Совет ЕС запретил во вторник экспорт в Россию предметов роскоши. Как пишет «Интерфакс», в перечень вошли такие неординарные «предметы», как круизные суда и яхты, породистые лошади, алмазы, жемчуг. В списке также числятся изделия из драгоценных металлов, элитные вина и спиртные напитки, чёрная икра и трюфели, сигары, духи.
Откровенная нелепость нынешнего санкционного пакета говорит лишь о том, что лимит на санкции западными партнёрами практически исчерпан. Попросту говоря, они уже просто не знают, что ещё придумать.
Впрочем, остаётся то, чем наша замечательная элита много лет пыталась привязать Европу к себе (а вернее, себя к Европе), — это наши энергоносители. В первую очередь газ. Угрозы отказа Евросоюза от газа из России озвучиваются с первого дня военной операции. Насколько это реально в самом деле? Иными словами, сможет ли Европа найти замену российскому газу?
Вопрос этот задаётся не только нами, и мнения звучат достаточно активно.
Международное энергетическое агентство (МЭА) уже озвучило возможный план снижения зависимости ЕС от российского газа. Далее и Еврокомиссия сообщила о намерении полностью уйти от импорта энергоносителей из России до 2030 года. Так что этот вопрос уже вполне перешёл из теоретической плоскости в практическую.
На данный момент по импорту газа в ЕС на долю РФ пришёлся 51 процент. Прочие 49 распределены между другими странами СНГ (4 процента), Африки (8 процентов) и Ближнего Востока (2 процента), а также поставками СПГ (35 процентов).
Физически на российский импорт приходится 168 миллиардов кубометров газа из общего объёма в 326 миллиардов. Отчасти компенсировать эти объёмы ЕС может из собственных ресурсов. В конце 2022 года должен заработать газопровод Baltic Pipe (мощность до 10 миллиардов кубометров), проложенный из Норвегии в Польшу. Это позволит заместить для Польши российский газ по Ямальскому контракту (около 10 миллиардов кубов в год).
Альтернативой также может стать газ из США. По сведениям Refinitiv, в 2021 году на Америку пришлось 28 процентов европейских поставок СПГ (31 миллиард кубометров из 111 миллиардов). Данный объём способен вырасти после запуска новых мощностей по сжижению газа в США. Там недавно заработала шестая очередь проекта Sabine Pass LNG, годовой объём сжижения на которой составит 7,8 миллиарда кубов. Кроме того, проект Calcasieu Pass LNG будет введён в строй до конца 2022 года (16,5 миллиарда кубов). Потенциал наращивания поставок американского СПГ есть и сейчас: в конце 2021 года ЕС уже увеличил импорт СПГ на 36 процентов.
Как прогнозируют отраслевые эксперты, в 2022 году Евросоюз может нарастить ввоз стороннего СПГ на 40 миллиардов кубов — это почти 25 процентов российских трубопроводных объёмов импорта. Есть проблема переманивания производителей с азиатского на европейский рынок, и здесь Европа может субсидировать такие закупки.
Разумеется, остро будет стоять климатический вопрос, а именно: насколько эффективны будут солнечные и ветровые генераторные мощности, построенные в Евросоюзе в рамках новой «зелёной» энергетической программы. Это не очень большое подспорье, но в зачёт идёт и оно.
Кроме того, 20 ТВт*Ч (примерный эквивалент 3 миллиардов кубов газа) может добавить модернизация французских атомных станций и запуск новых АЭС в других европейских странах. Теоретически это может дать возможность ЕС снизить поставки трубопроводного газа из РФ почти на 50 миллиардов кубов.
Иными словами, Европа потенциально способна снизить энергозависимость от РФ на объём от 25 до 50 процентов. Это будет дорого, и это практически наверняка скажется на их экономике. Готова ли пойти на это Европа на самом деле — вопрос отдельный.
Так или иначе, повторю своё мнение, высказанное уже многократно: с Европой изначально не нужно было стратегически связываться. Да, полностью избавиться от российского газа она сможет ещё очень нескоро. Но вне зависимости от того, что решат в ЕС по «избавлению от импортной зависимости», нам самим надо избавляться от экспортной зависимости. И вот это действительно важно.
Читайте по теме: Молдавия и газ: почему страна отказывается принимать украинских беженцев
Павел Кухмиров
Обсуждение (3)
Но вне зависимости от того, что решат в ЕС по «избавлению от импортной зависимости», нам самим надо избавляться от экспортной зависимости. И вот это действительно важно.
Уже в который раз об этом разговор, но как только шухер кончится всё пойдёт по старой колее...
Насчет газу! Значит гоним мы газ в Европу как и прежде,выполняем обязательства,а заместь расчета зеленью в Россию приходят цифирки.Поскольку доляры оседают в зарубежных банках доступ к которым, как рачетной единице, России заморозили.Так что теперь пусть европейцы наличкой в долярах или евро без разницы расчитываются,или бартер налаживают.А то ведь отрубить придется,халявы не будет.
Блин, только собрались лошадь купить...
Вот обидно.