Лента новостей

Россия

2654
10

Образование в России: кто, как и чему учит наших детей

И почему родителям не стоит рассчитывать на качественное общее образование или энтузиазм педагогов.
ForPost - Новости : Образование в России: кто, как и чему учит наших детей
Фото: pixabay.com

Эффективность школьного образования складывается из многих компонентов: квалификации учителей, образовательных программ, стимулирования педагогов и многого другого. Российское общее образование испытывает немало проблем: дефицит кадров, невысокий уровень заработной платы, нагрузка на учителей и переполненные классы.

Возможно ли получить качественное образование при несовершенствах современной системы образования?

Своими размышлениями с ForPost поделился Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории и почётный работник общего образования России. Он работает учителем географии в московском лицее «Вторая школа».

«Дёшево и быстро»

Качественное государственное образование — это недешёвая вещь для государства, высококвалифицированный учитель должен дорого стоить.

Однако, судя по действиям, государство не считает эти расходы для себя первостепенно важными и оправданными. Поэтому дающих качественное образование школ становится всё меньше, рассуждает педагог.

«Сегодня эффективность школы рассматривается исключительно с экономической точки зрения. Есть понятие эффективности экономической, о педагогической эффективности речи нет. Здесь уместна знаменитая триада: быстро, дёшево, хорошо. Так вот, из трёх элементов реализовано одновременно может быть только два и никогда три. Видимо, выбран вариант «быстро и дёшево», в ущерб «хорошо», — полагает Леонид Перлов.

Неблагоприятный прогноз

Установка на финансовую целесообразность приводит к образовательной политике, при которой фигура учителя-педагога становится в школе практически лишней.

«Прогноз неблагоприятный для будущего поколения. Дело не только в знаниях. Педагогика — это многоплановая вещь: есть педагогика-дидактика (обучение), есть педагогика-воспитание, и одно без другого не работает. Сегодня практически все усилия, которые я вижу со стороны государства, направлены на дидактическую сторону педагогического процесса», — говорит Леонид Перлов.

По его мнению, воспитательной стороне внимание уделяется «очень однобокое и неконструктивное». Акцент делается на военно-патриотическом воспитании. Сейчас в преподавании широко внедряются цифровые технологии, «электронная школа» — всё это нацелено на то, чтобы с минимальными затратами впихнуть максимальное количество информации в ученическую голову. Понятие «педагог», в его классическом понимании, из школы активно вытесняется, добавил учитель высшей категории.

Читайте по теме: В России ввели новые правила проведения ЕГЭ

Энтузиасты не встраиваются в систему

Ошибочным стоит считать предположение, что качественное школьное образование достигается за счёт творческих, увлечённых своим предметом педагогов. Напротив, новаторы вымываются из школы, они не встраиваются в систему.

«Сегодня школа строится в расчёте на усреднённого ученика и унифицированного педагога. Учитель с инициативой, с собственными разработками и задумками неудобен школе. Удобен учитель, способный работать в стандарте. Образовательный стандарт, внедряемый в педагогическую систему, губит педагогику как таковую. Но не бывает стандартных детей и учителей: это не гайки и не болты», — объясняет ситуацию педагог.

Кроме Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), существует и профессиональный стандарт учителя. Соответствовать ему невозможно: согласно этому стандарту, каждый учитель обязан уметь абсолютно всё, от игры на флейте до программирования. А также владеть методиками работы с любыми детьми, независимо от их персональных особенностей. Сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика также должны быть ему известны, причём на профессиональном уровне.

«Это всё равно что требовать от музыканта, чтобы он, скрипач, одинаково профессионально играл также на ударных и всех прочих инструментах», — говорит Леонид Перлов.

По его мнению, хорошо бы акцентировать несовместимость понятий «педагогика» и «стандарт». Это оксюморон. Всё равно что «сухая вода».

Учительница дефицитная моя

Экс-министр образования РФ Ольга Васильева в своё время высказала тезис о возможности совмещать преподавание разных дисциплин. Например, она утверждала, что учитель физики может преподавать биологию. Вызвавшую изумление фразу на самом деле можно воспринимать буквально, поскольку речь идёт об острой нехватке в стране кадров, на уровне 10–11%. По данным исследования, проведённого Высшей школой экономики, нехватка учителей наблюдается в 48% российских школ.

В российских регионах из-за неукомплектованности встречаются неожиданные сочетания дисциплин педагогами-предметниками. Многие учителя работают на полторы-две ставки, чтобы повысить уровень зарплаты. С другой стороны, увеличение нагрузки становится не способом стимулирования, а причиной выгорания и ухода специалистов.

«Одна из причин — новая система оплаты труда, согласно которой учителей в школе должно быть как можно меньше, средняя квалификация их должна быть как можно ниже, а нагрузка как можно больше», — считает учитель высшей категории Леонид Перлов.

Чем больше в школе учителей высокой квалификации, тем меньше будет средняя зарплата в этом учреждении. Потому что фонд зарплаты на всех придётся делить всё тот же самый, разъяснил педагог лицея.

К тому же учитель заинтересован в заполненных классах, поскольку зарплату он получает подушно, по головам, введено «чудовищное понятие «ученико-час». А верхнего предела заполняемости классов, согласно действующим нормам, просто нет. Зато есть нижний: если в классе меньше 25 человек, оплата учителя снижается.

Читайте по теме: Путин назвал новую дату проведения ЕГЭ

Советы родителям

Леонид Перлов дал несколько советов родителям нынешних школьников.

«Во-первых, побольше самостоятельно заниматься собственными детьми. Не рассчитывать на то, что государство решит проблему их воспитания и образования», — рекомендует педагог.

Во-вторых, продолжает Леонид Перлов, предусмотренное законом положение учителя как работника сферы услуг — это главная беда сегодняшней системы образования.

«Я бы хотел, чтобы родители воспринимали этот момент адекватно. Образование и воспитание — это не услуга, а системообразующая институция, на которой, по идее, должно строиться будущее. К сожалению, сейчас этого нет», — отметил он.

Леонид Перлов также считает возможным привлечение репетиторов в помощь детям. Однако стоит учитывать, что квалификация сторонних учителей не всегда соответствует тому, что они говорят о себе, предостерегает собеседник ForPost.

Егор Самойлов

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
5
Средняя оценка: 5 (1 голос)

Обсуждение (10)

Аватар пользователя С.Тимур
постов:
166
С.Тимур (Севастополь)
- 02/06/2020 в 17:54

Если бы школа помимо знаний, еще и воспитанием занималась.Глядишь бы на улице малолетних матершинников да распущеных аболтусов поубавилось.)))

Аватар пользователя Zvonaryova.pol
постов:
2542
Zvonaryova.pol (севастополь)
- 02/06/2020 в 18:55

 

Если бы школа помимо знаний, еще и воспитанием занималась.Глядишь бы на улице малолетних матершинников да распущеных аболтусов поубавилось.)))
Школе это не позволяют делать сами родители, бегают выискивают, высматривают, выставляют в инет, очень многие пишут о поборах и о том, что их детей заставляют ходить на субботники, а дети совсем не уважают учителей, хамят и некоторые даже позволяют бить учителя. О каком воспитании можно говорить. Поколения изменились.

 

Аватар пользователя Н_иколай
постов:
1578
Н_иколай (Севастополь)
- 02/06/2020 в 19:11

«Одна из причин — новая система оплаты труда, согласно которой учителей в школе должно быть как можно меньше, средняя квалификация их должна быть как можно ниже, а нагрузка как можно больше», — считает учитель высшей категории Леонид Перлов.

Самое страшное, что причину, убивающую образование и убивающую будущее моей страны, озвучил простой педагог. А что молчат депутаты? политики? Нельзя  образование сводить к копейкам бюджета. Через некоторое, когда 45-ти местные классы будут порождать только скуку и дебилизм, то и эти классы закроют, как и школы в  массе. Зачем, они, если нет эффектвности. Всё обучение будет в виде мультиков и сериалов. И всех это будет устраивать. До поры.  Может быть, такой, как сейчас в Миннаполисе. К чести простых учителей, они этому процессу сопротивляются, как могут. Но силы не равны.

 

Аватар пользователя docere
постов:
1517
docere (Севастополь)
- 02/06/2020 в 19:32

ЕГЭ, дистанционка - это все бизнес проекты, убивающие образование.

Аватар пользователя КрапивА
постов:
2885
КрапивА (Севастополь)
- 02/06/2020 в 20:24

Я, как родитель, искренне благодарна учителям, которые не ушли из учебных заведений, несмотря на весь ужас, творящийся в системе образования.

Аватар пользователя Скажу
постов:
6564
Скажу (Севастополь)
- 02/06/2020 в 20:58

Понятие «педагог», в его классическом понимании, из школы активно вытесняется

Вот ,вроде бы, недавно зашла речь о педагогической, воспитательной функции школы на самом высоком уровне...

Но если в национальных проектах на повышение производительности труда выделяется 50 млрд.руб., а на цифровизацию - 1,6 трл.руб., то о чём можно говорить? Всё побеждающее бабло. Наше государство, как дурак с махоркой, не знает, что с деньгами делать, и не счастье людей их не тратит....пока усиливается только полицейская функция...

Аватар пользователя А за то честно
постов:
1055
А за то честно (Севастополь)
- 03/06/2020 в 1:42

Видимость образования ни к чему хорошему не приведёт. Дети разучились общаться. Лучший друг - это гаджет. И читать не надо уметь - включил ютуб и слушай...

Аватар пользователя А за то честно
постов:
1055
А за то честно (Севастополь)
- 03/06/2020 в 1:45

Если образованием Севастополя рулят такие, как богомолва, то образованиию конец. Этим должны заниматься люди образованные, грамотные, опытные. Богомолова и учителем то не работала, делала карьеру по линии комсомала. Откуда ей знать, как работать?

Аватар пользователя Кофеёк
постов:
144
Кофеёк (Севастополь)
- 03/06/2020 в 7:26

Ну, как-то так, соглашусь с Перловым. Экономя на образовании, государство проигрывает, никакие патриотические припарки не взрастят граждан, взрастят рабов, которыми так хотят манипулировать грефы

Аватар пользователя rusa
постов:
2
rusa
- 05/06/2020 в 16:22

Развели торгашество дальше некуда!!!!!

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Как отреагировали жители Севастополя на итоги выборов-2021?

Опрос горожан на улицах Севастополя.
10:31
652
10

Жители Севастополя больше 9 месяцев ждут пешеходный переход

Пешеходы вынуждены нарушать правила на перекрестке улиц Льва Толстого и Киевской.
09:00
566
6

Садоводов 7 лет «футболят» с правом собственности на землю в Крыму

Люди вынуждены в суде отстаивать свои права.
19:17
1182
2

ТОП 5

Частные объявления