Вскоре в России начнут действовать нормы, которые закрепляют за главными инженерами проектов (ГИП) и главными архитекторами проектов (ГАП) персональную ответственность за качество подготовки документации. Изменения в Градостроительный кодекс РФ вступают в силу с 1 марта 2026 года, напоминает Севгосстройнадзор.
Чёрный список
Ошибочные проектные решения могут приводить к нарушению требований безопасности объектов или к увеличению сроков строительства — а значит, те, кто связан с разработкой проектной документации, должны нести ответственность за её качество и результаты. Этот вопрос в Минстрое и профессиональном сообществе обсуждался с 2022 года.
Министр Ирек Файзуллин уже тогда анонсировал создание федерального чёрного списка проектных организаций, которые некачественно выполняют свою работу.
Ранее роль ГИПа и ГАПа в обеспечении соответствия проекта регламентам и стандартам была прописана довольно размыто, и это затрудняло привлечение специалистов к ответу. Теперь подход к оценке их профессиональной надёжности и ответственности меняется.
Если проектная документация не единожды получит отрицательное заключение госэкспертизы, то отвечающего за неё главного инженера проекта могут исключить из Национального реестра специалистов. В отдельных случаях ГИП может быть даже лишён права руководить разработкой проектов на срок до двух лет.

Новые требования направлены на ужесточение дисциплины в сфере проектирования, повышение качества документации и сокращение числа ошибок на стадии подготовки проектов.
Также изменения в Градостроительном кодексе регулируют взаимодействие специалистов с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков. Главные инженеры и архитекторы проектов обязаны будут информировать НОПРИЗ о своём увольнении, что позволит оперативно актуализировать данные реестра.
Быть профессионалом
Для Севастополя, где в последние десятилетия кипят многочисленные стройки, вопрос ужесточения ответственности за результаты проектирования более чем актуален. Нередко объекты превращаются в долгострои из-за необходимости корректировки проектов.
После своего назначения в 2019 году новый глава города Михаил Развожаев говорил о том, что половину подготовленных при его предшественнике экс-губернаторе Овсянникове проектов приходится «отправлять в мусорку». В том числе из-за некачественного проекта возникли задержки в строительстве в городе медицинского кластера — онкодиспансера и БСМП.
Введение персональной ответственности ГИПов и ГАПов за качество проектов оценили в севастопольском профессиональном сообществе.
Практика привлечения к ответственности ГИПов и ГАПов существует давно, и сейчас этот вопрос просто будет более урегулирован в правовой плоскости. Такое мнение в беседе с ForPost высказал член Архитектурного совета Севастополя, директор архитектурно-проектного бюро «Основа» Максим Стрецкис.
«Ответственность ГИПов и ГАПов не является нововведением, скорее это формализация уже сложившейся судебной практики. На протяжении десятилетий суды приходили к выводу о том, что лицо, принимающее ключевые технические решения в проекте, должно нести за них ответственность», — отмечает Максим Стрецкис.
В качестве примера он привёл юридические последствия трагедии, к которой привело обрушение крыши московского спортивно-развлекательного комплекса «Трансвааль-парк». Тогда из-за ошибок в проектировании погибло 28 человек, многие остались инвалидами, и в отношении главного конструктора проекта возбудили уголовное дело, обвинив его в причинении смерти по неосторожности и тяжкого вреда здоровью.
В европейских странах и США персональная ответственность руководителя проекта является устоявшейся нормой, добавил глава архитектурно-проектного бюро.

Некоторые представители профессионального сообщества считают, что нужно также проверять результаты деятельности технического заказчика — проводить экспертизу задания на проектирование и технического задания. Иногда именно некачественно подготовленное техзадание приводит к срыву сроков по контракту и его расторжению с подрядчиком.
По мнению Максима Стрецкиса, в экспертизе документации заказчика нет большой необходимости, поскольку никто не мешает проектировщикам критически оценивать исходное ТЗ.
«В проектировании нельзя соглашаться с решениями, которые невозможно реализовать или которые приведут к ущербу. Если техзадание содержит неточности или отклонения от норм, проектировщик обязан уведомить об этом технического заказчика и не соглашаться с такими решениями. Плохое задание не может быть оправданием для некачественно подготовленной документации», — подчёркивает собеседник ForPost.
Учиться и ещё раз учиться
Доступные проектировщикам современные технологии, такие, например, как ТИМ-моделирование, позволяют значительно сократить количество ошибок, однако полностью избежать их всё равно не удаётся, говорит Максим Стрецкис. На результат такого сложного процесса, как проектирование, неизбежно будет влиять человеческий фактор.
«Каждый проект — это индивидуальная разработка, а не тиражирование. В отличие от массового производства, где можно отточить процесс по какому-то продукту, в проектировании каждый раз создаётся уникальное решение. Даже на производстве бывает брак, что уж говорить про проектирование, в котором всегда задействовано много людей — иногда это сотни человек, как, например, в проекте севастопольского оперного театра. По моим оценкам, команда была не менее 200-250 человек. В такой огромной команде просто невозможно проверить каждого, проверяются только ключевые решения и подсчёты».
Для минимизации ошибок обычно используется многоуровневая система проверки, когда руководитель группы проверяет работу исполнителя, ГАП — работу архитектора, ГИП — всю документацию, отдел контроля качества проводит финальную проверку, а ещё есть дополнительная проверка на этапе выдачи документации.
И несмотря на это, какие-то неточности всё равно возникают, отмечает Максим Стрецкис. Глава архитектурно-проектного бюро убеждён в том, что для создания качественных проектов в первую очередь нужно повышение квалификации специалистов.
«Высококлассных специалистов нужно готовить. Нам нужны образовательные учреждения, в которых будут обучать инженеров и архитекторов, причём обязательно с практикой, чтобы они были готовы применять свои знания и навыки в работе», — подчёркивает собеседник ForPost.
Об этом недавно говорил и глава Союза строителей Севастополя Александр Лившиц, комментируя новость о внедрении в СевГУ новой магистерской программы с профилем «Деятельность технического заказчика объектов капитального строительства».
Алина Громова

Вот даже интересно...
Современные строители со всем набором используемых ими "навороченных" проектных технологий и строительных "механизмов" - не в состоянии повторить и построить "такую же" главную пирамиду, которая расположена на плато Гиза в Египте.
Антарктида,
хотя бы римские дороги, которые до сих пор действуют
Alexandre,
👍
А старые? Все эти СРО? деньги за членство?
Мама покойная работала в проектной организации, делали они промобъекта проект в Спитаке, здание, галереи и т.п. Так вот когда ударило, сильно все переживали,выстояло? ГИП не на шутку был обеспокоен. К счастью все устояло. А то ведь садили
Может стоит лучшие практики перенимать?
Лучше поздно, чем никогда...
Если проектная документация не единожды получит отрицательное заключение госэкспертизы, то отвечающего за неё главного инженера проекта могут исключить из Национального реестра специалистов. В отдельных случаях ГИП может быть даже лишён права руководить разработкой проектов на срок до двух лет.
Дали возможность ещё кому-то брать взятки, чтобы не прикрывали эти организации и "высококлассных" специалистов.
Есть надежда, что никто теперь не возьмётся проектировать никому не нужный тоннель с Пожарова в никуда, вернее в сторону ЗАГСа и детского парка, назвав это улучшением доступности к опере и балету, которые, как бы, немного в другой стороне.
Хорошее решение. Было бы ещё неплохо, чтоб и ГГЭ несла ПЕРСОНАЛЬНУЮ УГОЛОВНУЮ ответственность за согласованные при экспертизе решения
Несколько дней назад один мой комментарий на Форпосте был удалён.
Сразу обращаю внимание, что этот мой комментарий по теме статьи. И если он будет удалён, то я надеюсь, что хотя бы в личке главред объяснит причину удаления.
Итак. В начале 90-х годов, после того, как КБ, в котором я работал, потерял все заказы, а новые находить стало проблематично, коллеги стали увольняться и искать новые места для работы. Один из них, военный пенсионер, житель Балаклавы, сообщил мне, что после ввода в эксплуатацию нового соматического корпуса 9-й больницы там есть место главного энергетика. Поскольку я тоже находился в поиске работы, то пришёл к главному врачу на собеседование. После непродолжительного общения главврач предложил мне должность своего заместителя по технике. Так как с работой были сложности, я согласился и окунулся в проблемы «новой-старой» больницы.
А проблем было много.
В самом Акте приемки соматического корпуса больницы в эксплуатацию было указано множество обнаруженных дефектов, которые нужно было устранять. Кроме этих нарушений, в начале эксплуатации появились новые, а именно:
1) Постоянная течь воды из труб, расположенных на шестом (техническом) этаже, что приводило к затоплению нижних этажей.
2) Течь в отводящих трубах канализации из центрального стерилизационного отделения (ЦСО), расположенного на четвёртом этаже. (ЦСО) - это помещения, где осуществляется предстерилизационная обработка и стерилизация изделий медицинского назначения многократного применения. Обработка осуществляется в сухожаровых шкафах горячим потоком воздуха. Этот поток горячего воздуха в виде пара выходит в трубы. Места соединения этих труб тоже давали течь.
3) В процедурных кабинетах, требующих соблюдения стерильности, даже во время хирургических манипуляций со стен отваливалась кафельная плитка.
И так далее.
Я подготавливал письма в различные инстанции (строителям, проектировщикам, подразделениям администрации города), которые главврач подписывал. На многие письма реакции вообще не было.
Поэтому я вынужден был выйти на беседу с главным инженером проекта (ГИП) больницы, фамилия и подпись которого стояла в документации. Беседу я начал с того что обратил его внимание на спроектированную ими вентиляцию. Когда её включили, в кабинет главврача прибежали заведующие и старшие медсёстры отделений с просьбой немедленно выключить вентиляцию: грохот в помещениях стоял такой, что ни о каком лечении больных не могло быть и речи. Вентиляцию выключили и больше не включали. Деньги на проектирование, оборудование, монтаж были выброшены на ветер. ГИП прервал мой монолог, объяснив, что его вины в этом нет, так как он приступил к обязанностям ГИПа, когда проектирование вошло в стадию завершения. Предыдущий ГИП ушёл на новую работу, а он вынужден был выполнять эту функцию. И далее он сообщил мне информацию, которая повергла меня в шок. А именно: КрымНИОпроект специализировался на проектировании промышленных объектов. Но когда начались проблемы из-за отсутствия заказов, вынуждены были взяться за проектирование и медицинского учреждения. А проектирование таких объектов предполагает наличие соответствующих компетенций, которых не было в КрымНИОпроекте. Отсюда и многочисленные проблемы с проектированием вентиляции, ЦСО и т.д.
Этот пример подсказывает, как появились некачественные проекты медицинского кластера — онкодиспансера и БСМП.
Nik Nik,
👋👋👋
Nik Nik,
а я думаю,что не так с моим браузером, нажимаешь,вроде сохранился, обновишь и нету коммента...
причем совершенно по теме и совсем травоядно, и по правилам сайта, и РКН
Снести это чудовище
to d dd:
Спасибо за Ваше внимание и не безразличие.
Но это не мой случай, браузер здесь не причём.
После того как по непонятной мне причине был удалён мой большой комментарий, я опубликовал маленький комментарий: «Екатерина, понять бы ещё, почему мой большой комментарий удалили? Там вообще нет политики и оскорблений, в чей либо адрес. Да я на конкретном примере показал, как сложно в условиях санкций заниматься разработкой высокотехнологических изделий. Что не так? Можно пояснить?» Этот короткий комментарий тоже удалили через несколько минут.
Многие знакомые говорят, что Форпост в последнее время изменился не в лучшую сторону. В ответ я им говорю, что он всё равно остаётся лучшим региональным СМИ.
Nik Nik,
да и очень удобным для прочтения местных новостей, да еще с комментариями...
большая часть по делу
Сегодня проходил мимо Штаба Флота. Его сносят полностью. Бульдозерами. И тишина....