Крымские караимы – самый богатый народ Российской империи

admin

Сегодня, после исторического возвращения Крыма России, к Крымскому полуострову приковано особое внимание. Заслуженно и оправданно, ведь это – удивительная территория с богатейшей древней и новейшей историей, с разнообразной неповторимой природой и с десятками населяющих ее больших и малых народов. Одним из древнейших народов Крыма являются крымские караимы.

Крымские караимы – малочисленная тюркоязычная народность, потомки древних тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата. Караимы исповедуют караимизм, т. е. религиозное учение, базирующееся лишь на Ветхом Завете и его десяти заповедях.

В наши дни мало кто знает об этом малочисленном коренном этносе Крыма – выходце из средневекового Хазарского каганата. И это не удивительно: ведь

во всем мире их осталось на начало XXI века не более 2400 человек, а на их родине в Крыму – около 800 караимов. Но еще столетие назад крымских караимов было ровно в 5 раз больше, и это был без преувеличения самый богатый народ в Российской империи. Судите сами: на двенадцать с половиной тысяч караимов приходилось двенадцать соплеменников-миллионеров.

На протяжении столетий караимы жили замкнутыми общинами в средневековых городах Солхат (совр. Старый Крым), Карасубазар (г. Белогорск), в городах-крепостях горного Крыма Мангуп-кале и Чуфут-кале (по-караимски Джуфт-кале), а также в приморских городах Кафа (Феодосия) и Гезлев (Евпатория). Крымские ханы их не обижали: наделяли землей, одаривали различными привилегиями. Караимы занимались садоводством и огородничеством, различными ремеслами и торговлей, держали лошадей и овец. Мужчины с детства были лихими наездниками и многие из них вместе с татарами состояли в ханской коннице. Нельзя сказать, что караимы жили очень богато, но были среди них и князья, и военноначальники, и даже члены ханского Дивана (Совета). Также по традиции караимы руководили монетным двором Крымского ханства. Они же стояли у истоков книгопечатания в Крыму, основав там первую типографию.

Конец XVIII века вносит в жизнь Крыма и населяющих его народов исторические перемены. Благодаря мудрой политике Екатерины Великой Крымский полуостров в 1783 году входит в состав Российской империи. Постепенно караимы получают от российских императоров, начиная с Екатерины II, все права и привилегии, как и у большинства малых народов России. В те последние годы XVIII столетия сложились необычайно благоприятные условия для материального и духовного развития крымскокараимского народа. В Крыму начинает быстро расти городское население. Закладывается совершенно новый город Севастополь – база Черноморского флота на юге России. Джуфт-кале – это родовое гнездо караимов – начинает пустеть. Караимы перебираются в приморские города, где мужчины открывают свой бизнес. Был еще один фактор, способствовавший быстрому росту числа богатых караимов. Высшая элита бывшего Крымского ханства испросила у императрицы разрешение перебраться, как мы сегодня сказали бы, на ПМЖ в Османскую империю, т. е. в Турцию. По-существу, крымскотатарская знать была в вассальной зависимости от турецкого султана. Получив милостивое соизволение императрицы на отъезд, богатые татары стали в спешном порядке распродавать свою недвижимость и землю. И караимы первыми стали скупать почти за бесценок владения бежавшей из Крыма татарской знати. Это были сады, пастбища, плантации табака, торговые заведения. Так крымские караимы быстро вошли в предпринимательскую среду царской России. До поры до времени лишь в Крыму. Но пройдет всего несколько десятилетий – и разразившаяся в 1853 году Крымская война ускорит переселение части караимов, и в первую очередь богатых, во внутренние губернии России.

После окончания Крымской войны в 1856 году часть караимов вернулась в родные края, а большинство прочно обосновалось в городах Северного Причерноморья, в Киеве, Харькове, Мелитополе и др. местах. Они активно включились в промышленную и торговую деятельность.

Особо караимские предприниматели преуспели в организации табачной промышленности в России, монополия на которую до тех пор была в руках англичан. Караимы издревле считались тонкими знатоками и ценителями хороших сортов табака.

Известна даже старинная караимская поговорка: «Кто после еды не курит табак, у того или нет табака или ума».

Первая табачная фабрика в Крыму была открыта в Феодосии в 1861 году караимом В.О. Стамболи. В момент открытия фабрики на ней работало всего 60 рабочих. Вскоре в Крыму появились табачные фабрики акционерных обществ караима Майтопа и семьи по фамилии Крым. Постепенно стали открываться табачные фабрики и в других городах России: Харькове, Киеве, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге. Приведем лишь несколько имен основателей и хозяев табачных фабрик, взятых из дореволюционных справочников «Весь Киев», «Весь Петербург», «Вся Москва» и др. В разделах «Табак, «Гильзы» и «Табачные магазины» можно встретить десятки караимских фамилий владельцев фабрик, складов и торговых предприятий. В Киеве – это купец II гильдии С.М. Кальфа, С. Капон, гильзовая фабрика С.М. Каракозова, Южно-русская электрическая гильзовая фабрика Хаджи-Дувана, где выпускались гигиенические гильзы, известные по всей России как «Царские». В Харькове можно встретить табачные фабрики братьев Кальфа, а также Капона, Б.Б. Саатчи и И.Б. Финерли; в Харьковской губернии – фабрики караимов Дурунча и Туршу. В Екатеринославле работала фабрика караима по фамилии Джигит. В Петербурге было три табачных предприятия караимов: Мичри, фабрика «Саатчи и Мангуби» и Ю.М. Шапшала.

На родословной знаменитых табачных фабрик в Москве стоит остановиться подробнее. В конце 50-х годов XIX века в Москву приехали из Харькова семьи караимов С.С. Габая, А. Зурны, А.Д. Капона и несколько других. Они были известны как специалисты по строительству табачных фабрик и выпуску высокосортной табачной продукции.

В 1861 году они открыли маленькую табачную фабрику, названную «С. Габай». В год основания она представляла собой небольшую мастерскую, в которой работал всего 21 человек, стояли четыре машины для резки табака и четыре стола для крутки сигар.

Но производство стало быстро расширяться. Спрос на высококачественную продукцию фабрики рос в геометрической прогрессии. В 1862 году фабрика уже получает медаль на международной выставке в Лондоне. Этому способствовало три важных фактора. Во-первых, на фабрике работали классные специалисты-табачники: И. Сакизчи, А. Катык, И. Танагоз, А. Джигит, братья И.Д. и С.Д. Пигит и двое братьев С. и М. Чадуковых и др., что способствовало выпуску различных высококачественных и дорогих марочных сортов табаков и папирос. Особой популярностью пользовались папиросы с длинными мундштуками, предназначенные для женщин и артистов. Во-вторых, выпускаемая продукция была достаточно широкого ассортимента, красиво и разнообразно упакована и оформлена. И, в-третьих, на фабрике была организована бесперебойная доставка табака различных сортов из Крыма, Кавказа и Турции. Некоторые караимы даже скупали в Турции табачные плантации и земли для выращивания высокосортных табаков и дальнейшей поставки сырья на табачные фабрики России.

В 1867 году фабрика «С. Габай» получает на Всемирной выставке в Париже бронзовую медаль за табак и папиросы. После смерти С.С. Габая в 1879 году владелицей фабрики стала его жена А.Ю. Габай. В 1880 году фабрика вырабатывала 100 с лишним тонн курительного табака в год. Постепенно фабрика становится второй по величине в Москве. В 1883 году фабрика приступила к серийному выпуску папирос. Здесь впервые были использованы механические крошельные станки, гильзовые и папиросно-набивные машины Семёнова, получившие Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 году. Такие машины набивали резаным табаком до 120 папирос в минуту. В 1890 году на фабрике работало уже 300 рабочих, производивших 160 тонн курительного табака и около 60 млн штук папирос в год.

В 1895 году для управления фабрикой создается товарищество на паях, названное «Товарищество табачной фабрики С. Габай в Москве». В этом же году Анна Юфудовна Габай становится московской купчихой 2-й гильдии, владелицей одной из крупнейших табачных фабрик Первопрестольной. Ее продукция была настолько популярна, что фабрика открывала собственные магазины в Москве (на Тверской и Петровке), в Санкт-Петербурге, Риге, Самаре, Юрьеве (Тарту) и Оренбурге. Значительную часть своей продукции фабрика сбывала через знаменитую всероссийскую ярмарку в Нижнем Новгороде.

В 1900 году на фабрике уже работало 506 рабочих, из которых 73% составляли женщины. В тот год было начато строительство нового фабричного корпуса на участке 3-й улице Ямского поля.

В 1902 году строительство было завершено. Многие процессы на фабрике были механизированы, действовала паровая машина. Спрос на продукцию фабрики был постоянно высоким и производство процветало.

С 1905 года директором табачной фабрики «Товарищество С. Габай» становится сын хозяев Иосиф Самуилович Габай (1872–1939). Работая с 19 лет на созданной отцом фабрике, он стал отличным знатоком табака, изучил его сортировку, досконально знал весь производственный процесс и все механизмы. Впоследствии, И.С. Габай был выдвинут администрацией фабрики и утвержден на должность главного директора, которую он занимал в течение нескольких лет и при советской власти. И.С. Габай постоянно работал над развитием и усовершенствованием производства. Он настолько расширил и увеличил его, что с переходом в собственность государства фабрика стала одним из ведущих производителей табачных изделий Советского Союза, приобретя среди потребителей добрую славу, которой пользуется и по настоящее время.

Во время Первой мировой войны фабрика была причислена к предприятиям, работающим на оборону. В это время она выпускала более 30 наименований папирос, среди которых были такие известные сорта, как «Ява», «Посольские», «Леда», «Басма», «Царские», «Герцеговина Флор» и многие другие. Большая часть продукции отправлялась в действующую армию, лазареты, учреждения Красного Креста и всероссийские союзы земств и городов.

В 1918 году вся промышленность была национализирована и фабрика Габая получила наименование «Вторая государственная табачная фабрика». В конце 1920 года в связи с приездом в Москву на конгресс Коминтерна делегата от трудящихся Индонезии фабрику назвали «Табачная фабрика № 2 Ява».

А с 1934 по 1993 год фабрика именовалась «Государственная табачная фабрика «Ява». Долгое время фабрика выпускала миллионы папирос высшего качества. С 1947 года на «Яве» начали производить первые в России сигареты, доведя их количество в 1975 году до 6 млрд штук в год.

С весны 1995 года выпуск папирос на фабрике был полностью прекращен.

Распад Советского Союза в 1991 году повлек за собой коренные изменения в экономике как отдельной фабрики, так и всей страны. Потеря традиционных поставщиков высокосортных табаков из Кубы, Болгарии и Венгрии, вызванное инфляцией удорожание продукции резко снизило спрос на табачные изделия. Выход был найден в приватизации предприятия, проведенной в 1993 году. Фабрика стала именоваться АООТ «Ява-Табак». В результате поиска иностранного инвестора, с помощью которого можно было бы произвести коренную реконструкцию предприятия, в октябре 1994 года было заключено соглашение с крупнейшей международной табачной компанией «Бритиш-Америкен Тобакко» (БАТ), занимающей второе место в мире по производству сигарет. БАТ приобрела контрольный пакет акций АООТ «Ява-Табак».

В наши дни табачная фабрика, заложенная караимами полтора столетия назад, снова процветает и ее высококачественная и разнообразная продукция по-прежнему пользуется высоким спросом у населения. А в кабинете директора, возможно, и сегодня стоит старинное кресло И.С. Габая, на овальной спинке которого вырезано изречение: «Тише едешь, дальше будешь».

Такова вкратце история современной табачной фабрики «Ява», заложенной крымскими караимами полтора столетия назад.

Олег Петров-Дубинский

Profile picture for user crimeariver
6639

Очень интересная статья, но очень печально, что всем теперь владеют иностранные компании.

Profile picture for user ИванИваныч
146

Ну а что же случилось с самим Габаем и его семьей?

Profile picture for user Александр3
9821

1) Статья познавательная. Узнал кое-что новое.
2) Курить вредно...

Profile picture for user ТУРЗ
12116

А теперь полная цитата из статьи Олега Петрова-Дубинского:
"На протяжении столетий... караимы жили замкнутыми общинами в средневековых городах Солхат (совр. Старый Крым), Карасубазар (г. Белогорск), в городах-крепостях горного Крыма Мангуп-кале и Чуфут-кале (по-караимски Джуфт-кале), а также в приморских городах Кафа (Феодосия) и Гезлев (Евпатория)."

Эка как повернул! "на протяжении столетий ...в средневековых городах...замкнутыми общинами..."

А не проще ли было сказать, что "некоторая часть аборигенов-тюрков" занимались исключительно только "банковским делом", т.е. жили на доходы от сделок продажи земли и ростовщительства ( те самые, кого Иисус изгнал из храма)?

Profile picture for user ТУРЗ
12116

to Александр3 (Севастополь) Статья познавательная. Узнал кое-что новое.
А как Вам эта цитата:
".... Постепенно караимы получают от российских императоров, начиная с Екатерины II, все права и привилегии... В Крыму начинает быстро расти городское население.
Закладывается совершенно новый город Севастополь ....
Джуфт-кале – это родовое гнездо караимов – начинает пустеть.
Караимы перебираются в приморские города, где ... открывают свой бизнес."
Вопрос:
"Родовое гнездо иудеев" начинает пустеть...когда "закладывается СОВЕРШЕННО НОВЫЙ ГОРОД Севавастополь?"...
или когда Екатерина 2 стала заселять Тавриду немцами?

Profile picture for user Линьков
32082

Двоякое чувство после прочтения.

Profile picture for user ИванИваныч
146

Вдруг, после прочтения статьи, мне вспомнилось знакомство с караимом, которое произошло в ... Москве, с десяток лет назад. Попал там к врачу, сказал, что из Крыма, и был тепло встречен.

В статье действительно отсутствует сегодняшняя жизнь этого народа. Как мне рассказывал этот врач, в Крыму до сих пор есть несколько КИНАСС, где караимы собираются (лись) со всего мира на ихние праздники - из Литвы, России, Франции, США и др. Крым до сих пор считают своей родиной, ведь первые упоминания о них в Крыму относятся к 13-му веку.

Издавались (ются) ихние газеты. Но поскольку они печатаются на караимском языке, нам мало что о них известно.

Хотя имеется две основные версии происхождения караимов: семитическая и хазарская, они исповедуют древнееврейский талмуд, но не считают себя евреями.

Екатерина наделяла их полными правами, также она вознаграждала и крымско-татарскую знать, пытаясь установить дружелюбие.

При советской власти им пришлось тяжеловато, а после второй мировой, в результате депортаций, большинство расселились по всему миру.

Напоследок врач пропел караимскую песню и дал посмотреть видео караимских танцев.

Как-то странно, что все это забылось, и припомнилось теперь. А ведь мы все живем рядом. Но что мы о них знаем? Или почему мы ничего не знаем о своих соплеменниках?

Profile picture for user Lady in red
8308

Скопировал себе статью....очень интересно!

Profile picture for user ТУРЗ
12116

to Линьков (Севастополь)

КСТА.
А когда в Севастополе появилось караимское кладбище?

Profile picture for user ТУРЗ
12116

Ответ.
Караимское кладбище в Севастополе возникло в конце 19 века неподалеку от русского кладбища,
которое к тому времени существовало уже более 100 лет...

Profile picture for user третий бастион
1507

Караимы стали богатеть вначале , когда из Крыма стали уходить христиане в приазовские земли . Приходилось за бесценок продавать земли и дома . Следующая возможность у них появилась после присоединения Крыма к России.Тогда эту землю покинуло по оценкам историков от 150 000 до 180 000 татар , которые перебрались в Турцию, и тоже продавалось все очень дешево .Неофициальной столицей караимов была Евпатория , там находится главная кенаса караимов. К чести этого народа ,они много денег тратили на благотворительность, при этом никогда не смотрели , какого человек исповедания. Очень помогали своим бедным семьям.Дети бесплатно обучались ремеслам и по окончанию учебы мальчикам дарили набор слесарных или токарных иструментов , а девочкам - швейные машинки Зингер. Это по те временам дорогие подарки .

Profile picture for user 73vit
640

Вообще то караимы это изгои от иудеев. Караим от слова "каре", что на иврите "читаю". Дело в том, что секта иудеев не хотела признавать всяких пророков и пр. писак, которые учили иудеев как понимать Тору. Они говорили, что мы читаем Тору и понимаем все без толкований. Их и прозвали караимы и выгнали из Иудеи. Кстати, на кладбищах караимов все надписи сделаны на иврите.
И конечно, как всякие евреи они богаты

Profile picture for user Dobrojelatel
220

Нам-то с этого что?