Степан Бандера — идеолог насилия, этнических чисток и жестокости XX века, теперь — символ украинского национализма. Он открыто призывал убивать русских. И не только призывал, но и делал это вместе со своими приспешниками, которые истребляли и русских, и поляков, и белорусов, и евреев. Всех тех, кого они по своему разумению считали врагами украинской нации.
О преступлениях бандеровцев в годы войны известно много, поэтому в этой публикации мы не будем описывать эти злодеяния. Но попробуем разобраться, как на Украине ещё до появления Гитлера были сформулированы идеи нацизма и как стало возможным, что эти идеи обрели новую жизнь в XXI веке.
Но для начала напомним, что первые идеи украинства были сформулированы в XIX веке плеядой украинских историков-романтиков. Они вовсе не были агрессивны по отношению к русским и Российской империи. Подробно об этом читайте в материале ForPost «Как возникло «украинство», и как крепостной Шевченко сотворил «образ врага»».
За этим, уже в начале ХХ века, последовали попытки сформировать украинскую государственность. Эту тему ForPost ранее раскрыл в материале ««Сброд политиков разных мастей» — как авантюристы создавали свою Украину».
Однако всё, что было до 20-х годов ХХ века, кажется детской игрой по сравнению с тем, что с идеями украинской государственности произошло далее. Эта тема стала основной в беседе ForPost с доктором культурологии, профессором Евгенией Бильченко.
Исковерканный Ницше
В начале 20-х годов ХХ века молодая украинская интеллигенция, исторически наделённая «хуторянским» комплексом травмы, начала приобщаться к идеям модерна, который на Западе транслировал немецкий философ Фридрих Ницше.
Тогда в богемных кружках украинской молодёжи появилась мода на Ницше, однако учение философа подверглось особой трактовке и толкованию.
«Несмотря на то, что у Ницше можно найти немало жестоких вещей, он нигде не призывает к убийству человека. Когда Ницше говорит: «Падающего толкни», он разъясняет, что имеет в виду борьбу со своими внутренними недостатками. Сверхчеловек Ницше — это не моралист, но он уничтожает собственные слабости ради формирования крепкого чувства жизни.
Но украинские интеллектуалы поставили в основу культа жизни культ права сильного. И это право сильного давало право на уничтожение слабого. У Ницше сверхчеловек — это человек сильной воли. Но воля может быть нравственной, политической или физической. Ницше говорил о нравственной воле, хотя нравственность он и понимал по-своему. Но он был истрактован как приверженец физической и социально-политической воли», — рассказала Бильченко.
Главным ретранслятором искажённых идей Ницше тогда стал первый идеолог украинского национализма так называемого ницшеанского периода — философ и публицист Дмитрий Донцов.
По словам Бильченко, в его текстах обнаруживается пересказ учения Ницше, но уже искажённого.
«Тогда же появляется и ещё одна мода. Ницше говорит и о культе жизни и культе сильного человека, это создало предпосылки для формирования идеи угнетения. Одновременно Ницше говорит и о культе физической силы. А это дало повод говорить о крови и почве как об основе украинства.
К слову, одновременно в Италии психиатр Чезаре Ломброзо в то же самое время предлагает измерять черепа, чтобы устанавливать гениальность или преступность человека. Это всё одно поколение — Ницше, Ломброзо. Но увлечение их идеями выходцев из мещанских и мелкобуржуазных украинских семей обернулось весьма своеобразным пересказом с уклоном в политическую сторону.
Так появилась идея политической нации, а ницшеанский культ жизни привнёс в неё идею родового этноса, определяемого по крови, причём обладающего правом на уничтожение других», — пояснила профессор.
Всё это зарождалось путём комбинирования сразу нескольких факторов, добавила наша собеседница, — то есть не только Ницше или странные методы психиатрии того времени влияли на умы украинских интеллектуалов, но и собственные национальные комплексы, стремление к власти.
Создание ОУН*
Лидеры украинских националистов Мельник, Бандера, Шухевич — «дети» философа Донцова
Именно на этой почве в 20-е годы прошлого века на Украине появляется первое протонацистское движение ОУН*, или Организация украинских националистов* (деятельность запрещена в России).
«Это было несколько десятков весьма агрессивных людей. В это время Донцов взял на себя роль пророка и начал писать полемические тексты в стиле апостола Павла. Напомню, в XIX веке первые украинские националисты были такими этнографическими романтиками, но теперь у Донцова появилась идея критики украинского хуторянства. Он считал, что главным недостатком украинской идеи является её сельский характер, это нравилось молодёжи, которая не хотела быть селянами, но мечтала нести национальную идею», — отметила Бильченко.
Донцов выдвинул идею о том, что главной ценностью является нация, которая питается из биологической жизни, то есть из крови и почвы.
«Главным достоинством нации, по версии Донцова, является не то, о чём говорили первые националисты, которые главным достоинством украинской нации считали то, что она много страдала. Донцов, наоборот, утверждает, что украинцы — не нация страдальцев. Но так как триумф победы этой нации было взять неоткуда, Донцов приходит к мысли, что нужно воспитывать политическую волю. То есть нация, в его понимании, должна строиться по этнической принадлежности на основе политической воли. А если в народе нет политической воли — это не государственный народ. Но как обрести политическую волю?
Так вот, выяснилось, что, по его версии, суть политической воли — в уничтожении других этносов. Иными словами, она основана не на том, чтобы построить своё государство, а в том, чтобы уничтожать других. И в этом смысле гитлеровская борьба, изложенная в книге «Майн Кампф», у Донцова изложена раньше Гитлера», — пояснила профессор.
Появление УПА*
В конце 30-х годов на базе кружков ОУН* сформировалась организация УПА* (Украинская повстанческая армия*, запрещена в России) — практическое воплощение идей Донцова, изложенных в Манифесте ОУН*.
«Вышедшие на историческую сцену тогда лидеры украинских националистов Степан Бандера, Андрей Мельник, Роман Шухевич — это «дети» Донцова как теоретика. Сам-то Донцов вообще жил в Европе. Но эти деятели перешли от теории к практике. Их тексты гораздо примитивнее. Если почитать Бандеру, то всё сводится к прямым призывам убийства русских и поляков. Этого не было у Донцова, были только намёки. У Бандеры же в одном из манифестов прямо говорится о пользе уничтожения всякого, кто мешает развитию украинской нации», — рассказала Бильченко.
Поэтому совершенно не удивительно, что украинские нацисты, имея такую теоретическую базу, начали сотрудничать с Гитлером во время Второй мировой войны:
«Официальная их отговорка заключается в том, что в Гитлере они увидели возможность продвижения своих идей, однако на самом деле ненавидели и Гитлера, и Сталина. Но реально это за них говорили их сторонники, сбежавшие после войны в Канаду. Сами же бандеровцы спокойно восславляли Гитлера. Причём тексты Бандеры и его сторонников того периода об этом прямо свидетельствуют.
Например, газета «Волынская» выпускала листовки Бандеры и Мельника, ставленники Мельника были гауляйтерами во время Волынской резни — организованного в 1943 году украинскими нацистами массового уничтожения населения на Западной Украине, тогда входившей в состав Польши. Ими двигал чётко на тот момент сформированный лозунг «Украина для украинцев».
Когда я была в Израиле в Музее Холокоста, я читала воспоминания о том, что немцы были сами в шоке от жестокости украинских нацистов. Немцев-аккуратистов шокировала хтонь и упоение кровью, которая отличала украинских нацистов».
К слову, профессор уверена, что в случае победы немцев они сами уничтожили бы бандеровцев как представляющих опасность немецкому нацизму.
Отметим также, что после войны партизанская борьба бандеровцев против советских властей длилась до середины 50-х годов и сопровождалась почти ежедневными убийствами тех жителей Западной Украины, которых бандеровцы считали врагами украинской нации.
Феномен культа Бандеры
В девяностые учебник истории Ореста Субтельного внедрили в школы Украины
По мнению Бильченко, от учения Донцова-Бандеры-Мельника в умах современных украинцев вряд ли что-то могло сохраниться, если бы не украинская диаспора за границей:
«Выразителем мнения этой диаспоры стали Борис Крупницкий и Орест Субтельный — самые крупные идеологи украинского национализма в рамках украинской диаспоры в 60–70-е годы прошлого века. В отличие от Донцова и Бандеры они перешли на более миролюбивую риторику, словно откатились назад — в XIX век, к риторике Михаила Драгоманова.
В 90-е годы учебник истории Ореста Субтельного был внедрён в школах Украины. Но по сути — это не история, а агитационное пособие, снабжённое изрядной долей романтики. В этом учебнике мы находим манипуляцию информацией, постоянное навязывание читателю мысли об ужасной судьбе украинского народа. Книга очень просто написана, людей это подкупает. Это нужно было, чтобы «подпалить» травматический ген современных украинцев».
Возникает закономерный вопрос: почему в новейшей истории Украины для создания героического идола был выбран именно Бандера — жестокий и примитивный нацист, а не другие представители украинского национализма, более интеллектуальные и гораздо менее кровожадные?
«Ответ кроется в феномене таких деятелей, как Орест Субтельный. Что он сделал? И почему его вина ещё больше, чем вина, скажем, Донцова?
Если бы у нас были только Донцов и убийцы Бандера, Мельник и Шухевич, то народ просто испугался бы лозунга «Украина для украинцев, а остальных нужно убить». Это вызвало бы отторжение. Но нацистское зло благодаря Субтельному приобрело псевдолиберальную оболочку, оно было подано в демократической репрезентации, по-европейски. Это сделало феномен украинского нацизма нестрашным и возможным для восприятия обывателем.
Тут сработал и второй фактор — была актуализирована национальная травма. К тому же украинцам смогли внушить, что тот факт, что в городах говорят по-русски, — это следствие этнического геноцида со стороны русских. Да и вообще, все социально-классовые антагонизмы украинцев были представлены в виде формулы "Вам так плохо, потому что вы украинцы и вас угнетали русские имперцы"», — отметила собеседница ForPos.
По её словам, именно таковы причины реанимирования и некоего «одомашнивания» идей нацизма на Украине в новейшей её истории.
«Постепенно из либерального романтизма, который был присущ Оранжевой революции 2004 года, всё явнее стала прорываться нацистская сущность этой идеологии и проявляться всё больше. Но это как ящик Пандоры. Открыться он может, а закрыться уже нет. На каком-то этапе всё это обнажилось настолько, что нацизм с его хтонью, юмором на крови и бесчеловечностью стал нормой. Всё это произошло уже после госпереворота 2014 года», — резюмировала Бильченко.
Читайте по теме: Как Украина стала оружием Запада в борьбе за новый миропорядок без России
Андрей Мединский
*Запрещённая в России организация
Обсуждение (5)
немного ошибочное мнение!
националистические идеи в Галиции начали культивировать еще до начала первой мировой войны! с целью опорочить Российскую империю и иметь возможность дополнительных мобилизационных резервов! отличилась в этом Австро-Венгерская империя! именно в тех краях появились предтечи последующих ОУН-УПА-УНСО* - так называемая ОРГАНИЗАЦИЯ СИЧЕВЫХ СТРЕЛЬЦОВ! которая имела свои отряды на австрийско-русском фронте! все последующие организации - это выходцы из СИЧЕВЫХ СТРЕЛЬЦОВ!
* (деятельность запрещена в России)
а здесь надо вспомнить с какими лозунгами шли правосеки и тягнибоковцы к народу, уставшему от коррупции чиновников всех мастей. одним из таких лозунгов было -
"Бандера приде - порядок наведе!" под этим лозунгом они врывались к чиновникам, устраивали самосуды над всеми как провинившимися реально так и "по своему усмотрению" а то и "по заказу". само собой приследовались и корыстные цели самих представителей этих "орд" люмпенов. но частично положительный образ по началу все же присутствовал!
При всей негативности отношения к Бандере, как идеологу - недалекому и примитивному, он не был трусом в молодые годы (а это привлекает, позже, при наличии семьи, он им стал, но это позже), он участвовал в создании и продвинул некий "идеологический минимум", объяснявший для подобных ему малообразованным молодым людям, видевшим несправедливость существующего капиталистического общества, "ответ" на вопрос ( если не способен капнуть в глубь): кто виноват и что делать что бы поправить ситуацию. Да, там заблуждение на заблуждении (это очень мягко), но современные русские националисты не могут его опровергнуть ибо исходят из тех же посылов и того же уровня понимания ситуации.
to Верещагин:
я думаю, если бы у русских националистов, помимо борьбы с "инородцами" было бы требование навести порядок с коррупцией и воровством чиновников и депутатов, то поддержка среди россиян была бы намного выше!
Ну это не основания Бандеру чуть ли в святые несли
to суржик: В том то и дело, что это невозможно, как для русских, так и для украинских ( да и любых других!) националистов. Национализм при капитализме трансформирует и канализирует гнев трудящихся масс с истинных виновников ( капиталистов!) плохой жизни этих масс, на "инородцев" и вообще любых - "других и чужих", а коррупция и воровство чиновников и депутатов это неотъемлемая часть этого строя и правящие классы на нее не посягают и того же не допустят и от националистов (разве что слегка при переделе). Впрочем если они и пойдут на весьма относительное прикручивание этих явлений, то это потребует что бы национализм перешел в свою высшую форму - фашизм (нацизм).