «у Майки», как она называла коллегу, всё получится. Чутье не подвело — спектакль вышел уникальным.
После премьеры у Ольги Ковалик родилась идея, которой она поделилась с Мариной Тимофеевной: «У Анатоля Франса есть поразительная новелла о том, что произошло со Спящей красавицей после того, как все проснулись вместе с ней через сто лет. Что если сделать такой телевизионный фильм с Майей Михайловной?».
Семёнова предложила обсудить эту идею с Майей Михайловной, которая жила в соседнем подъезде.
«Мы пришли к Майе Михайловне, я ей рассказала свою идею, и она обещала подумать. Мне она не перезвонила, поэтому я ей позвонила сама. Майя Михайловна со свойственной ей прямотой и честностью мне сказала: “Я подумала, мне это не интересно”», — поделилась воспоминаниями историк.
Без звёздной примы этот проект так и не был реализован, но, десятки лет спустя, история получила неожиданное продолжение.
Читайте по теме: «Кармен-сюита»: вершина карьеры легендарной Майи Плисецкой
В музее-квартире Майи Плисецкой на Тверской улице в Москве.
В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом. По чистой случайности место Ольги Ковалик оказалось прямо позади Плисецкой и Щедрина. Майя Михайловна заметила историка и в перерыве внезапно пригласила её за кулисы.
«Оказывается, она меня запомнила! За кулисами у нас произошёл короткий разговор. Майя Михайловна мне сообщила: “Я жалею о двух вещах: отказалась танцевать «Леду и Лебедя» и не сыграла вашу маркизу из «Спящей красавицы»”», — поделилась содержанием беседы собеседница ForPost.
После короткой паузы Плисецкая поделилась с жительницей Севастополя интимной деталью.
«”Если я правильно помню, вы — человек верующий”. Я подтвердила. И она сказала: “Я некрещёная и совершенно неверующая, но недавно проходила мимо одного православного храма в Мюнхене (там Плисецкая с мужем жили после развала СССР — Прим.) и вдруг меня прямо, как на аркане, потянуло [внутрь]. Я зашла, села на скамеечку и вдруг стала очень горько плакать. И прямо не могла успокоиться”. Я всё это внимательно выслушала и ничего ей не сказала», — описала этот короткий скорее монолог, чем диалог Ольга Григорьевна.
После этого крымчанка не встречалась и не общалась с балериной, но многократно любовалась её талантом на сцене. Первый спектакль, который женщина «сознательно» посмотрела в Большом театре в 1970-х годах, была «Анна Каренина» с Майей Михайловной в главной роли. Позже Ковалик имела возможность присутствовать на «Даме с собачкой», «Чайке», «Лебедином озере» и «Умирающем лебеде».
Граффити, изображающее Одетту из «Лебединого озера» в исполнении Плисецкой, в Москве.
«Я была свидетельницей её последнего периода творчества, начиная с «Кармен-сюиты» и далее. Это были, в основном, балеты, которые ставились под неё и в её взаимосвязи со Щедриным. Могу вам сказать, что это была, вне всякого сомнения, великая балерина. Её искусство было ослепительным, действительно, покоряющим. Она обладала невероятной силой», — поделилась впечатлением Ковалик.
Звезда во всём и навсегда
Майя Михайловна блистала не только на сцене, но и в обычной жизни, в том числе на отдыхе. Один из примеров, подтверждающий это, привёл режиссёр-документалист, писатель Василий Катанян в книге «Прикосновение к идолам».
В частности, Плисецкая с мужем, отдыхая в Крыму в начале 1960-х годов, прибыли в Ханский дворец Бахчисарая на съёмки. Режиссёр остался под впечатлением от самого появления балерины.
«На ней было белое, очень модное платье [французского дизайнера Кристиана] Диора с крупными украшениями, а на голове ковбойская шляпа — от солнца, — описал Катанян. — Мы развеселились, шляпу и украшения сняли — не рыдать же на могиле (хана Менгли II Гирея — Прим.) в таком виде, а платье оказалось подходящим той самой простотой, которая стоит тысячи».
Читайте по теме: Лыжи – культовый спорт в СССР: все благодаря Ленину, а катались даже Плисецкая и Фидель Кастро
Других свидетельств о визитах в Крым Майи Плисецкой не сохранилось.
Крымские почитатели балета по своему отдали дань уважения великой артистке: открытый в 1984 году типичный астероид главного пояса астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в её честь.
Астероид 4626 Плисецкая вращается между Марсом и Юпитером там же, где и все остальные астероиды, объяснил ForPost научный сотрудник КрАО Сергей Назаров.
«Когда в Солнечной системе все объекты формировались, то гравитация Юпитера не дала сформироваться планете рядом с ним, — продолжил собеседник издания. — Вещество для этого было, но гравитация не позволила, поэтому вместо планеты остался рой космического мусора, который мы сейчас называем пояс астероидов».
Объектам, обнаруженным в космосе можно давать любые названия, но есть три ограничения: запрещено таким способом увековечивать политических, религиозных и военных деятелей. Кроме того имя-посвящение необходимо согласовать с Международным астрономическим союзом, обосновав значимость человека в его сфере деятельности. Плисецкая, безусловно, подходила под эти критерии.
Читайте по теме: Как отпрыск «сладкого» рода из Крыма стал главным казаком советского кино
Пелагея Попова
Фото: culture.gov.ru; mosprogulka.ru
Обсуждение (1)
А еще эта желтая дрянь из рифленых квадратов! Как вы думаете, насколько она облегчает жизнь колясочникам, молодым мамам с колясками, инвалидам с болезнями ОДА, да и просто жителям города в летних тапочках?