Изменения в Едином государственном экзамене (ЕГЭ) в 2021 году в большей степени связаны с текущей эпидемиологической обстановкой.
Напомним, Минпросвещения ввело новые правила проведения ЕГЭ: второй год подряд отменяется досрочное проведение экзаменов, кроме того, в этом году министерство отменило ЕГЭ базового уровня по математике для 11-классников. Кроме того, отменён и обязательный экзамен по английскому языку.
Параллельно с ЕГЭ школы проведут более упрощённые итоговые экзамены — для детей, которые не собираются поступать в вузы.
Залог успеха
Некоторые эксперты считают, что смягчение требований ЕГЭ приведёт к тому, что педагоги и ученики будут менее мотивированы, а значит, в целом ухудшится качество школьного образования.
С такой точкой зрения не согласен Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории, преподающий географию в московском лицее «Вторая школа».
По его мнению, учебная мотивация создаётся не только строгостью контроля и надзора. В первую очередь качество образования — это результат работы учителей.
«Всё зависит от квалификации учителей, которые работают с детьми, проще говоря — ребёнку должно быть интересно учиться. А квалификация зависит от престижа профессии и, в том числе, финансового обеспечения. До тех пор, пока эта проблема не решена, говорить о качестве бессмысленно — лучше оно не станет», — сказал Леонид Перлов ForPost.
Читайте подробнее в нашем материале: Образование в России: кто, как и чему учит наших детей
Конечно, на качество работы влияет и нестабильность учебного процесса из-за пандемии и ограничений, с ней связанных. COVID-19 «сбил» учебный процесс, ушло много времени, чтобы приспособиться к удалённому формату, а потом вернуться к очному, отметил педагог.
Единый, но делимый
По просьбе ForPost директор ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук Евгений Малеванов разъяснил некоторые особенности итоговой аттестации в средней школе.
В этом году выпускникам будет предложен выбор: либо сдавать ЕГЭ, либо итоговые школьные экзамены в упрощённой форме.
В этом эксперт видит позитивные моменты, ведь отмена обязательного для всех ЕГЭ скажется положительно на эмоциональном и психологическом состоянии школьников, которые не планируют поступать в вузы. Таким детям для получения аттестата нужно сдать только выпускные экзамены по русскому языку и математике.
«Мы пока не знаем, что из себя представляет государственный выпускной экзамен, потому что темы и материалы никто не видел. Сейчас можно сказать, что государственный выпускной экзамен — это модернизированная проверочная работа, в которой задания в чём-то будут не таким сложными, но и расслабляться категорически не стоит», — рассказал Евгений Малеванов.
Отмена экзамена по английскому языку, по его мнению, связана с недостаточно качественным преподаванием предмета и нехваткой учителей иностранных языков. Во всяком случае, таковы данные анализа ситуации в российских регионах. Отмена никак не отразится на учениках, уверенных в своих силах, и которым он необходим для поступления в вуз, добавил эксперт.
Читайте по теме: Школы под нож: остановит ли коронавирус оптимизацию учебных заведений
ЕГЭ «катится к закату»?
Нервозности добавляют разговоры о скорой отмене госэкзамена в форме тестирования и перехода на аттестацию по советскому образцу.
Немало дискуссий вызвало заявление главы Всероссийского фонда образования Сергея Комкова о том, что полная отмена единого госэкзамена может произойти через год-два.
По его словам, несколько ректоров вузов сообщили, что начинают вводить вступительные экзамены, а «ЕГЭ будут учитывать формально — это зарождающийся тренд».
«Вузам надоело принимать людей с высочайшими баллами ЕГЭ, которые ничего не знают при этом. ЕГЭ уже катится к закату. Мы введём нормальную систему аттестации», — сказал Комков в интервью «URA.RU», подчеркнув, что система ЕГЭ показала свою несостоятельность.
Евгений Малеванов уверен, что ЕГЭ не заслуживает столь резкой оценки. Он считает, что отказаться от этой системы будет неразумно, поскольку она достаточно гибко изменяется, в том числе во время пандемических ограничений.
«Неверно говорить о несостоятельности единого госэкзамена. Некоторые претензии к нему связаны с тем, что экзамен исключает непосредственное общение ученика и преподавателя. Но это было откорректировано введением устной части при сдаче экзамена по иностранному языку или собеседования в 9 классе», — подчеркнул собеседник.
Стоит отметить, что одним из преимуществ ЕГЭ является то, что он даёт всем равные возможности поступить в вузы. Ученики из удалённых регионов с хорошими образовательными результатами могут пробиться в любой крупный вуз страны. А это было практически невозможно при советской системе образования, когда ни подготовительные курсы, ни репетиторы не гарантировали для таких ребят поступление в престижный вуз.
«Об отмене ЕГЭ говорят с тех пор, когда его вводили в 2004 году. И всё это время идёт война между сторонниками и противниками. В сегодняшнем состоянии просто убрать ЕГЭ нельзя. Он встроен в образовательную систему, и чтобы выдрать кусок и вставить другой — для этого потребуется много времени и масса усилий. Не меньше, чем при введении ЕГЭ. Нельзя его просто «отключить», — убеждён учитель высшей категории, почётный работник общего образования России Леонид Перлов.
Добавим, что, по данным «МК», ни в Минпросвещения, ни в Рособрнадзоре возможности такого развития событий не подтвердили.
Таким образом, в 2021 году для выпускников, выбравших ЕГЭ, это будет по-прежнему серьёзное испытанием, пусть и с сокращённым списком экзаменов.
Читайте также: Принимать детей в первый класс будут по новым правилам
Егор Самойлов
Обсуждение (7)
Как ввели ЕГЭ, так и уберут, не велика потеря.
Для воспитания и обучения "квалифицированных потребителей" и нынешняя ЕГЭ подойдёт. Других целей пока нет.
Правильно, резко убирать нельзя, нужна постепенность.
Постоянно меняемые правила приводят к неопределённости, растеренности и вызывают когнитивные нарушения. У "реформаторов" это хорошо получсается.
«Вузам надоело принимать людей с высочайшими баллами ЕГЭ, которые ничего не знают при этом. ЕГЭ уже катится к закату. Мы введём нормальную систему аттестации», — сказал Комков в интервью «URA.RU», подчеркнув, что система ЕГЭ показала свою несостоятельность.
Сколько поколений молодых людей надо было ....скажем так недовоспитать, что бы прийти к очевидной и явной истине о несостоятельности ЕГЭ...Отмените ЕГЭ, верните основы советской школы...
Какая проблема. В МГУ отличникам дают на вступительный экзамен по математике вопросы для Мехмата. Сдал, - проходи на бюджет. Двойка - пошел вон из ВУЗа. 80 % отличников по математике валится вдрызг. Вот вам и ЕГЭ. В современной российской школе математики просто нет. Английского - и подавно.