Перевозчики заявили о нехватке в мире нефтяных танкеров.
С конца 2023 года нефтяные цены на сорт Brent выросли на 3 процента. Что весьма мало с учётом ракетных ударов США и Великобритании по базам йеменских хуситов и общих ограничений на нефтедобычу со стороны ОПЕК+, длящихся уже два года.
Ключевые причины подобной странной динамики связаны с невысоким нефтяным спросом. Очевидно, что в последнее полугодие динамика спроса на нефть была недостаточной. КНР, крупнейшая в мире по импорту нефти страна, не показывает активности в восстановлении экономики после окончания ковидных ограничений. Кроме того, в Китае в последние годы активно растут доли электромобилей на рынке, что тоже не приводит к росту продажи дизтоплива и бензина.
Производство нефти в КНР на конец 2023 года возросло на более, чем 3 миллиона тонн, превысив 200 миллионов тонн. Добыча же сланцевой нефти побила исторический максимум. Одновременно одна из крупнейших нефтяных компаний Китая — Sinopec — полагает, что пиковый показатель нефтяного потребления Китай достигнет к 2030 году, вслед за чем начнётся длительный спад спроса.
Основным риском для спроса они обозначают прогресс в развитии альтернативных энергетических источников.
В сфере предложения заметны результаты усилий стран ОПЕК+ по ограничению объёмов нефтедобычи ради повышения котировок. Но данные действия значительно нивелируют страны, не входящие в картель, которые повышают добычу сырья. В прошлом году нарастили добычу, к примеру, США, Гайана, Мексика, Бразилия и Канада.
В целом, глядя на динамику цен, можно сказать, что на глобальном нефтяном рынке ещё в конце 2023 года наступил профицит сырья. Это снова не рынок продавца, а рынок покупателя. Это, к примеру, подтверждает недавнее решение саудитов по снижению февральских отпускных цен для экспортной нефти (на фоне низкого спроса) сразу на 2 доллара за баррель. Причём, для покупателей из всех мировых регионов.
Ранее США и ряд их союзников в первый раз с 2016 года нанесли удары по Йемену. В следствие данной эскалации возобновился рост нефтяной цены. Котировка сорта Brent c 76 долларов поднялась до 80 долларов за баррель. Риск дальнейшей эскалации происходящего на Ближнем Востоке продолжает оставаться важным для энергетического рынка. Угроза перекрытия судоходства и, соответственно, поставок углеводородов по Суэцкому каналу и Красному морю ведёт к росту цены на нефть для конечных потребителей.
Так как мировая нефтяная торговля базируется на перевозках морем, то атаки хуситов на торговые суда привели, по факту, к объявлению неограниченной войны на море, созданию угрозы для мировой экономики и нарушению норм морского права. В связи с чем проведение военной операции оказалось неизбежным, так как бездействие обернулось бы резким ростом атак на торговое судоходство на всех уязвимых участках морских торговых путей.
Ракетные удары американцев и британцев по Йемену могут и не быть началом большой войны, а обычной карательной акцией против возомнивших о себе «террористов». Новоиспечённая коалиция призвала все торговые суда избегать Баб-эль-Мандебского пролива, что тоже подтолкнуло нефтяные цены вверх, так как из-за смены маршрута существенно увеличилось транспортное плечо для нефтеналивных танкеров.
Так или иначе, но с началом боевых действий союзников против Йемена ситуация на рынке начала меняться в пользу продавцов нефти. Случись данный инцидент в середине 2023 года, и взлёт нефтяных цен был бы ещё более существенным.
Судя по всему, котировки сорта Brent на среднесрочную перспективу останутся в диапазоне от 76 до 82 долларов за баррель. Превысит данную верхнюю границу уровень цен лишь в случае резкого разрастания конфликта ещё и на Иран или иные нефтедобывающие страны.
Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
Неограниченная война на море? Пока ее нет ещё.
Мне не понятно цены на мировом рынке вниз вверх, но в нутри страны каким образом влияет на цену бензина?