Цены на нефть продолжают расти в связи с событиями на Ближнем Востоке.
В январе 2024 года цены на нефтяную марку Brent ещё держались в районе 80 долларов за баррель, и это связывалось не только с действиями хуситов, но и с изменившимся балансом на рынке нефти, снова ставшим дефицитным в начале 2024 года.
Если в четвёртом квартале прошлого года глобальное нефтяное предложение было выше спроса на более чем 626 тысяч баррелей в сутки (б/с), то в первом квартале нынешнего года уже спрос прогнозируемо будет превышать предложение на почти 840 тысяч б/с. Ключевая роль в этом принадлежит усилиям государств ОПЕК+, сокративших квоты в январе 2024 года на 2,2 миллиона б/с.
2023 год продемонстрировал, что «осушение» нефтяного рынка оказывает благотворное влияние на размеры дисконтов по Urals. Если в начале второго квартала 2023 года среднемесячные размеры дисконта по Urals по отношению к Brent составляли более 26 долларов за баррель, то к концу третьего квартала 2023 года они снизились до менее 11 долларов. Одна из причин данного явления — всё то же решение государств ОПЕК+, принятое весной 2023 года, когда квоты альянса сократились на более 1,6 миллиона б/с, а с середины лета саудиты ещё и приступили к добровольному снижению добычи нефти на 1 миллион б/с.
По итогу, если в январе-марте 2023 года глобальное нефтяное предложение было выше спроса на более чем 1 миллион б/с, то в июле-сентябре данная разница снизилась до 160 тысяч б/с. Не удивительно, что в конце третьего квартала 2023 года среднемесячная цена марки Urals стала рекордной — свыше 83 долларов за баррель, — а среднемесячная цена на ту же марку дошла почти до 95 долларов за баррель. Тем не менее, уже в четвёртом квартале на рынке настала коррекция, вызванная ростом предложения за пределами ОПЕК+. По результатам этого средние цены марки Urals в конце 2023 года упали до менее 65 долларов за баррель, а марки Brent — до менее 78 долларов за баррель.
К числу определяющих факторов цен на нефть в 2024 году можно будет отнести торможение роста спроса. В сравнении с 2023 годом, когда глобальный нефтяной спрос вырос на почти 2 миллиона б/с, в нынешнем году данный рост прогнозируемо составит «всего лишь» чуть менее 1,5 миллиона б/с. Даст о себе знать исчерпанный потенциал восстановительного роста в сфере авиаперевозок. Если в конце осени 2022 года уровень глобального пассажирооборота в гражданской авиации фиксировался ниже аналогичного уровня за год до этого почти на 25 процентов, то в конце осени 2023 года данная разница снизилась до менее 1 процента.
Серьёзное влияние на нефтяном рынке будет оказывать рост предложения. Например, в Гайане, где к началу весны прошлого года, благодаря выходу на проектную мощность новых добывающих установок, а также объектов хранения и отгрузки нефти, уровень нефтедобычи вырос с 400 до 600 тысяч б/с. Другой пример — США, в которых прошлой осенью нефтедобыча перешагнула отметку 13 миллионов б/с в первый раз с начала ковида.
Тем не менее, нестабильный фон по геополитике не позволит котировкам снизиться дальше 70 долларов за баррель. В то же время, на протяжении большей части года средние цены на марку Brent будут превышать уровень в 75 долларов. Наличие региональных конфликтов будет держать рынок на том же уровне даже с учётом «привыкания» инвесторов к напряжённой геополитической ситуации. Вместе с усилиями государств ОПЕК+ это сыграет на поддержание марки Urals в районе уровня декабря и на сохранение размеров дисконта на уровне чуть больше 10 долларов за баррель.
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
прогноз дилетанта, нефть дешеветь,нефтепродукты на вн.рынке РФ дорожать
и бабке ходить не надо