Лётчик люфтваффе, любовно рисующий очередную звёздочку на мессершмитте со свастикой, — такое фото увидела читательница ForPost Юлия Доронина на задней стороне обложки купленного в севастопольской «Союзпечати» журнала.
«Обер-фельдфебель люфтваффе Франц Фанденау наносит очередную отметку о воздушной победе на киль истребителя», — сообщает «Наука и техника».
«О какой победе речь??? Почему это вынесено на обложку технического журнала??? Почему оно появилось в нашем городе?» — спрашивает Юлия.
Окно в историю или окно Овертона?
Российское законодательство запрещает изображать в общедоступных местах свастику — за исключением ряда ситуаций.
Согласно разъяснению Роскомнадзора, изображение в общедоступных местах свастики признается допустимым, если не способствует популяризации нацизма, не оправдает военных преступлений фашистов и не оскорбляет советский народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах, — например, в научных целях. Да и вариантов изображения древнего символа, как и его смыслового наполнения, имеется множество. Впрочем, в этом случае трактовка однозначна.
«Правосторонняя свастика (её фрагмент) — четырёхконечная, повёрнутая на 45°, с концами, направленными в правую сторону. Цвет заполнения черный с белым по внешнему контуру. По описанным основным признакам является нацистским (использовалось НСДАП) символом и атрибутом», — объясняет севастопольский историк Аркадий Байбуртский.
По просьбе силовых ведомств он не раз идентифицировал подобные изображения для пресечения пропаганды нацизма и экстремизма.
Какие же цели преследует размещённое фото? ForPost заглянул за обложку журнала и нашёл в нём материал, иллюстрацией к которому и является фото. И ещё одно, запечатлевшее фашистские истребители на аэродроме Сиверском в Ленинградской области, который использовался гитлеровской авиацией с сентября 1941-го до февраля 1944 года.
В рубрике «Виртуозы воздушных боёв» читателей ждёт статья об асах люфтваффе, посвящённая «астрономическому количеству побед экспертов на Восточном фронте». Восточный фронт — это боевые действия в Восточной Европе во время Второй мировой войны, «эксперты» — фашистские лётчики, которые именно в там демонстрировали «подвиги», в разы превосходящие успехи воюющих в других регионах.
В контексте статьи оба изображения выглядят не как фотофакты, а как горделивые иллюстрации к рассказу о триумфе фашистской авиации.
«В боях на Восточном фронте лётчики-истребители люфтваффе добились высочайших индивидуальных результатов в истории авиации — результатов, невероятных для других театров военных действий. На Западном фронте воевало лишь несколько пилотов, сумевших сбить более 100 самолётов, на Восточном — более 70, восемь лётчиков имело более 200 побед, а двое — более 300!» — с восхищением делится украинский журналист Михаил Жорохов.
Секрету этих побед, к тому же совершённых, по версии автора, над численно превосходящим советским противником, и посвящён материал. Приведённые цифры, явно противоречащие общедоступным данным, никак не подтверждаются — благо научно-популярный формат текста, в отличие от действительно научной публикации, это допускает.
Но как раз простой массовый читатель — в отличие от учёного, владеющего достоверной детальной информацией, — и должен быть жертвой таких мистификаций. И заглянуть в «окно Овертона», за которым под видом научного исследования идёт популяризация фашистской символики и героизация нацистских преступлений. И где смерти советских лётчиков, гибнущих в небе над родной землей, — всего лишь «звёздочки» на фюзеляже чужого истребителя.
Справочно: окно Овертона — технология пошагового внедрения асоциальных явлений, инструмент уничтожения культурных институтов. Один из методов — предложение изначально неприемлемого явления в качестве предмета научного исследования или юмора.
Если звёздочки зажигают
Севастопольские историки, к которым обратился ForPost, всерьёз анализировать и развенчивать этот псевдонаучный материал отказались.
«С самого начала ясен контекст» и «тут не о чем говорить», сказали они, но обратили внимание на ряд откровенно сомнительных или заведомо ложных заявлений, выдаваемых за достоверную информацию.
«Автор — неприятный тип, достаточно набрать в поиске его имя, и всё с ним ясно. Борец с „российскими оккупантами” зарабатывает на продаже журнала в России на русском языке. Ничего нового», — сказал севастопольский историк Степан Самошин.
Так откуда же появился этот «технический» журнал в севастопольских киосках?
Как выяснил ForPost, русскоязычный ежемесячный журнал «Наука и техника» основан в 2006 году на Украине, с 2007 года выходит также в России. Значительный объём публикаций в журнале занимает военно-техническая тематика.
Издательство журнала находится в Белгороде, бόльшая часть редколлегии — в Харькове, а напечатан он в Киеве.
Сегодня российская аудитория бумажной версии журнала вдвое больше украинской.
Профессор СевГУ Юлия Доронина, обратившая внимание ForPost на публикацию, ранее уже держала в руках этот журнал. «До этого подобных публикаций я в нём не встречала», — говорит она.
С глаз долой
Директора ГУП «Агентство „Союзпечать”» Вадима Докина информация о свастике на обложке продаваемого журнала удивила. До сих пор приходилось прятать подальше от глаз эротические журналы, признался он.
Он сообщил, что дистрибьютер журнала находится в Белгороде, поставляет только этот журнал, свидетельство Роскомнадзора у него имеется. Ознакомившись с публикацией, Докин тут же дал распоряжение изъять номер журнала из сети киосков.
«Сейчас мы тираж полностью изымаем из сети, сегодня его уже не будет. И направляем поставщику письмо с выяснением, вплоть до того что будем тогда с ним расторгать договор по этому журналу», — сообщил ForPost Вадим Докин 2 апреля.
В ответном письме поставщик — «ИП Сальников Ю.В.» — сослался на разъяснение Роскомнадзора, о котором говорилось выше, и сравнил публикацию со знаменитыми антифашистскими и патриотическими фильмами.
«Фото с нацистской символикой, размещённое на задней обложке журнала „Наука и техника” — исторический кадр и иллюстрация к размещённому в этом номере историческому материалу.
Это фото является пропагандой фашизма не более, чем кадры знаменитого документального фильма Михаила Ромма „Обыкновенный фашизм” или военной драмы „Батальоны просят огня” … Мы надеемся, это досадное недоразумение, ущемляющее интересы наших читателей, которые с нетерпением ждали выхода очередного номера журнала, будет улажено», — говорится в тексте, подписанном Юрием Сальниковым.
Вадим Докин подтвердил ForPost, что этот номер журнала в продажу не вернётся, дальнейшие действия ГУП «Агентство „Союзпечать”» в отношении журнала будут зависеть от оценки Роскомнадзора.
Случайностей не бывает?
Какой научной необходимостью обоснована публикация свастики, да ещё в выраженном позитивном контексте, на обложке распространяемого в России журнала и насколько случаен такой материал в «Науке и технике», ForPost попытался узнать в управлении Роскомнадзора по Республике Крым и Севастополю.
Там сообщили, что региональное отделение ведёт контроль только за средствами массовой информации, зарегистрированными в Крыму и Севастополе. Что касается «Науки и техники», вопросы нужно задавать белгородским или же «центральным», столичным чиновникам.
«Сигнал принят», — сообщили ForPost в местном Роскомнадзоре.
Напомним, ранее начальник севастопольского управления МВД генерал-майор полиции Василий Павлов сообщал, что в 2017 году в Севастополе было пресечено 8 правонарушений, связанных с публичной демонстрацией нацистской символики и символикой экстремистских организаций.
Светлана Косинова
Обсуждение (17)
И даже после войны, в 1948 году, Ильин в статье «О фашизме» пишет: «Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость». Ильин перечисляет ошибки, которые допустили Гитлер и Муссолини, и заканчивает предостережением для своих будущих последователей: «Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима «фашистским». Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их». Именно эта статья вошла в сборник «Наши Задачи», цитаты из которого берет Путин.Несмотря на все ужасы войны, Холокост и небывалое разрушение Европы, Иван Ильин не отказался от идей фашизма. Вместо этого он предложил, как их можно улучшить, не совершая ошибок, допущенных его современниками. Сегодня в России за подобное могут осудить по статье 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма»). Тот факт, что руководство России, Дума, Церковь и телевидение отбеливают образ Ильина, легитимируя его как подлинно русского философа, не может не вызывать тотального отторжения и неприятия. Более того, в стране, где больше всего гордятся «победой над фашизмом», восхваление Ильина – это вопиющий оксюморон.
Ещё бы нумизматов на горке прошерстить - там такой символики много продаётся.
"Лётчик люфтваффе, рисующий очередную звёздочку на мессершмитте со свастикой, — такое фото увидела читательница ForPost Юлия Доронина на задней стороне обложки купленного в севастопольской «Союзпечати» журнала."
- Какую зведочку они рисуют - Давида или Соломона ?
to partizzan76:
Кстати, в музее ЧФ её тоже полно, надо бы и там "прошерстить".
Уважаемая Юлия Доронина, Вы как профессор можете ответить на вопрос, а в какую сторону сейчас движется РФ, в сторону демократии или в сторону тоталитаризма?
Одним словом,враг не дремлет...
to Никита Ивин:
- А чем занимаются другие "враги"
- ПОСАПЫВАЮТ в подушку, похрюкивают?
При раскопках города Помпея были обнаружены изображения пяти- и шестиконечной звезды с надписями на древнееврейском: у шестиконечной- «Наша власть над нами», у пятиконечной-«Наша власть над ними».
Оно вроде бы ничего.Но мои два деда на войне погибли.И теперь какая то мразь...пытается оскорбить их память
Вообще между демонстрацией историческимх фотодокументов, исторической реконструкцией и героизацией нацизма очень тонкая грань. На самом деле, здесь важен контекст, в котором преподносится та или иная информация. Актер Тихонов не скрывал, что испытывал стойкую неприязнь к ношению эсэсовской формы во время съёмок "17 мгновений весны", но без точной передачи деталей, в том числе и черепов с костями и свастики и эсэсовских рун - фильм бы не получился. Но выносить фото в журнале с довольной рожей нацисткого лётчика, сбившего русский самолёт - это как раз и можно отнести к героизации нацизма (то есть, представление их в положительном свете, пропаганды арийского превосходства, и т.п.)
to Zeus:
Разве непонятно: в сторону здравого смысла, а не лизоблюдства перед США, взявшего на себя роль мирового жандарма.
Музей Черноморского флота. Вот так должна пропагандироваться нацистская символика:
На рубочную эмблему немецкой подводной лодки U-9, потопленной черноморцами в *44-м, грудой навалены наградные "железные кресты" не нашедшие своих "героев"...
to sapun:
А к чему Ваш здравый смысл тяготеет к демократии или тоталитаризму?
А вот как в Англии по словам ведущего Первого канала Познера, в учебниках для детей 5-6 лет пишут
Надо не с фотографиями бороться.
Надо учиться военному делу настоящим образом (с)
Или немцы не жгли наши танки и самолеты сотнями?
Или не собирали в котлы сотни тысяч красноармейцев?
Не наши ли танки с перекрашенными звездами штурмовали Севастополь?
Учите историю, не бойтесь ее, не убегайте от фактов. Делайте выводы, чтобы такое впредь не повторилось.
Тот кто был на войне, понимает что с обоих сторон были воины. Присягнувшие своему народу. Выполняющими свой долг. А кто не был заводят истерику, воспитанные пропагандой неприятия.
Лично для меня в этих фотографиях было ново то что немецкие лётчики рисовали красные звёзды. как-то в голове отложилось, смотря фильмы о войне, что так поступали только наши лётчики , а немцы рисовали белые кресты.
Если бы учёные мужи опровергли этот факт, докозав что это подделка. Но они отстранились от комментариев и разбора исторических фактов.
Мы одержали победу в той войне. Слава нашим героям. Но свои герои были и на той стороне.
"Согласно разъяснению Роскомнадзора, изображение в общедоступных местах свастики признается допустимым, если не способствует популяризации нацизма, не оправдает военных преступлений фашистов и не оскорбляет советский народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах".И это правильно.
Вообще лучший способ убить идею- это довести её до маразма. Ну какой вред может принести документальная фотография или исторический документ?
А наезд на русского философа Ильина- это вообще за гранью разума, какое-то весеннее обострение.