11 лет назад погибла подводная лодка К-141 («Курск»)

admin

К 60-летию Севастопольского ВВМИУ.

Из Книги Памяти

выпускников Севастопольского ВВМИУ,

погибших при исполнении служебных обязанностей

 К-141 («Курск») - атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 949А, шифр «Антей» (по классификации НАТО - «Оскар-II»). Заложена на СМП в г.Северодвинске 22 марта 1990 года. Зачислена в списки кораблей ВМФ РФ 31 января 1991 года. 1 сентября 1991 года сформирован экипаж. 3 июня 1992 года отнесена к подклассу АПК. 6 апреля 1993 года получила наименование «Курск». Спущена на воду 16 мая 1994 года. 30 декабря 1994 года вступила в строй. 1 марта 1995 года включена в состав Северного флота, вошла в 7-ю Дивизию подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ с базированием на г.Ара (п.Видяево).



С 5 июля по 19 октября 1999 года выполнила задачи Боевой Службы в Атлантике и Средиземном море. Во время операции НАТО против Югославии в 1999 году К-141 вёла скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Югославии. В 2000 году получила приз за ракетную стрельбу. 30 июля 2000 года участвовала в параде кораблей в честь Дня ВМФ на рейде г.Североморска.



12 августа 2000 года на учениях флота, после внутренних взрывов в торпедном отсеке затонула в Баренцевом морена глубине 108 метров. Весь экипаж (118 человек) погиб.



Официальный отчёт в 2 000 страниц, опубликованный в 2002 году Генеральным прокурором РФ, говорит о том, что гибель «Курска» была вызвана учебной торпедой, которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на перекиси водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были - модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году. Вскоре после расследования эта торпеда была снята с вооружения.



Вице-премьер И.Клебанов озвучил версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён Великой Отечественной войны, что возможно привело, также, к детонации торпеды. После выбора официальной версией «взрыв торпеды», предположение отпало само собой. Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками атомных подводных лодок данного класса данную версию отвергали изначально. Один из членов государственной комиссии, который принимал подводную лодку от промышленности, капитан I ранга М.Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов «Курска».



Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000г. в «Независимой газете». Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссер Жан-Мишель Карре, в своём фильме «Курск: подводная лодка в мутных водах», который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France-2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шел на опасной близости под прикрытием «Мемфис», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные разрывы на его корпусе). Чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что российский президент В.Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США. Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые военные моряки запаса.



Для удаления из воздуха горючих газов (в первую очередь водорода, который может выделяться из аккумуляторов), в системе вентиляции подводных лодок применяются каталитические печи холодного беспламенного горения. Катализаторы содержат платину и палладий, что делает их желанной добычей для расхитителей оборудования на вторсырьё. При отсутствии катализаторов водород мог накопиться в воздухе и взорваться от случайной искры, что могло повлечь взрыв боезапаса. Один из офицеров ВМФ запаса доказывал, что подводная лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в подводную лодку попала противокорабельная баллистическая ракета, запущенная с космодрома Плесецк. Были подвергнуты резкой критике результаты официального расследования обстоятельств катастрофы, в том числе в книге «Она утонула. Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов». Автор этой книги считал, что если бы российские власти сразу же обратилась за иностранной помощью, «то удалось спасти тех 23 моряков, которые находились в девятом отсеке и жили более двух с половиной суток» (по официальным данным, моряки были живы лишь в течение нескольких часов). В то же время согласился с выводами расследования о том, что на лодке произошёл взрыв торпед и отверг версию о её столкновении с американской подводной лодкой.



Президент В. Путин прервал свой отпуск, который он проводил в Сочи, только через пять дней после трагедии. На вопрос иностранного корреспондента о том, что произошло с подводной лодкой, В.Путин дал ставший знаменитым ответ: «Она утонула». 28 августа 2000г. в эфир телеканала ОРТ вышла передача-программа С.Доренко, в которой шла резкая критика в адрес Путина по поводу гибели АПРК «Курск».



В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № -1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки: с 13 по 19 августа при проведении спасательной операции обитаемыми подводными аппаратами Северного флота, 20-21 августа норвежскими и британскими водолазами-глубоководниками с норвежских судов «Normand Pioneer» и «Seaway Eagle». 21 августа в 13:47 норвежские водолазы открыли внутренний люк шлюзовой камеры, в 17:07 официально объявлено о гибели экипажа подводной лодки, детальное обследование в конце сентября с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», в октябре - ноябре - необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании «Halliburton AS» с судна «Regalia».



14 августа по указанию президента В.Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. Клебановым. В сентябре 2000 года все российские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с внешней надводной и внутренней подводной сторон. Запросы о возможном участии иностранных объектов были направлены, на многие из них были получены ответы, но разрешения на осмотр предполагаемых объектов они не содержали.



Для обследования поднятого «Курска» была создана следственная группа в составе 43 человек. В полном составе группа собралась 27 сентября, её основу составляли следователи, работавшие с момента возбуждения уголовного дела. С 27 сентября по 22 октября группа проходила специальную подготовку, в её распоряжение были предоставлена подводная лодка этого же проекта вместе с экипажем. В процессе подготовки за следователями закреплялся определённый отсек, также отрабатывалось перемещение в противогазах и с газовыми баллонами за спиной. К осмотру поднятого «Курска» были привлечены около 50 специалистов ЦКБ «Рубин», а также командиры отсеков с подводных лодок этого же проекта.



После подъёма в отсеках стоял сильный запах, в некоторых отсеках была большая концентрация угарных газов. 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые, там практически отсутствовала вода и угарный газ. В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами. Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не смог присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в день проводилось до 6-7 экспериментов по присосу. Было установлено, что в 4-м отсеке находилось больше людей, чем там должно было находиться. По словам главкома ВМФ РФ В.Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».



В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке. На 19 декабря 2001 года было извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов и главного специалиста «Дагдизеля» обнаружить не удалось.



Причины, вызвавшие взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятным является нештатная ситуация в торпедном отсеке. Вполне возможно, что ситуация развивалась следующим образом: взрывная волна первого взрыва прошла в Центральный пост, находящийся во втором отсеке. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми. Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав, сразу же включился в портативные дыхательные аппараты, а офицеры, находившиеся на пульте ГЭУ, в шланговые дыхательные аппараты. Из-за того, что весь личный состав Центрального поста вышел из строя, и лодкой уже некому было управлять, К-141 начала стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался, а потому подводники, находящиеся в третьем отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели.



Еще до опускания на дно, на подводной лодке сработала аварийная защита реактора, и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло около 130секунд) гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажных торпед, после чего последовала их детонация. Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы ВВД. В результате этого воздух высокого давления стал интенсивно поступать из цистерн в 1, 2 и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке. Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их там так и нашли там, тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.



В 5-м отсеке от удара взрывной волны погиби в полном составе боевая смена пульта ГЭУ. Часть офицеров оказалась выброшенными волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА. Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами, кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда К-141 подняли и поставили в ДОК, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала. Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было.



Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь. Одновременно личный состав 6-го отсека, несмотря на трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды. Позднее, после подъема К-141, специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки. При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.



Вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты ИДА-59 и спасательные гидрокомбинезоны СГП. К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени 23 подводника собрались в кормовом 9-м отсеке.



В октябре 2001 года началась операция по извлечению тел подводников из кормовых отсеков с использованием водолазов. В сентябре-октябре 2001 года после предварительного отделения носовой оконечности поднята голландской компанией «Mammmoet Transport Antilles N.V.» по заказу правительства РФ. В октябре 2001 года К-141 заведена в плавучий ДОК в г.Росляково для изучения причин аварии и последующей разборки на металл. 14 апреля 2002 года в Росляковском ДОКе в соответствии с планом завершены работы по подготовке подводной лодки для утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» (г.Снежногорск). 26 апреля 2002 года переведена из ПД-50 в ПД-42 и отбуксирована на СРЗ «Нерпа» для утилизации. В мае-июне 2002 года проведена операция по подъему фрагментов 1-го отсека и уничтожению остатков на дне.



12 августа 2002 года в годовщину гибели подводной лодки К-141 в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшему экипажу атомохода. Монумент работы Л.Кербеля был торжественно открыт у здания музея Вооруженных Сил. Композиция называется «Скорбящий моряк» и представляет собой бронзовую фигуру моряка и подводной лодки, лежащей у его ног. В мае 2003 года вдова командира подводной лодки И.Лячина после встречи с полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе заявила журналистам, что в Санкт-Петербурге будет установлен мемориал подводникам, погибшим в августе 2000 года. В июне 2003 года планировали установить рубку К-141 в Мурманске у храма Спаса на водах. Памятник погибшим морякам, представляющий рубку К-141 в гранитном оформлении был установлен в Мурманске в 2009 году.



На К-141 («Курск») погибли выпускники Севастопольского ВВМИУ:



Белогунь Виктор Михайлович - капитан 2 ранга, заместитель начальника электромеханической службы 7-ой дивизии ПЛА СФ, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1983 года. Родился в 1959 году в г.Пестово Новгородской области. Погиб 12 августа 2000 года на подводной лодке К-141 («Курск»). Похоронен в г. Санкт–Петербурге.





 

 

 

  

Исаенко Василий Сергеевич - капитан 2 ранга, помощник начальника электромеханической службы 7-ой дивизии атомных подводных лодок СФ, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1987 года. Погиб 12 августа 2000 года на подводной лодке К-141 («Курск»).







 

 

 

 

 

Мурачев Дмитрий Борисович- капитан 3 ранга, командир дивизиона движения БЧ-5, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1991 года. Родился в 1969 году в г.Баку. Погиб 12 августа 2000 года на подводной лодке К-141 («Курск»). Похоронен в г. Белгороде.





 

 

 

 

  

Саблин Юрий Борисович - капитан 2 ранга, командир БЧ-5, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1988 года. Погиб 12 августа 2000 года на подводной лодке К-141 («Курск»). Похоронен в г. Севастополе.

 

 

 

 

 

 

Шубин Александр Анатольевич - капитан 2 ранга, заместитель командира по политической части, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1980 года. Родился в Ростовской области. Погиб 12 августа 2000 года на подводной лодке К-141 («Курск»). Похоронен в г. Санкт – Петербурге

 

 

 

 

 

 Владимир Бойко

капитан I ранга

ветеран-подводник ВМФ РФ


Захоронения на Братском кладбище г. Севастополя


Подводная лодка "Курск". Письмо капитана Колесникова

 

"...опознано тело командира 7-го отсека атомной подводной лодки "Курск" капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова..."

В его кармане нашли записку:

"...отчаиваться не надо!

здесь темно писать, но наощупь попробую.

шансов похоже нет, % 10-20.

будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает.

здесь списки (...) отсеков.

которые находятся в 9-ом будут пытаться выйти.

всем привет, отчаиваться не надо."

 

Bagira
5427
Bagira

Вечная память Героям!

SeeBlik
4094
SeeBlik

to Вася (Киев)

Из комментариев к твоему источнику:
""Мемфис" и "Толедо" инценировали катастрофу. Насамом деле это была вербовка Путина. Говорят он в тот же день имел беседу с Клинтоном, который объяснел произошедшее СЛУЧАЙНОСТЬЮ.
Вова пошел по ИХ сценарию (ну неначинать же ядерную войну). Вова врал, врал и врал потом. Это все равно вылезет.
Смотрите французкий (именно французский) фильм " Подводная лодка в мутной воде" .
Он есть в Гугл-видео. Ребят убли , а потом ещё и продали".

Много в России написано о "Курске".
Не напечатан только один автор:
Капитан-лейтенант Колесников.

О причинах засекречивания его записей и отпиливания носа у "Курска" можно только догадываться...

Полуправда хуже всякой лжи, она самую отчаянную ложь делает правдоподобной.

Простите их, ребята...

Torkvemada
2535
Torkvemada

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ... СКОРБИМ... И ПОМНИМ...

Rogerus
5123
Rogerus

Rogerus
5123
Rogerus

ПОМЯНЕМ....Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов на брани убиенных и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Свое.

Yuuris
430
Yuuris

Чмтал много раз , ребята не уходите, послушаю Шевчука, ,, Капитана Колю" , и вернусь, дождитесь пож. ...

Yuuris
430
Yuuris

Брашушки, я вернулся...

Верещагин
15564
Верещагин

К сожалению, следствие, так и не назвало истинных виновников катастрофы, а главное неспасения уцелевшей части экипажа и они не только избежали суда, но и получили теплые места, выйдя в отставку. Огорчает, что не это, а мифические версии с "заговорами", "столкновениями" и невероятными "стрельбами"..., стали предметом обсуждения общественности. Увы, не придав гласности (разумеется в рамках допустимого без разглашение гостайны) того, что привело к этим печальным событиям лишили и общество и флот правильных выводов. После Цусимы ответственных за катастрофу судили, а после "Курска" нет.

Верещагин
15564
Верещагин

to Вася (Киев)

Сравнение с Цусимой только в рамках гласности разбора и привлечения к ответственности, из чего потом следуют необходимые выводов, других параллелей нет.

КГДУ
1372
КГДУ

Вечная память ребятам...С Витей Белогунем учились в одной роте.Что касается причин,то,скорее всего дело в злополучной торпеде.При погрузке ее уронили...Я разговаривал с однокашниками,которые в то время служили в ГТУ,ездил в командировки на такие же "Батоны",говорил с ребятами,которые на них служат.Многие так считают.

синий иней
29460
синий иней

Вечная память.

КГДУ
1372
КГДУ

http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html

КНИГА ПАМЯТИ СВВМИУ

надежда
1039
надежда

Слов нет. Низкий поклон матерям. Ребята, погибнувшие в отсеках субмарины, согласятся. Низкий поклон именно матерям...
Сегодня Севастополь единственный город на постсоветском пространстве, который поставляет своих героических ребят ВМФ России.

PQ-17
92
PQ-17

Низкий поклон ребятам!!!Вечная память!!!Хорошо Шевчук спел....кто из на ровесники!?кто герой!?кто чмо!?.....

джим
13447
джим

миша бочков.23 года

гарный хлопец
18
гарный хлопец

11 лет, да срок не малый, забыть такое не возможно, 118 жизней - в один миг, страшно подумать...
И пусть им будет дно морское пухом,
Ни что уж не нарушит их покой.
Так пусть живёт в сердцах народа память,
Об экипаже той подлодки боевой....

usb
3448
usb

Настоящие моряки... Вечная им слава!

Добрынич
676
Добрынич

Вечная? память Героям! Памяти погибшей АПРК К-141 Курск .......Посвящается... Памяти экипажа АПЛ Курск

sapun
9258
sapun

К сожалению, за их жизнь боролись как-то совсем нерешительно, что ли. Не ценится на нашей земле человек, пока он жив. После смерти -другое дело

джим
13447
джим

to гарный хлопец (севастополь) 11 лет, да срок не малый, забыть такое не возможно, 118 жизней - в один миг, страшно подумать... И пусть им будет дно морское пухом, Ни что уж не нарушит их покой. Так пусть живёт в сердцах народа память, Об экипаже той подлодки боевой....
в том-то и дело,что нихуя ни в один миг!и спасать их никто не собирался.....горе

Yuuris
430
Yuuris

to гарный хлопец (севастополь) 11 лет, да срок не малый, забыть такое не возможно, 118 жизней - в один миг, страшно подумать... И пусть им будет дно морское пухом, Ни что уж не нарушит их покой. Так пусть живёт в сердцах народа память, Об экипаже той подлодки боевой.... в том-то и дело,что нихуя ни в один миг!и спасать их никто не собирался.....горе
К сожалению да, вечная память...

Галина Севастополь
630
Галина Севастополь

Вечная память, Вам РЕБЯТА!!!!Душа болит,когда вспоминаешь эти дни....Мой сын учился вместе с Бочковым Мишей в школе мичманов. Больно, очень больно.....