Китаю предрекли новые ограничения в рамках «войны чипов».
Противостояние с США — многоаспектный процесс. В Америке уже несколько лет назад буквально одной фразой была сформулирована разница подходов Вашингтона к противостоянию с Москвой и Пекином: «Россия — изгой, а не равный [соперник]; Китай — равный, а не изгой. Разные задачи, разные ответы».
Невзирая на то, что торговая война Америки против Китая продолжается и при республиканцах, и при демократах, и несмотря на соперничество за лидерство в технологической сфере, торговля с Поднебесной продолжает занимать очень важное место для экономики США. Американцам, до 80 процентов ВВП которых происходит из сферы услуг, физически необходимы дешёвые товары из Китая. До такой степени, что их аналитические центры и инвестиционные структуры в минувшем году на полном серьёзе говорили о том, что высокая мировая цена на энергоносители недопустима по причине её влияния на стоимость товаров из Китая (в меньшей степени из Европы, Южной Кореи и Японии) на внутреннем рынке США, ибо это ведёт к росту в Америке инфляции.
Одновременно с этим сами американская и китайская экономики серьёзно интегрированы. КНР является третьим по масштабу торговым партнёром Америки после Канады и Мексики. При этом КНР — основной поставщик потребительских товаров в Америку. Для Пекина Вашингтон — это крупнейший торговый партнёр и крупнейший покупатель китайских экспортных товаров. Китай занимает доминирующее положение в поставках и товаров первой необходимости, и повседневных товаров. Их торговые отношения показывают стабильность.
В итоге, общий торговый объём Вашингтона и Пекина достиг рекордных уровней в почти 760 миллиардов долларов в 2022 году. В 2023 году данные цифры несколько снизились — примерно на 12 процентов. Сказались американские ограничения и снижение китайского экспорта. Тем не менее, актуальный объём в 607 миллиардов долларов тоже впечатляет.
Впрочем, отношения между главными конкурирующими экономиками мира не исчерпываются торговлей. Поднебесная — это один из крупнейших кредиторов «града на холме». Пекин является держателем долговых обязательств США объёмом почти в 800 миллиардов долларов
Публичные американские компании, которые входят в так называемый «индекс широкого рынка» S&P 500, приобретают около 8 процентов доходов от материкового Китая, который по факту — крупнейший источник международных продаж. Прибыли, получаемые крупными американскими компаниями от КНР, превышают их же совокупный доход от Японии, Британии и ФРГ.
В Америке постоянно живёт около 2,5 миллиона китайских иммигрантов. При этом в их среде доля высшего и квалифицированного профессионального образования вдвое выше, чем в среднем у американцев, которые рождены на территории США. Студенты из Китая составляют около трети всего количества иностранных студентов в Америке.
Китай, продолжительное время являвшийся производителем дешёвых товаров, становится сейчас в значительной степени источником инноваций и генератором культурного процесса. У той же китайской платформы TikTok уже более 150 миллионов пользователей в Америке.
Тем не менее, политические тенденции в целом имеют негативный характер. Глобальное соперничество нарастает и охватывает сферы вроде национальной безопасности, экономической конкуренции и технологического будущего. Американцы пытаются ослабить китайские амбиции по обретению глобального технологического превосходства. Генерируются новые ограничения в самых разных сферах: экспортной, технологической, ресурсной, товарной. Компании США переносят промпроизводство из КНР в иные регионы.
Пока Поднебесная изо всех сил пытается предотвратить дальнейший разрыв отношений. В то же время в США есть понимающие губительность дальнейшей конфронтации для важнейших отраслей американской промышленности, всё ещё зависящих от поставщиков из Китая.
Вопрос о том, что здесь перевесит — политика или экономика, — по-прежнему открыт.
Читайте по теме: «Комическая» система: как бюджет Евросоюза трещит по швам
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Сверх державы с Крупнейшими экономиками- договорятся бизнес превыше всего