В среду, 5 апреля, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Франции Эммануэль Макрон явились с визитом в Китай. Цель политиков замысловата — убедить председателя КНР Си Цзиньпина надавить на Кремль, чтобы тот закончил спецоперацию. Вот так вот, ни больше ни меньше.
Насколько идея успешна — это и хочется обсудить.
Понятно, что китайские рынки глубоко интегрированы в Европу и наоборот. Что в изоляции друг от друга ни Поднебесная, ни ЕС жить не смогут и не будут. Но тут возникает один и главный вопрос: а какие, собственно, есть рычаги влияния у Макрона и фон дер Ляйен, чтобы диктовать китайцам решения? Особенно учитывая, что Китай значительно более независим экономически, чем те же Франция и Германия.
И тут приходит ответ, который даст, наверное, любой первокурсник экономического факультета: а никаких! Огромная экономическая и политическая китайская махина даже не поцарапается от любых «мер», которые в теории способны принять фон дер Ляйен и Макрон. И вообще весь ЕС.
То есть, цель визита — сугубо терапевтическая. Для европейцев, конечно. Остаётся предполагать, что, поделившись с Си новейшими демократическими тезисами, а также своим ярким мнением о Путине и СВО, представители делегации почувствуют себя лучше. Потому что иных последствий их выступление, полагаю, не возымеет.
Большая политика устроена следующим образом: диктовать условия и выписывать рекомендации может только тот, у кого есть фактическая, не иллюзорная сила: экономическая или военная. И это явно не наш случай.
Поэтому фон дер Ляйен и Макрон напоминают больше всего увлечённых школьников, которые пристали к прохожему: «Дядя, дядя, скажи Васе, чтобы из рогатки не стрелял».
Вообще, навязать Китаю любые европейские представления о мире и приоритеты — в некоторой степени странная идея, и это очень мягко говоря. Китай всегда развивался автономно — в политическом, а особенно — в идеологическом смысле. И китайцы — как раз те сторонники и представители многополярного мира, о котором так часто говорит наш президент. Недаром, кстати, первый визит после переизбрания Си Цзиньпин нанёс в Россию.
Поэтому хочется, конечно, пожелать делегации успеха. Но желать я его не буду, потому что, как писал классик, «в успех этот ни на йоту не верю».
Читайте по теме: Русский и китаец — братья навек
Мария Дегтерева