2539

Сперва договоримся о терминах

Мечты о переменах по своей сладостности стали подобны мечтам зэков об амнистии. Для понимания этого даже можно было ни к гадалке, ни к Леваде не ходить.
Сперва договоримся о терминах

Академик Е. В. Тарле как-то рассказывал об обращенной к общественной деятельнице Е. Д. Кусковой дискуссионной статье, приглашавшей ее к спору в несколько странных выражениях -- "Стерва договоримся о терминах". Корректурные ляпы и тогда встречались.

Но хоть сперва, хоть стерва, а договариваться о терминах необходимо, ибо иначе объявленное великое открытие грозит обернуться шумом из ничего – вульгарным пшиком. А все потому, что авторы открытия плохо задумывались над смыслом употребляемых ими слов.

Последний раз это произошло совсем на днях, когда Центр Карнеги и Левада-центр объявили о результатах совместного исследования.

Проведенные ими ученые опыты показали, что 59% россиян мыслят сегодня в духе В. Р. Цоя – "Перемен требуют наши сердца". А поскольку последний раз сердца столь массово требовали в конце 80-х гг. и кончилось это большими событиями, то нынешние настроения заставляют серьезно задуматься.

Аналогия действительно тревожащая, но проблема в том, что два мощных аналитических центра в своем обширном докладе рассказали о самых разных вещах, кроме самой важной.

Все базировалось на том, что 59% опрошенных граждан выразили желание перемен. Но при этом исследователи не дали точного определения того, что они разумеют под переменами. Кроме подразделения перемен на радикальные, т. е. с полным сломом существующего режима – как в 1917 или в 1991 г., и умеренные, т. е. с сохранением режима – как при реформах Александра II или при разоблачении культа личности и его последствий.

Такое уточнение похвально, но явно недостаточно.

Например, непонятно, по какой категории проводить гипотетическую отставку Д. А. Медведева, если допустить, что смысл отставки будет чисто персональный – избавление от всем надоевшего бессмысленного персонажа. Это будут перемены или нет?

Коррекция явных глупостей социально-экономического блока, причем коррекция негласная, без лишнего шума – наподобие налоговых послаблений Маленкова в 1954 г. Это будут перемены или нет?

Таких вопросов можно задавать достаточно много, особенно если учесть некоторую шизофрению Карнеги-Левады.

Признавая, что трудящиеся под желательными переменами разумеют рост доходов, усиление социальной политики и улучшение положения дел (по-русски говоря, контрреформы в образовании и здравоохранении), а также увольнение наиболее одиозных в народном мнении министров, карнеги-левадовские аналитики тем не менее о требованиях трудящихся буркают два слова, после чего многословно рассуждают о своем любимом, т. е. об изменениях политической системы, институциональных преобразованиях etc., чего трудящиеся в общем-то и не требуют.

Убрать какого-нибудь человека, дурь которого всем видна – ну, и что здесь институционального?

Но если аналитики в дефинициях перемен сильно плавают, хотя если уж взялись за гуж, должны все четко классифицировать, то рядовые респонденты плавают в определениях сугубо и трегубо, тем более, что четкая классификация и не входит в их обязанности.

Вопрос "Желаете ли Вы перемен?" человек простой и некнижный интерпретирует в том смысле, что "Желаете ли Вы, чтобы прилетел друг-волшебник в голубом вертолете и бесплатно показал кино?".

Ответ, естественно, будет положительный – почему бы и нет.

Таково вообще свойство социологических вопросов, особенно, если они проводятся в простодушном левадовском духе, т. е. с совершенно негодным интрументарием. А именно: когда человеку задают вопрос, он отвечает на него, с важным допущением, делаемым им по умолчанию – "при прочих равных условиях". То есть то, чем он обладает, он и будет обладать, а те самые перемены принесут ему еще и дополнительно N благ, где N>0.

И отчего же не пожелать этих дополнительных благ, когда за спрос денег не берут?

Тем более, что маленький человек чувствует себя обездоленным, а начальство, по его мнению, все время норовит еще чего-нибудь отнять, а тут, возможно, будет наоборот – станут не отнимать, а напротив, облагодетельствуют. Так что в 59% нет ничего удивительного.

При нуждах и чаяниях низших классов в сочетании с поведением высших классов, наводящих на мысль, что они живут на другой планете, не было бы дива и в 89%. Здесь простой рефлекс, как в истории про писателя А. Г. Битова, который объяснял собранию мастеров культуры:

"Я вхожу в ресторан ЦДЛ и вдруг вижу там Вознесенского. Скажите, мог ли я его не ударить?".

То же и здесь – слушая совершенно ни с чем не сообразную речь какого-нибудь гражданина начальника – nomina sunt odiosa, -- можно ли не пожелать перемен?

Могут возразить: все эти рассуждения применимы к коллизии "буржуа и пролетарии" как таковой, но это не объясняет существенного роста любителей перемен – с 42% в 17-м до 59% в 19-м г.

Но тут объяснение очевидно. В 2017 г. В. В. Путин собирался на новый срок и были весьма распространены мнения о том, что в своем новом эоне он исполнит народное чаяние "кабы всех министров побоку да к черту". Бывает такая горячечная вера – ведь как верили фронтовики, что после победы над немцем распустят колхозы.

Когда весной 2018 г. Путин-триумфатор назначил премьером все того же Медведева, творческий потенциал которого не вызывает иллюзий даже у грудных младенцев, это было однозначное обращение к трудящимся – "Никаких перемен не будет". После чего гражданам остро захотелось перемен.

Чувство противоречия – большая сила, тем более, что никто ведь не объяснил им, чем же Д. А. Медведев так матери-истории ценен.

А чтобы дополнительно усилить народную любовь к новому-старому правительству, первым своим шагом социально-экономический блок объявил пенсионную реформу. Что уже тогда – более года назад – породило предсказуемую реакцию публики.

"С дрекольем на реформаторов не пойдем, мы же люди смиренные, но больше этому правительству гроша ломаного не доверим".

Правительство, которому было отказано уже в каком бы то ни было доверии, на радостях стало с каким-то диким упоением мечтать об искусственном интеллекте и прочей ненаучной фантастике.

После этого мечты о переменах по своей сладостности стали подобны мечтам зэков об амнистии. Для понимания этого даже можно было ни к гадалке, ни к Леваде не ходить.

Максим Соколов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Бывший севастополец
312

Каких перемен? Всё надо менять, от низа до верха.

Profile picture for user Кирилова Надежда
22

Согласна. тут переменами не обойтись, нужна реформа.