19:00 21/05/2014 Музыкальная среда: дуэт «Виолончелиссимо» (Одесса)
Итак, лауреаты международных конкурсов Вадим Ларчиков и Ольга Веселина (они же – дуэт «Виолончелиссимо» из белостенной и разговорчивой Одессы) предоставили ценителям классического искусства удивительную возможность: познакомиться с полузабытой и загадочной виолой да гамба (старинным музыкальным инструментом семейства виол). Если звучание виолончели можно назвать достаточно привычным, то мелодия, производимая виолой да гамба, напоминает нечто среднее между скрипичной трелью и уже упомянутым виолончельным баритоном. С 15 по 18 век виолы были широко распространены, а затем скрипка, считавшаяся инструментом простого люда, вынесла их за скобки музыкальной истории. Для примера – на территории Украины насчитывается всего лишь 4 виолы да гамба да 2 исполнителя, умеющих ими пользоваться. К счастью для Севастополя, Вадим Ларчиков – один из них.
Разумеется, вечер нес не только образовательную функцию – у него была достаточно разноплановая программа: называлась она «Посвящения» и была напрямую связана с историческим наследием Крыма. Структурно мероприятие было разделено на пять равноценных частей, причем каждая из них символизировала определенную страну.
Первой на суд слушателя предстала виртуальная Великобритания – потому как благодаря проекту инженер-полковника Джону Уптону появилась графская пристань, а Томас Маккензи и вовсе считается отцом-основателем Севастополя. Особый интерес вызвали «восстановленные» произведения композитора 17 века Джона Хингстона – созданная специально для виола да гамба, его музыка оставалась практически невостребованной в течение длительного времени и получила свое второе рождение лишь в конце 20 века.
Следующая часть принадлежала Франции – этим мы обязаны герою обороны Севастополя Пьеру Жерве. Любимый автор Людовика XIV и Людовика XIV, Жозеф Боден де Буамортье своими сюитами вызвал в наследственной памяти куртуазную эпоху мушек, париков и кринолинов.
Три оставшиеся части – Германия, Армения и Украина – протекли в мелодических решениях Телеманна, считавшегося при жизни удачливым современников Баха, древнеармянских гимнах и украинских народных молитвах («Молитва до Миколая»). Думаю, причины выбора именно этих стран вам понятны: граф Тотлебен, возглавлявший инженерную оборону города во время Крымской войны, дважды герой Советского союза Нельсон Степанян и легендарный матрос Петр Кошка – такие же неотъемлемые атрибуты исторического прошлого Севастополя, как и Херсонес.
Завершением вечера стала «Тихая музыка», посвященная памяти Альфреда Шнитке – это произведение собственного сочинения Вадим Ларчиков посвятил 80-летнему юбилею выдающего композитора.
19:00 23/05/2014 Танцкласс: «Фламенко, фламенко, фламенко!...» от La Amopola
Каждый ребенок мечтает – хорошо мечтает, долго, с деталями. О том, как будет колонизировать Марс. О том, как мальчик, скажем, Петя вырастет, заведет белого коня и увезет мечтательницу-принцессу в пронзительно яркий закат. О том, что бабушка никогда-никогда не будет болеть. Дети желают жизни – большой, привольной, восхитительной. К сожалению, лишь у некоторых получается объединить мечту с профессией, остальные становятся журналистами, адвокатами, учителями. Да мало ли!
Когда мне было 5 лет, я хотела стать разбойником – спасибо капитану Бладу. Когда мне было 10…, впрочем, неважно. Сейчас мне 27 – и я на два часа перевоплотилась в танцовщицу фламенко. Спасибо за это танцклассу «Атриума».
Под руководством La Amopola (в миру обаятельная девушка Ира) несколько барышень научились синхронно:
– взмахивать руками;
– отщелкивать пальцами;
– отбивать такт ладошками;
– поворачиваться на носочках;
– выстукивать пятками…
И демонически организовывать волны на собственной юбке.
Длинная юбка, каблуки, некоторая резкость движений – необходимая атрибутика танца. Вот что пишет дражайшая википедия:
«...Важный элемент образа танцовщицы фламенко — традиционное платье, называемое bata de cola —обычно до пола, часто из разноцветного материала, украшенное оборками и воланами. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом. Ещё один классический женский атрибут фламенко — большой веер...»
Веера, к сожалению, в наличии не было. Зато в терминологии разобрались быстро: «компас» – это ритмическая основа танца, задаваемая хлопаньем или постукиванием, а «тангос» –это вовсе не танго, а некий подвид фламенко, движения которого мы и разучиваем.
Если дать волю справочникам, то можно выяснить, что истоками фламенко уходит в мавританскую культуру, точнее, в скрещение цыганской и мавританской. В 15 веке эта взрывоопасная смесь вылилась на благодатную почву Андалусии, где прижилась настолько качественно, что представить сегодня Испанию без фламенко не представляется возможным.
Как вы уже догадались, пересказывать со всей серьезностью танцевальные движения я не стану – гораздо продуктивнее будет посетить аналогичный мастер-класс. Моей основной задачей является попытка погружения, а не скромная детализация.
Итак, ощущения.
Ощущение первое: опаздываю! не попадаю! помогите!
Смотрю по сторонам – у всех фламенко-учениц в глазах те же опасения. Через 5-6 повторений проходит. На 10 раз наш небольшой коллектив достигает необходимой согласованности.
Ощущение второе: болят ступни.
Нет, не ступни, а поясница. Да нет же, это ступни. Нетренированное тельце начинает жаловаться. Если перетерпеть (а ничего другого и не остается – на первом этаже «Атриума» уже собрались нерешительные и любопытные), процесс захватывает настолько, что слышишь только внутренние и внешние команды – Раз-Два-Три-Раз. Раз-Два-Три-Четыре. Щелчок каблуками. Разворот.
Ощущение третье: как?! Это была только десятая часть?!
Фламенко – танец быстрый, темпераментный. Движения и фигуры конвейером сменяют друг дружку. Если к концу занятия мы освоили в должной мере хотя бы треть, уже хорошо.
Ощущение последнее: Я танцую! Я танцую! Я почти хорошо танцую!
Оглядываюсь. Раскрасневшиеся лица. Кое-кто аплодирует. Улыбки. Смешки. Танец сближает, как совместное приготовление завтрака. Несколько девушек пытаются выманить у Иры личные координаты. Внутренняя удовлетворенность перемешивается с гордостью. Рождается иллюзия.
…На самом деле, чтобы достойно проработать один-единственный номер, нужно тренироваться неделями. Или – родиться в Испании, впитав танцевальные традиции с молоком, вином и хамоном.
Впрочем, за два часа освоить больше десятка танцевальных сегментов – все равно успех. Не столько учениц, сколько учителя: La Amopola не только профессионал, но и превосходный преподаватель.
Следующей ночью мне снилось фламенко – и, судя по всему, не только мне.
Материал подготовлен
Евгенией «Джен» Барановой.
Обсуждение (1)
Ларчиков и Веселина - пример музыкантов, обладающих высоким профессиональным уровнем, пример настоящих просветителей. Спасибо автору за обзор. Хотелось бы именно таких музыкантов видеть в концертных залах Севастополя.