Не так давно глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов анонсировал создание нового единого учебника по истории для 5-9 классов. Важность этой задачи, особенно в День России, переоценить трудно. Разумеется, жителям Крыма и Севастополя интересно, что из событий новой истории России, по мнению авторов, должно туда войти, и как будут отражены в школьной программе события Русской весны и возвращения Крымского полуострова в родную гавань.
Однако профессиональные историки уверены, что задача у нового учебника и у его создателей намного масштабнее простого добавления в школьную программу новых событий. Что именно предстоит сделать и какие ошибки прошлых лет нужно исправить, разбирался ForPost.
Без Крыма и Севастополя никуда
Учебники для 5-9 класса — это продолжение большого проекта Министерства просвещения России в рамках принятых полтора года назад изменений в закон об образовании, в соответствии с которым разработаны единые федеральные программы, в том числе по истории. Об этом напомнила в беседе с ForPost зампредседателя комитета Совета Федерации России по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.
По её словам, федеральная программа предусматривает издание единых учебников для всей страны. Учебная литература для 10-11 классов уже издана, по ним школы всех регионов начали работать с 1 сентября 2023 года. Теперь на очереди учебник для 5-9 классов.
«В этой связи мы считаем очень важным, чтобы федеральные учебники, которые издаются для всей страны, обязательно проходили экспертизу, — подчеркнула сенатор от Севастополя. — Научно-методический совет есть при министерстве просвещения, но, с нашей точки зрения, очень важно, чтобы была экспертиза и Академии наук, чтобы это стало обязательным. Соответствующий законопроект нами внесён сейчас в Государственную Думу».
Кроме этого, продолжила собеседница ForPost, профильное федеральное министерство разрабатывает курс по родной истории субъектов РФ. Сейчас пилотный проект работает в трёх десятках регионов, в число которых, правда, ни Республика Крым, ни Севастополь не вошли. Однако с 1 сентября 2025 года этот курс станет обязательным в школах по всей стране.
«Серьёзная работа в этом направлении уже ведётся, но главное, чтобы она была эффективной, — подчеркнула Екатерина Алтабаева. — Это важно, потому что, например, история Севастополя и Крыма, — неотъемлемая часть истории России. Мы понимали это тогда, когда наши субъекты входили в состав Украины. И та исковерканная парадигма истории, которая представлялась в школьных и университетских учебниках Украины, была просто бедой: нормальное мировоззрение у учащихся сложиться не могло».
Именно это понимание стало толчком к тому, что в Севастополе ещё в украинскую бытность появился свой учебник по истории города-героя и уроки севастополеведения: важно было со школьной скамьи показать маленьким севастопольцам место и роль их малой родины в мировой и отечественной истории.
Разумеется, в новых федеральных учебниках необходимо обязательно уделить внимание событиям, происходившим на Крымском полуострове, считает Екатерина Алтабаева.
«Республика Крым и город федерального значения Севастополь — это особенные части Российской Федерации, которые всегда, на протяжении не веков даже, а тысячелетий, играли очень важную роль в причерноморской зоне, — напомнила она. — Здесь происходит история, которая из столетия в столетие даёт яркие и значимые события, известные каждому. А сколько деятелей культуры, политики и военного дела тесно связаны с прошлым нашего региона. Поэтому как любой учебник по истории России может обойтись без Крыма и Севастополя?».
Несомненно, главы, посвящённые истории Крымского полуострова, должны быть интегрированы в общую историю государства. Такое мнение в разговоре с ForPost высказала кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории филиала МГУ в городе Севастополе Надежда Катамадзе. Однако, по мнению специалиста, выделять историю Крыма в отдельные параграфы нет необходимости.
«Если тему Крыма поднимать в учебнике, то надо рассмотреть все ключевые события, связывающие историю Крыма с историей России, и чётко объяснить их значение. К примеру, какую роль играло крещение князя Владимира именно в Херсонесе, на Крымской земле — это и есть наша пуповина, наша духовная завязь. Почему всего через 70 лет после присоединения Крыма к Российской империи так отчаянно обороняли русские воины Севастополь в Крымскую войну, в чём природа этого народного подвига. Какую роль сыграл Севастополь в промышленной, культурной истории императорской и советской России», — привела примеры Надежда Катамадзе.
Масштабная задача
Однако на самом деле, перед авторами нового издания, по мнению историка, стоит более масштабная задача — создать единую концепцию русской истории, которая будет изложена в учебниках для средней школы. По словам собеседницы, этого не сделано до сих пор, потому что за последние сто лет произошли два серьёзных разрыва в осмыслении отечественной истории: в 1917 и 1991 годах.
«Русская история в XIX веке осмысливалась в русле государственно-охранительной концепции. Научная традиция, прерванная в определённой степени после Октябрьской революции, была восстановлена по итогам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Тогда историки-фронтовики вернули в историческую науку и учебную литературу смыслы и идеалы тысячелетней истории государства Российского, которые закладывались корифеями нашей истории — Карамзиным, Соловьёвым, Ключевским. Внимание исследователей было сфокусировано на народе как на главном носителе государственного и охранительного сознания», — пояснила историк.
Однако с распадом Советского Союза некоторые учебники по отечественной истории были переписаны: в их основу легли советские издания, но уже без идеализации революционного начала нашей истории. При этом, по мнению Надежды Катамадзе, история государства в целом переосмыслена не была.
«Свобода творчества у учёных-историков существовала всегда, даже в Советском Союзе. Другой вопрос, был ли историк способен на это творчество: многие выбирали комфортный и несложный путь конъюнктурщика в науке и образовании. И при интерпретации современной советской истории добровольно следовали «партийной указке», — признаёт кандидат исторических наук.
Впрочем, это не значит, что современники не достигли понимания нашей истории.
«Симптоматично, что самый глубокий текст по истории XX века — «Музыка как судьба» — написан не историком, а композитором Георгием Свиридовым. Хотите узнать, что произошло в XX веке — читайте Свиридова», — посоветовала учёный.
Отказаться от западного влияния
Что касается авторов новых учебников после 1991 года, то они либо были не способны, либо не хотели переосмысливать события новейшей истории. Зато некоторые из них, по словам Надежды Катамадзе, пошли «по пути радикализации»: так в российскую науку были привнесены концепции западной советологии, например, концепция тоталитаризма. Из-за этого, считает историк, произошли перекосы в понимании прошлого.
«В итоге мы отказались от государственно-охранительной точки зрения, при которой существуют два центра силы — народ и государство. Мы перестали верить в свои силы и в своё величие, избегали ответов на вопросы о природе победы советского народа в Великой Отечественной войне, о природе и истоках промышленного рывка, обеспечившего нам технологический суверенитет, — подчеркнула Надежда Катамадзе. — Смешно, но согласно западным социологическим выкладкам, самый лучший и эффективный правитель в российской истории — это Борис Ельцин. Здесь западные коллеги не лукавят: для них Ельцин точно лучше правителя-государственника. А для нас?».
Восстановить государственно-охранительную позицию в истории — непростая задача, считает историк. Сегодня отдельные историки и научные центры проводят современные исследования, основываясь на богатом источниковом и историографическом материале. Благодаря этому были, к примеру, переосмыслены в положительном ключе фигуры Ивана Грозного, Павла I и других исторических личностей.
Но основная проблема заключается в том, что эти результаты научных исследований слабо или вовсе не отражены в школьных и вузовских учебниках.
«Учебная литература живёт сейчас по инерции, развиваясь по-старому, а историческая наука идёт по своему пути. И никак они не могут пока пересечься: тех, кто профессионально занимается научными изысканиями, неохотно допускают к подготовке учебников, а те, кто пишет учебники, как правило, далеки от системной научной-исследовательской работы и порой вовсе могут быть не знакомы с новыми исследованиями», — пояснила собеседница ForPost.
Работа в этом направлении может получить новый импульс благодаря специальной военной операции на Украине, считает собеседница. Ведь даже в сознании рядовых россиян, а не только экспертов-историков, возникают аналогии между СВО и Смутой XVII века или СВО и Великой Отечественной войной в XX веке, когда русский народ возвращался к понимаю того, что никто, кроме него, не сможет одолеть врага.
Пелагея Попова, Наталия Назарук
Фото автора, нейросеть Freepik/Арина Розанова|ForPost
Обсуждение (1)
"Кроме этого, продолжила собеседница ForPost, профильное федеральное министерство разрабатывает курс по родной истории субъектов РФ. Сейчас пилотный проект работает в трёх десятках регионов, в число которых, правда, ни Республика Крым, ни Севастополь не вошли. Однако с 1 сентября 2025 года этот курс станет обязательным в школах по всей стране."
Плюсом к "Севастополеведению"? Которое полностью дублирует историю РФ. Ладно б еще было краеведение: быт, традиции, кухня, природа, заповедники, музеи и т.д. Севастополя. Так нет же.
Зачем?! У детей и так при шестидневке по 5-6 уроков ежедневно. Плюс элективы, плюс классные часы, плюс "Разговоры о важном", плюс консультации учителей.
Все эти "замечательные идеи" в советское время реализовывались дома мамами и папами и закреплялись на классных часах, каждый из которых посвящался конкретной теме. Зачем еще один час сверху? В сутках 24 часа, детям еще нужно успеть в учреждения ДО, отдохнуть и сделать уроки. Про 9е классы слов нет вообще: им к ОГЭ готовиться нужно, особенног тем, кто уходит после 9 учиться дальше профессии.
Зачем?