Старинное брусчатое покрытие, оставшееся в Севастополе на считанных улицах, раздражает многих автомобилистов, заставляя их снижать и без того невысокую из-за пробок и ограничительных знаков скорость. Дай им волю, «автомобильное лобби» с радостью заменило бы брусчатку асфальтом. Но не слишком ли много места в нашей жизни стали занимать машины? И что тогда останется от истории нашего города?

В туристических городах брусчатку — историческое наследие, создающее неповторимую атмосферу старинных тесных улочек — бережно хранят и тщательно ремонтируют при малейших признаках повреждений. В Севастополе дела с ней обстоят гораздо печальнее.
Драгоценного покрытия осталось совсем немного. На спуске Котовского мощение сняли, нет его больше и на ул. Адмирала Октябрьского. Небольшие кусочки истории, оставшиеся на улицах Кожанова, Советской и Кучера, уже давно не ремонтируются, расползаются и трескаются.
«Примечания» постарались взвесить плюсы и минусы мощения, проследить судьбу севастопольской брусчатки и ответить на сакраментальное «Что делать?».
По словам историка, автора серии книг по истории Севастополя, депутата Заксобрания Екатерины Алтабаевой, сохранить брусчатку — чрезвычайно важно.
«Сохранение любого объекта исторического наследия всегда требует дополнительных средств — будь то старинное здание или кусочек мощеной дороги. Но оно того стоит, потому что это и есть наш код, это часть нашей истории, без которой город перестанет существовать. Ведь даже фильмы о Севастополе снимаются по большей части на улицах с брусчаткой. Это замечательный фон, срез времени», — говорит Алтабаева.
Историк рассказала, что мостить город начали после Крымской войны. После того как Россия потерпела в ней поражение, по Лондонской конвенции иметь флот на Черном море России запретили, и Севастополь перестал быть военно-морской базой. Четверть века город был совершенно «мертвым»: средств не выделяла ни государственная, ни городская казна. Переломным моментом стал 1871 год, когда Россия добилась отмены запрета на флот. Севастополь вернул себе особый статус, вышел из состава Таврической губернии, а руководить городом стал градоначальник, подчинявшийся непосредственно императору. Это позволило Севастополю получать финансирование из государственной казны, город начал отстраиваться.
В 1875 году Севастополь стал коммерческим портом, пошлина от пришедших в гавань кораблей стала идти в городскую казну. В этот же год здесь появилась железная дорога. И уже в 1880-1890 годы город становится красивой южной столицей на Черном море. Само мощение в Севастополе началось по инициативе предпринимателя Лукомского, который получил подряд на мощение центральной части города.
«Сохранившаяся брусчатка — не просто часть истории Севастополя, это символ его возрождения. Такие вещи нельзя уничтожать. Было бы замечательно центральный городской холм сделать пешеходным», — говорит историк.
Основным минусом брусчатых дорог принято считать их пагубное влияние на подвеску машин. Однако тут мнения автомобилистов разошлись.
По словам одного из участников опроса, дело не в самой брусчатке, а в том, как ее укладывали: «Отремонтированные, правильно расположенные брусчатые камни куда лучше асфальта — они долговечны, при профессиональной подгонке не вредят подвеске, способны выдержать высокие нагрузки. Кроме того, это красиво. Но этим надо заниматься, а наша власть не готова. Положить асфальт ей намного проще».
Другого автомобилиста брусчатка раздражает. «По ней приходится ползти, иначе она убивает машину. Брусчатка красивая и атмосферная, но она уместна как памятник или элемент декора, но не как часть городской дороги».
«Брусчатку есть смысл оставлять только в пешеходных зонах или старой части города, — говорит третий водитель. — С городских дорог ее лучше убирать, так как она портит автомобиль, а зимой становится причиной ДТП».
Владельцев машин, конечно, можно понять. Но, во-первых, еще неизвестно, что больше раздражает жителей нашего битком набитого автомобилями города — страдающая подвеска или тряское брусчатое покрытие. А во-вторых, история города, которым мы так гордимся, — это не только памятники, но и те самые камни под нашими ногами, с которых 150 лет назад начинал восстанавливаться Севастополь.
Сохранить то немногое, что осталось — перенести в пешеходную зону или отремонтировать брусчатое полотно — очень важно. Махнуть рукой и забросить — проще всего. Но сможем ли мы тогда называть себя севастопольцами?!
Обсуждение (98)
Повторим судьбу Балтийска? Разберем брусчатку и продадим нашим "невероятным друзьям" ? А далее заменим на супер асфальт который можно потом латать всю жизнь???
Львов весь в брусчатке и никому это не мешает.. Нечего гонять в населённом пункте вообще не более 60 км положено. Прекрасно на Котовского брусчатка лежала ..положили дерьмо какое-то..старинную попАм "подарили" оно конечно -все заинтересованные при деньгах. Электорат в заднице.
Голосующих за "Заменить на асфальт" - вычислить и депортировать.
Понаехавшие руки прочь от истории города.
Вашим машинам по 5 лет, а брусчатке в сто раз больше.
вспомните спуск Котовского. Заменили брусчатку, что там теперь???
to Александр Царицын (Севастополь)
Попам подарили брусчатку с Октябрьского, а с Котовского радует глаз французов...По 3 евры штука!(рассказывали)
Понятно, что есть места, где за десятки лет брусчатку подмыло, где-то дорога просела, где-то кирпич вылетел. Ну ведь это все можно подправить, отреставрировать, по уму переложить и брусчатка еще сто лет простоит.
Кто остановит мародеров?Уже до брусчатки добрались.
Проще и дешевле выборочно отремонтировать брусчатку,чем
вечно ремонтировать стабильно разрушающийся асфальт.
Конечно,снятую брусчатку с выгодой для себя продают мародеры.В этом причина их "заботы о подвесках".В южном
городе с плавящимся от жары асфальтом выгоднее и красивее
иметь мощеную брусчаткой мостовую,как в европейских городах.Преступно и глупо не ценить того,что имеем.
В южной Италии современные автомобили все еще ездят по фрагментам римских дорог. Никому и в голову не придет, ремонтировать, так сказать такую дорогу.

В российских городах брусчатка сохраняется. На фото существенно более древнее покрытие центральной площади в Суздале. Эти булыжники никому там не мешают.
Голосующих за Заменить на асфальт - вычислить и депортировать. Понаехавшие руки прочь от истории города. Вашим машинам по 5 лет, а брусчатке в сто раз больше.
вспомните спуск Котовского. Заменили брусчатку, что там теперь???
оставьте брусчатку в покое!!! уже и так всё что можно разворовано!!
Не спроста такой вопрос поднят.. Закинули удочку, так сказать.
Так и хочется спросить какая н.й подвеска? Брусчатка это самое ровное что есть в Севастополе, к тому же она ежегодного ремонта не требует; может в этом и вся проблема?
Реально осталось 2 закоулка где сохранилась брусчатка и все равно кто то спит плохо из за этого.. подвеску вспомнили.. Вы про подвеску вспоминайте на 5ом где развязку еще лет 10 делать будете..
За брусчатку.
В Калининграде брусчатка объявлена охраняемой зоной. В Германию специально отправляют мастеров для обучения кладке. Ремонтируют сразу, если где-то начинает разрушаться. Относятся очень бережно. У нас же стараются разграбить по-скорее. Сколько улиц лишилось этой "вечной мостовой". Где собираются с ветерком ездить? По узким улочкам центра? Там пешком ходить надо! Ходить и думать, как сохранить то, что осталось!
Не много ли места занимают машины в нашей жизни? *Вы представляете что происходит? Люди под землей бегут-в метро,по подземным переходам,а машинам-широкие улицы,машины-на воздухе (с)
Изобрели лифты чтоб по лестницам не подниматься,машины чтоб пешком не ходить,пульты дистанционного управления чтобы,извините,задницу от дивана лишний раз не отрывать и при всем этом они-естественно- ходят невероятно долгой жизни...
А может золотая середина? Метр дороги по краям оставить брусчатый, а основную проезжую часть даже не в асфальт а в БЕТОН что бы на века.
Если денег хватило на машину, то и на ремонт подвески хватит денег. Слишком много хотелок у автомобилистов, и подавай им парковку на Нахимова, и на тротуарах паркуемся(хотя тротуар не является проезжей частью никак вообще), теперь и брусчатка им мешает.
А может золотая середина? Метр дороги по краям оставить брусчатый, а основную проезжую часть даже не в асфальт а в БЕТОН что бы на века.
Золотая середина это когда 50/50 )) То есть допустим 6 метров дорога в шить, получается по полтора метра с краям брусчатка)))
to narumbol (Севастополь) to Александр Царицын (Севастополь) Попам подарили брусчатку с Октябрьского, а с Котовского радует глаз французов...По 3 евры штука!(рассказывали)
Для любителей потрандеть.Брусчатка с Котовского в Инкерманском монастыре и в Свято- Никольском храме в Камышах. А то что Брусчатка дорогая, это да, во Львове 50-70 $ метр.
Брусчатку с Октябрьского Ссылка передали на хранение КП "ДЭУ" и храмам, власти не удосужились тогда даже правильно посчитать количество демонтируемой брусчатки, попы попросили 1000 квадратов, власти согласились и на эту просьбу отгрузили 1000 кубов Ссылка, а отсыпка строящихся тогда дорожных развязок содержит и ту брусчатку, ближайшим частникам брусчатку самосвалами предлагали.
Куницын передал брусчатку духовенству Херсонеса и Инкермана: "По словам Сергея Куницына, здесь не будет асфальта – на место старой брусчатки, которая уже демонтирована, ляжет специальная плитка с противоскользящим эффектом. Кстати, брусчатка тоже найдет применение: по ходатайству духовенства она передана для мощения дорог в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» и Инкерманском монастыре. Согласование передачи плитки Инкерманскому монастырю Сергей Куницын подписал здесь же, на строительной площадке". Ссылка
Брусчатка с ул. Степаненко, спуска Котовского вся сохранена и пойдёт на ремонт Советской (Суворова?), Суворова, Кучера - по А. Галкину. Ссылка
Ссылка
Ценнейший исторический материал который при бережном,разумном подходе к его укладке, шлифовке и правильному размещению, практически не ограничен по срокам сохранения памяти создания и возрождения Севастополя. Конечно в силу своей конструктивной особенности он не везде соответствует современному ритму жизни, но в Севастополе еще полно уютных уголков которые он бы мог украсить.
Переложить диоритовую брусчатку и она ещё 100 лет прослужит без особого ухода а экономисты пусть высчитают эффект. Мой пращур возил этот камень, из карьеров под Симферополем, мой сын это знает и его дети будут знать.
Мне плевать на подвеску моей машины. На чужую тем более. Не трож брусчатку
Да "подвеска"-просто отмазка.Просто нашлись покупатели на брусчатку.
to 55555 (Севастополь) Брусчатку с Октябрьского Ссылка передали на хранение КП ДЭУ и храмам7ередана для мощения дорог в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» и Инкерманском монастыре. Согласование передачи плитки Инкерманскому монастырю Сергей Куницын подписал здесь же, на строительной площадке .
Именно такой расклад по брусчатке и был, хотя что-то могли и покусочничать.
А брусчатку сохранить обязательно.
Хотите оставить булыжники - приведите их в порядок.
В Греции тоже референдум провели!А толку?
В том виде, в котором сейчас мостовые с брусчаткой оставлять нельзя.
Или закатать в асфальт (если руки из задницы) или привести в порядок (демонтировать, обработать, уложить РУКАМИ из плеч!).
А сколько бабла можно распилить на ежегодном перекладывании...
Слабо брусчатку переложить чтоб было как 70 лет назад
ровная и красивая
привести в порядок (демонтировать, обработать, уложить РУКАМИ из плеч!). А сколько бабла можно распилить на ежегодном перекладывании...
именно так и не иначе
to jeka.eee.12 (Севастополь) А может золотая середина? Метр дороги по краям оставить брусчатый, а основную проезжую часть даже не в асфальт а в БЕТОН что бы на века. Золотая середина это когда 50/50 )) То есть допустим 6 метров дорога в шить, получается по полтора метра с краям брусчатка))) Ну или направление вверх асфальтное, а вниз брусчатое. Или выложить пешеходные дорожки брусчаткой или площадки пол парковки (там все равно движения нет, а вид останется).
СОХРАНИТЬ !!!
а если руки из (!) , то никакой асфальт не поможет! Верните улице Маяковского пешеходный статус и замостите брусчаткой, которую можно снять с Кожанова, т.к. она там совершенно убитая из-за бесхозности...
to petrowich (Севастополь) to 55555 (Севастополь) Брусчатку с Октябрьского Ссылка передали на хранение КП ДЭУ и храмам7ередана для мощения дорог в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» и Инкерманском монастыре. Согласование передачи плитки Инкерманскому монастырю Сергей Куницын подписал здесь же, на строительной площадке . Именно такой расклад по брусчатке и был, хотя что-то могли и покусочничать. А брусчатку сохранить обязательно.
Верю, что храмам часть досталась, может, и в ДЭУ часть лежит. Жаль, что не считали брусчатку толком, кубы с квадратами путали, часть выкинули. На Нахимова хороша бы была брусчатка, на крутых спусках, на коротких спусках, везде, где чем меньше скорость, тем лучше, в исторических местах. В монастырях и храмах.
Если брусчатка способствует сохранению скоростного режима автотранспорта, то нужно замостить ею все улицы города, да и держится она лучше нашего асфальта, который кладут мало того что без соблюдения технологии так еще и неизвестно какой марки
А можно и то и другое?
to 55555 (Севастополь)
Внизу на Восставших около заправки ее родную и складировали. И тут же вывозили Камазами нувориши местные в свои особняки. Им же нужнее экологически чистые стройматериалы, имперский экстерьер.
А мы, даже проезжая в своих авто, дышим вредными парами раскаленного асфальта.
Однозначно За брусчатку!
Заменили уже брусчатку на Котовского, с хороших старый камней на фикцию, которую каждый год дождями вымывает
to petrowich (Севастополь) Для любителей потрандеть.Я за что купил, за то и продаю,Пертроуистчь...(в скобках тоже можно читать
) 


Ежели лично бух-галтеру нарукавники одевали, - моё вам респектище...
Я сам автомобилист, поэтому хочу довести до нервных собратьев, что брусчатка не наносит никакого вреда подвеске.




Это у вас просто нервишки шалят ОТ ОДНОГО ЗВУКА, езды по брусчатке.
А вот выбоины на асфальте реально разрушают подвеску.
Не трогайте севастопольскую брусчатку!!!!!

Её ещё евроработяги клали-пленные фрицы!!!
Боитесь ездить, ставьте на свои унитазы высокопрофильную резину и будет ваша подвеска служить дольше!!!
Брусчатку сохранить однозначно! Но привести ее в порядок и тогда подвески не будут страдать.
Помню,как специалисты ремонтировали спуск к вокзалу. Дорога была - асфальт отдыхает.
И еще. Разыщите камень,снятый Куницыным и положите его на исторически ценных улочках Севастополя.
Не читал ни одного поста. Конечно - сохранить. Я автомобилист . 25 стаж. Я презираю самого себя за то , что оказался таким слабаком , который не смог уберечь от грабежа , дороги Севастополя. Сколько ворья надо , забаните ? - расстрелять. А подвески мы и на асфальте разобьём. А восстановить то . что было - ... Сталина надо. А Сталин - это страшно . Что-то мне забухать захотелось.
to Галина Николаевна (Севастополь)
Разыщите камень,снятый Куницыным и положите его на исторически ценных улочках Севастополя.


Тут дело даже не в старине.Брусчатка не даёт скользить как на асфальте.Поэтому и клали её на спусках.
Лучше убить подвеску,чем убиться об столб...
К-5 (Севастополь)
Умничать не надо. Я обращаюсь не к Вам, а к людям, которые знают на каком складе она лежит. Куницын не успел ее всю продать.
А где опрос-то? Или закончился? Одни результаты.
Конечно, за брусчатку! Её надо выкорчевать и переложить снова, подогнать друг к другу. Такая брусчатка мало где сохранилась. И где брусчатка, которую Куницын снял? Пусть вернёт! Была бы моя воля, я бы ещё на ул.Адмирала Октябрьского брусчатку положила, от пл.Восставших вниз. Никогда не забуду, как в феврале 2010 года там троллейбус развернуло и он вниз пополз. А там мы в автобусе стояли, с Новороссийской разворачивались. Ощущение не из лучших.
to aquila (Севастополь)
А номер того тралика был 2222, он до сих пор ходит по городу!
to К-5 (Севастополь)
Ему повезло. И нам тоже )) А мне - так особенно. Как раз на день рождения ехала в офис с тортом, отец помогал доставить. Ну, думаю, тут и закончится наша жизнь. 3 февраля это было. Даже фотографию нашла, сохранила себе.
Интересно, что делала историк, автор серии книг по истории Севастополя Екатерина Алтабаева тогда, когда ещё не было поздно?
Сохранить оставшуюся и поискать пропавшую, попробовать вернуть и наказать воров.
to MichaelN (Севастополь)
оставили бы брусчатку в покое лучше бы дорогами занялись или кому то из чинуш брусчатка на вилле своей понадобилась Достали вы дерьмоработники
СОХРАНИТЬ !!! а если руки из (!) , то никакой асфальт не поможет! Верните улице Маяковского пешеходный статус и замостите брусчаткой, которую можно снять с Кожанова, т.к. она там совершенно убитая из-за бесхозности...
вот только и осталось там брусчатка еще немного на Гоголя во дворе где раньше мед продавали а также с Центрального рынка на Частника там кусок еще есть и по моему все Давайте доломайте ручонками своим радетели наши доморощенные ворюги недоделанные
to Банщик Тут дело даже не в старине.Брусчатка не даёт скользить как на асфальте.Поэтому и клали её на спусках. Лучше убить подвеску,чем убиться об столб...
нет Сергей В мокрую погоду меня на Кожанова хорошо протащило когда пацан за пять метров выскочил на дорогу
Проголосовал за асфальт,брусчатка у нас по улицам в плачевном состоянии,а если затеют ремонт(когда нибудь потом) то продадут и закатают в непонятную фигню типа асфальт,нормальных дорог по пальцам одной ноги....
прощай брусчатка как решили чинуши так и будет и ни у кого они не будут спрашивать тем более у горожан
Лично для меня убрать брусчатку все равно что снести памятник Ленину.Это история и трогать ее не надо.
у нас все дороги в городе были раньше после войны в брусчатке
Как не вспомнить того румына, что через 60 лет приехал в Севастополь и, плача, на коленях целовал эти камни, которые после войны укладывал будучи пленным?
Это для тех кто изуродовал наши клумбы на площади Ушакова и Революции
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
а еще румыны венгры немцы строили дома проводили коммуникацию притом так что еще очень много осталось после них и в очень хорошем состоянии и нге дай бог прикоснуться сегодняшним чинушам своими погаными ручонками до коммуникаций это будет полный писец и для нас и для бюджета..............фундаменты домов по Музыке и Супруна делали немцы коммуникации там же но к сожалению уже Советская власть в 80-х туда влезла а коммуникации на Куликах еще ручонки их не долезли
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
еще брусчатка осталась почти полностью на Советской -горке
to Turn
Спасибо за снимки старого города.
...вот только и осталось там брусчатка еще немного на Гоголя во дворе где раньше мед продавали...
Нет, есть ещё места. Вот, например,
и вот,
и вот
И т. д.
Но это всего лишь жалкие остатки:-((.
to Turn Это для тех кто изуродовал наши клумбы на площади Ушакова и Революции
(Автор не я).
Неужели важнее нет темы для депутата или уже есть проект замены брусчатки на этих улицах? Тогда, покажите, а-то лишний шум подняли. Из прошлого города лучше бы вспомнили про мост по совр. ул. Октябрьского. По-моему, это было очень удачное решение, а сейчас там перекресток и вечные пробки:)
Неужели важнее нет темы для депутата или уже есть проект замены брусчатки на этих улицах? ...лучше бы вспомнили про мост по совр. ул. Октябрьского. По-моему, это было очень удачное решение, а сейчас там перекресток и вечные пробки:) Сколько интересных и, на мой взгляд, толковых проектов по решению проблем пробок есть у архитектора Григорьянца. Но почему-то никто не хочет их рассматривать.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Нет, есть ещё места. Вот, например,Третья и последняя фотография - ул.Суворова, фото с собачкой - ул. Кожанова (?)
Опрос у меня не работает.
Я автомобилист, но вопрос для меня вообще не стоит - брусчатку оставить!
А вот дешёвку, которой замостил город Куницын - убрать!
to aquila (Севастополь)
С собачкой - Керченская/Демидова.
А вот ещё
Узнаёте?
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Еще у Вас была красивая фотография с брусчаткой на выходе на Б.Морскую в вечернем освещении.Одна из
прощальных фотографий перед Яцубинской перекладкой
ул.Адм.Октябрьского в 2012.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Самое нижнее фото-подъем с ул.Очаковцев на ул.Кулакова
к "Югрыбтехцентру".А за забором-позорный
недострой в центре города,возведенный с нарушением
всех норм градостроения.Памятник коррупции.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Самое нижнее фото-подъем с ул.Очаковцев на ул.Кулаковак Югрыбтехцентру .Да. А первая - это улица Фрунзе, на которой всего один дом:-).

А на ул. Октябрьского мне очень больно смотреть. У меня оттуда несколько снимков. Это в дождь
По-моему, отлично брусчатка там лежала.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Да,убили красоту и историю.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Да,убили красоту и историю.
to прагматик (Севастополь) Неужели важнее нет темы для депутата или уже есть проект замены брусчатки на этих улицах? Тогда, покажите,
Смотрите.
Перечень объектов капитального ремонта автомобильных дорог на 2015 год:
1. Капитальный ремонт улицы Богданова
2. Капитальный ремонт улицы Фрунзе
3. Капитальный ремонт улицы Маячная
4. Капитальный ремонт улицы Астана Кесаева
5. Капитальный ремонт улицы Суворова
6. Капитальный ремонт улицы Генерала Острякова (от "Славянского" рынка до ул. Генерала Хрюкина)
7. Капитальный ремонт Фиолентовского шоссе (на участке от ул. Вакуленчука до Камышового шоссе)
8. Капитальный ремонт Фиолентовского шоссе до ул. Шабалина (на участке от ул. Отрадная до ул. Шабалина д.10)
9. Капитальный ремонт моста на дороге «Гончарное – Ялта», км 8+457
И ул. Фрунзе, и ул. Суворова - это исторический центр (Городской холм).
Во времена правления Куницына в Севастополе - брусчктку вывозили на благоустройство дорог к домам властьимущих.
...убили красоту и историю. А это,
ТУРЗ (Севастополь-Вифлеем) , ...2. Капитальный ремонт улицы Фрунзе 5. Капитальный ремонт улицы Суворова...уже стирание Города с лица земли. Значит, этого
мы больше уже никогда не увидим. А, может, оно и вправду некрасиво? Может, это мы - извращенцы?
Для современных домов и дорог вокруг города места немерено, а историческую часть не надо трогать. Обидно,если наши внуки не увидят город таким , каким его видели мы. Красивым, уютным, ИСТОРИЧЕСКИМ ШЕДЕВРОМ. Ведь такого города на земле больше нет.
Недавно тут красиво рассказывали по дотошных следователей СК. А могли ли бы они "по следам брусчатки" выявить и ПОСАДИТЬ воров-коррупционеров?
ШУТКА, КОНЕЧНО.
Кстати, напомню коллегам исторические названия улиц, о которых упоминается в разговоре.
Советская - Чесменская
Фрунзе - Адмиральская
Суворова - Соборная
Демидова - Перелешинская (по имени П. А. Перелешина, участника Синопского боя и первой обороны Севастополя).
Надеемся, исторические названия будут этим и другим "переименованным в честь ...", возвращены.
Значит, этого мы больше уже никогда не увидим. Всё вернётся на круги своя. Верный ленинец Н.С.Хрущёв уже потирал руки, ожидая уничтожения нашего Владимирского собора усыпальницы адмиралов. Не стало любителя кукурузы, а собор стоит.
И нынешних властителей переживёт.
Значит, этого мы больше уже никогда не увидим. Всё вернётся на круги своя. Верный ленинец Н.С.Хрущёв уже потирал руки, ожидая уничтожения нашего Владимирского собора усыпальницы адмиралов. Не стало любителя кукурузы, а собор стоит. И нынешних властителей переживёт.Но ТОЙ самой брусчатки мы уже, наверное, не найдём. Мне подарили два камешка с Октябрьского. Такие тяжёлые, с малахитовым оттенком... Говорили, что в 2012 году, когда их сдирали, один стоил 7 долларов.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Да, узнала. Первая ул.Фрунзе. Она у меня вот в таком виде есть

А вторая - переулочек между Очаковцев и Кулакова у институту. Никак не называется.
to aquila (Севастополь)
Да. Верно.
А вот ещё.
Узнаёте места?
А эта просто очень нравится. Такая хорошая собачка там жила. А, может, и сейчас живёт:-).
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Мне очень понравилось и запомнилось Ваше фото мокрой брусчатки с
цветной подсветкой от светофора и кленовым листом в 2012.
to strelec (Севастополь)
Не оно?
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Что-то мне вспоминается подъем у перекрестка на Б.Морскую
у светофора.Но это тоже здорово.Спасибо!
to strelec (Севастополь)
Это на драконий хвост похоже:-).
Что-то других не нахожу. Очень стал большим архив.
Спасибо Вам.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Спасибо Вам,что успели запечатлеть нашу историю!
"Она ушла негромко,по-английски"
В.С.Высоцкий
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Это ул.Суворова. Если идти от Б.Морской - по правой стороне. Побежать, завтра свериться ?..
Во втором больше уверена - Суворова, на перекрёстке с Володарского. Там стоит этот столбик угловой, от него начинается ограда. Ув.strelec (Севастополь) прав.
Нет, верхний не Суворова. Наклон улицы не тот. Это может быть Кучера. Я на Кучера редко бываю, больше по Суворова хожу. Завтра специально сбегаю, посмотрю. Фотоаппарат возьму. Может, еще что-то запечатлею. А то как начнут капитально ремонтировать - пиши-пропало.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Мне подарили два камешка с Октябрьского. Такие тяжёлые, с малахитовым оттенком... Говорили, что в 2012 году, когда их сдирали, один стоил 7 долларов.
Потому и сдирали...
Кому интересно, наберите в поиске "Manhattan cobblestone streets"
to aquila (Севастополь)
1. Двор на Б. Морской, напротив кафе "Безумное чаепитие". Вот не записываю я номера домов, около каких снимаю, а делать это надо обязательно.
2. Да, это улица Кучера.
3. С собачкой Погорная/Партизанская. Это вообще моё любимое место съёмок
А вот ещё
Если поискать, можно найти ещё много подобных мест, но всё это КУСОЧКИ. На мой взгляд, целостного ансамбля Старого Центра из них уже не сложить:-(.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Б.Морская, 12. Там рядом "Источник" в 10-м доме, у меня там подружка живёт )) У них вообще этот двор шедевральный
Фотографии исчезли, жаль. А не должны были
to testdrive98 (Севастополь) Повторим судьбу Балтийска? Разберем брусчатку и продадим нашим невероятным друзьям ? А далее заменим на супер асфальт который можно потом латать всю жизнь???
to кора*белка (Севастополь) В Калининграде брусчатка объявлена охраняемой зоной. В Германию специально отправляют мастеров для обучения кладке. Ремонтируют сразу, если где-то начинает разрушаться. Относятся очень бережно. У нас же стараются разграбить по-скорее. Сколько улиц лишилось этой вечной мостовой . Где собираются с ветерком ездить? По узким улочкам центра? Там пешком ходить надо! Ходить и думать, как сохранить то, что осталось!to Банщик Тут дело даже не в старине.Брусчатка не даёт скользить как на асфальте.Поэтому и клали её на спусках. Лучше убить подвеску,чем убиться об столб...
to кора*белка (Севастополь)
Ох, не всё просто и в Калининграде. Там тоже за брусчатку приходится бороться во всех смыслах.
«Технологичность» нашего бытия стало главным фактором для всех наших прижимистых коммунальноозабоченных лиц. И все , конечно, норовят идти по проверенному «лёгкому» пути . С попутным личным обогащением непременно. «История» так не накормит.
И , увы, у нас ни один милитаризованный по факту город эту проблему не ставит во главу угла. Здоровье и красота – не главный фактор.
Это ж ведь не просто размеренная жизнь в песенных «узких улочках Риги» под какой-то там уютный шёпот гулких столетий.
Кстати, профи говорят, что на брусчатке танки уж очень заносит на поворотах. Даже спокойный парад у Кремля - это испытание для механиков-водителей.
http://www.baltijsk.net/index.php/20120426306/in-news/lr-260412.html
Да, вот центр Балтийска стало резко подтапливать
Именно после закатки главной улицы в асфальт.
Вот и проблемы с нашими Котосами резко обострились после «обновления» улицы.
http://chernyaxovsk.klops.ru/news/obschestvo/100186-v-chernyahovske-demontiruyut-bruschatku-s-500-letney-istoriey
http://yopolis.ru/appeal/7938
http://www.klgd.ru/kiosk/detail.php?ID=117327
http://exclav.ru/sobyitiya/kaliningrad/bruschatku-v-kaliningrade-hotyat-sohranit-menee-20-zhi.html
http://rugrad.eu/realty/news/598376/
to aquila (Севастополь) Б.Морская, 12. Там рядом Источник в 10-м доме, у меня там подружка живёт )) У них вообще этот двор шедевральный Да, да!! :-) Я его постоянно фотографирую. Но и его уже испохабили.
Фотографии исчезли, жаль. А не должны были А у меня видно. Но потом они всё равно исчезнут, однако не навсегда. Их всегда можно будет посмотреть, только я не знаю, как именно. Надеюсь, кто-нибудь подскажет.
А вот это остатки брусчатки на улице Варшавской
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) А вот это остатки брусчатки на улице Варшавской
Ох , "наводите" Прафессионалофф сбыта ....
Уж они-то сумеют коммунхоз и службы "озаботить" и экскаваторы вовремя подогнать.
to gevic (Sevastopol) to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) А вот это остатки брусчатки на улице Варшавской Ох , наводите Прафессионалофф сбыта .... Уж они-то сумеют коммунхоз и службы озаботить и экскаваторы вовремя подогнать.Да я уж тоже подумала:-(((...
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Появились. Глюк был на сайте. ))
Вспомнила, как рассказывали харьковские друзья про свою площадь Свободы. У них там тоже брусчатка уж очень древняя, еще с имперских времён. Кажется, немцы хотели купить за баснословные деньги. Харьковчане не отдали, сказали: это наша брусчатка, и она будет лежать в нашем городе. Вот так
to aquila (Севастополь)
Тогда вот
Ещё немного
Булыжную мостовую на В. Кучера уничтожили, заменив исторический булыжник на дроблёнку!!!!!!!!!!!!!!! Вот какая "реставрация" мостовых уготована городу.