Центробанк с 2015 г. будет проводить денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования, говорится в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015-2017 гг.». Регулятор не отказался ни от официальных сроков перехода к инфляционному таргетированию, ни от среднесрочной цели по инфляции: 4% к 2016 г.
Инфляционное таргетирование предполагает, что приемлемый уровень инфляции обеспечивается регулированием стоимости денег в экономике с помощью процентных ставок. Плавающий валютный курс — необходимое условие эффективного управления процентными ставками, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Валютная политика ЦБ изменится: до конца 2014 г. регулятор завершит переход к свободному курсообразованию.
С 2015 г. операционный интервал («коридор» допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины) и регулярные валютные интервенции, направленные на сглаживание колебаний курса рубля, будут отменены. Курс будет формироваться под влиянием рыночных факторов, что повысит адаптивность экономики к изменениям внешней конъюнктуры, пишет ЦБ. ЦБ, последние годы снижавший свое влияние на курс и лишь сглаживавший его колебания, не ожидает, что новые правила приведут к повышению волатильности курса. Вместе с тем регулятор заявляет о своей готовности осуществлять интервенции в случае возникновения угроз финансовой стабильности: «Подобные операции будут носить нерегулярный характер и рассматриваются Банком России как исключительная мера». Кроме того, ЦБ будет проводить интервенции для пополнения или расходования Минфином средств Резервного фонда.
ЦБ в течение последних лет постепенно отпускал рубль «на волю», расширяя интервал допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины (9 руб. с августа 2014 г.), «нейтральный» коридор внутри этого интервала, где ЦБ не проводит интервенций, и сокращая объем накопленных интервенций, который приводит к сдвигу операционного интервала. За январь — июль нетто-продажи валюты ЦБ составили $40,9 млрд, почти четверть из них ($11,3 млрд) пришлась на 3 марта. В результате границы операционного интервала за полгода были сдвинуты более чем на 3 руб. (до 43,4 руб. по верхней границе и 36,3 руб. — по нижней).
Ранее, заявляя о переходе к плавающему валютному курсу, ЦБ не исключал, что сохранит действующий сейчас принцип автоматических интервенций, формализовав условия, при которых они должны осуществляться. «Но какое это будет правило — закрытый коридор, как сейчас, открытый коридор или будет какая-то другая система, я пока утверждать не могу, у нас внутри ЦБ еще идут достаточно серьезные дискуссии», — говорила в феврале 2014 г. в интервью «Ведомостям» первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. «Есть два способа проводить эти интервенции: либо, что называется, ad hoc — когда возникает ситуация, то принимается решение, либо по определенным правилам. Считаем, что для нас все-таки более целесообразно установить правила», — говорила Набиуллина в феврале 2014 г.
Однако от формализации правил в итоге решили отказаться, в том числе на основе опыта, полученного в марте, когда решение Совета Федерации разрешить президенту ввод в войск в Украину вызвало шок на валютном рынке. ЦБ оставляет право вмешиваться в валютный рынок при возникновении угроз финансовой стабильности, но предусмотреть и описать все возможные критерии угроз невозможно, объясняет Набиуллина. Несмотря на то что у интервенций ad hoc есть недостатки, такой вариант более эффективен, считает она: «Иначе формализованное определение финансовой стабильности может дать ложный ориентир рынку — что вот только эти угрозы являются таковыми».
Ослабление рубля, рост волатильности финансовых рынков, торможение экономики вызвали сомнения в необходимости перехода к плавающему курсу рубля и инфляционному таргетированию — не спешить с этим призывал, в частности, министр экономического развития Алексей Улюкаев. Сложная ситуация — не повод отказываться от стратегических целей, а намерение ЦБ их придерживаться — не слепое следование каким-то доктринам или прежним планам, а осознанное и взвешенное решение, заявила Набиуллина: «Когда внешние условия для российской экономики ухудшаются, еще более важно создать благоприятные внутренние условия». Высокая инфляция повышает неопределенность, негативно влияя на производственные и инвестиционные планы, снижает благосостояние населения и стимулы к долгосрочным сбережениям и, в итоге, препятствует росту экономики, сказала Набиуллина: «Поэтому снижение инфляции и стабилизация ее на низком уровне является для нас приоритетом — как важнейшее условие формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста».
ЦБ не меняет ни среднесрочной цели по инфляции (4%), ни промежуточных целей: базовый прогноз предполагает инфляцию в 4,5-5% в 2015 г.,; 3,7-4,2% в 2016 г. Однако риски того, что инфляция окажется выше, достаточно высоки, признала Набиуллина. Так, вклад санкций и российских контрсанкций в инфляцию она оценила в 1,5 п. п. к середине 2015 г. (порядка 0,8 п. п. до конца 2014 г. и 0,7 п. п. — к середине 2015 г.), влияние введение налога с продаж добавит еще 1,5 п. п. (также неравномерно). Варианты прогноза, учитывающие сохранение санкций в 2015 г., увеличение налогов, незначительное снижение цены нефти, предполагают инфляцию в 6-6,5% в 2015 г. и 4,5-5% в 2016 г.
ЦБ не будет стремиться достичь целей по инфляции любой ценой в ущерб экономическому росту, объяснила Набиуллина, призвав различать цели и прогнозы: прогнозы могут меняться, фактическая инфляция — не совпадать с целевой. ЦБ в таком случае должен не менять цели, а разъяснять, почему они не достигнуты, говорит Набиуллина: частая смена целей равносильна постоянному изменению правил игры, что грозит потерей доверия и понимания проводимой ЦБ политики.
Ранее Минэкономразвития, обеспокоенное ужесточением денежно-кредитной политики из-за разогнавшейся инфляции, предложило ЦБ корректировать цели по инфляции в течение года, если они выглядят недостижимыми, и советоваться с правительством при принятии решений о ставках. ЦБ готов обсуждать вопросы денежно-кредитной политики с бизнесом, экономистами, аналитиками, активнее взаимодействовать с правительством, Набиуллина заявила о приверженности политике информационной прозрачности: «Таргетирование инфляции — это, по сути, политика открытых дверей: понимание денежно-кредитной политики, ее целей, задач и методов их достижения является основой для формирования доверия к ЦБ, что важно для поддержания инфляции на стабильно низком уровне».
В качестве еще одного шага к повышению прозрачности ЦБ рассматривает возможность публикации стенограмм заседаний советов директоров или информации, как проголосовал каждый из его членов, пообещала Набиуллина.