Непривычно тёплая даже по крымским меркам зима приводит к неожиданным последствиям. Местным жителям приходится не только доставать из гардероба весенние наряды, но и сталкиваться с типичными для маёвки проблемами в виде клещей.
Почему опасные членистоногие вышли из спячки так рано и о каких глобальных процессах это говорит, ForPost рассказал профессор Института биохимических технологий, экологии и фармации КФУ им. В.И. Вернадского Сергей Иванов.
По словам учёного, жизненный цикл клещей сильно зависит от температуры окружающей среды. По этой причине холодное время года паукообразные проводят в спячке, скрываясь от лишних глаз в лесной подстилке или между камней. Но нынешняя зима стала исключением.
«В этом году очень тёплая зима, в декабре и январе больше половины дней температура воздуха была выше +10 градусов. Для клещей такие условия означают время начала активности. Вот они и активничают», — поделился Сергей Иванов.
Как отметил биолог, во время выхода из зимней спячки клещи наиболее энергичны. Это обусловлено тем, что после длительного «отдыха» членистоногим нужно пополнить запасы питательных веществ и воды в организме. Летом, во время жары, клещи ненадолго снизят свою активность, но вновь вернутся осенью, чтобы подготовиться к зимовке.
И хотя из-за одежды подкормиться за счёт людей сейчас будет непросто, без питания опасные паукообразные не останутся. Как объяснил Сергей Иванов, людям клещи часто предпочитают небольших теплокровных животных — белок, ежей, кошек или собак.
«Обычно клещи просыпаются в конце марта — начале апреля. А сейчас проснулись зимой. Конечно, это аномалия. Вообще, для Крыма настолько тёплые зимы не характерны. Нынешнюю погоду объясняет глобальное потепление, а значит, в дальнейшем это может повторяться и превратиться в тенденцию», — подытожил учёный.
Напомним, минувшее лето оказалось рекордным для севастопольских и крымских клещей. Как сообщал ForPost, за сезон на полуострове было выявлено 60 случаев заболевания иксодовым клещевым боррелиозом и 2 случая клещевого энцефалита. Это значительно больше, чем в 2023 году, когда боррелиозом заболело 45 человек, а случай клещевого энцефалита был всего один.
Елена Фокина