8970

Линкор «Екатерина Великая» в формате 3D

Линкор «Екатерина Великая» в формате 3D

Председатель краснодарского краевого отделения Русского Географического общества Иван Чайка. Фото: Андрей Кошик.

Председатель краснодарского краевого отделения Русского географического общества Иван Чайка рассказал РП о том, зачем снимать документальный фильм о линкоре «Императрица Екатерина Великая»

В Цемесской бухте Новороссийска начались подводные съемки документального фильма об одном из крупнейших линкоров Первой мировой войны «Императрица Екатерина Великая». Создание фильма, который в 2015 году покажут на одном из центральных российских каналов, стало возможным благодаря поддержке медиа-совета Русского Географического общества под руководством пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова и кропотливой работе кубанских географов.

О необычной судьбе легендарного линкора и о том, что увидят зрители фильма, «Русской планете» рассказал руководитель проекта, председатель краснодарского краевого отделения РГО Иван Чайка:

– Фильм стал продолжением нашей экспедиции, которая ведется с 2013 года. Сама по себе экспедиция и интерес к кораблю не случайны: в этом году мы отмечаем два вековых юбилея — спуск линкора на воду и начало Первой мировой войны, в которой «Императрица Екатерина Великая» и отличился. Само судно было мощнейшим военным кораблем в России и во всем мире. Это было грозное оружие, воплотившее многогранный талант отечественных инженеров, кораблестроителей, ученых. Нам было интересно более детально его изучить, открыть по итогам экспедиции виртуальный музей, чтобы даже люди, не имеющие подготовки профессиональных дайверов, смогли зрительно прогуляться по нему.

– Расскажите, почему выбран именно этот затонувший корабль.

– Здесь главным стал человеческий фактор. Наши коллеги из краснодарского отделения РГО, занимающиеся подводной тематикой, обратились с предложением провести масштабную экспедицию. До этого они ныряли на него, но требовались ресурсы для более серьезного изучения, проведения сложных подводных технических работ. Корабль лежит кверху килем. Чтобы попасть внутрь, необходимо проделать большую работу. Плюс он находится на шесть метров ниже уровня грунта, а над ним более 40 метров морской толщи.

Подобную подводную работу кубанское отделение РГО проводит впервые. Помимо проведения экспедиции на месте затопления судна наши коллеги занимаются сбором архивным материалов, розыском потомков моряков с этого линкора, у которых в семейных архивах могут храниться старинные фотографии, воспоминания предков, другие артефакты. Мы стали воедино собирать информацию про «Императрицу Екатерину Великую» и все, что с нею связано. Проект вышел за рамки подводной экспедиции. В нем задействованы и волонтеры, и потомки моряков, и ученые, и подводники. Это десятки человек самой разной специализации и направленности.

– Вы уже кратко рассказали про судьбу военного корабля, опишите ее подробнее.

– Судьба линейного корабля переплелась с драматическими событиями той великой эпохи, а его жизнь оказалась недолгой, но яркой. В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, в рамках которой построили три новых линкора, в том числе «Императрицу Екатерину Великую». Судно спустили на воду в мае 1914 года. На мощном бронированном борту установили 20 130-миллиметровых бортовых орудий и 12 305-миллиметровых орудий главного калибра на четырех башнях. В декабре 1915 года во время патрулирования корабль столкнулся с немецко-турецким крейсером «Гебен», который, несмотря на открытый огонь, на большой скорости ретировался в Босфор.

После революции корабль переименовали, отвечая чаяниям времени, в «Свободную Россию». 1 мая 1918 года из занятого немцами Севастополя его перевели в Новороссийск. Кайзерская Германия в рамках Брестского мира требовала от молодого советского правительства вернуть флот в Севастополь, но моряки получили шифровку из Москвы о потоплении судна. Большинство матросов требовали вести «Свободную Россию» в Севастополь, но офицеры постановили не отдавать его врагу. В июне того же года судно вместе с другими кораблями Черноморского флота было затоплено в Цемесской бухте.

– Что вам удалось сделать в рамках прошлогодней экспедиции?

- Собрали материал для создания первой линии виртуальной 3D-модели корабля. Она уже готова, но мы пока ее официально нигде не размещали.

– Что значит «первая линия»?

– Это внешний вид линкора. Каждый сможет увидеть, как он сейчас выглядит и как он лежит на морском дне. Сейчас мы хотим продолжить внешнюю модель виртуальным внутренним пространством, чтобы все желающие смогли осмотреть судно и изнутри. Это более серьезная задача, так как часть судна находится в иле, попасть внутрь сложно.

– Сколько времени ушло на разработку виртуальной экскурсии?

– Около восьми – девяти месяцев. В работе также задействованы десятки специалистов. Основной состав экспедиции — пять работающих на месте водолазов. Но им помогают волонтеры, сотрудники «Центра Спас» МЧС, компьютерщики. Вклад каждого является существенным, выделить отдельную группу сложно. Сейчас мы разрабатываем сайт, посвященный «Императрице Екатерине Великой», на котором будет аккумулирована вся информация о корабле. Там же разместим 3D-модель.

– Необычная экспедиция кубанского РГО нашла отклик у руководства организации. Ваш проект был замечен, верно?

– Конечно. В 2014 году проект вошел в число трех ведущих подводных проектов РГО по всей стране. Другие два — корабль «Лефорт», оборонявший Кронштадт во время Крымской войны, и подводная лодка времен Великой Отечественной войны Щ-302, затонувшие в Балтийском море. На создание документального фильма выделен отдельный грант. Мы готовили презентацию, представили ее медиа-совету. Защищали проект перед Песковым.

– Как подбиралась команда для съемок фильма?

– Фильм вырос из проекта. Изначально, если честно, не рассчитывали его снимать. Такие мысли были, но без конкретики — еще не было понятно, насколько это востребовано сегодня. Когда стало понятно, что фильм нужен, мы общались с несколькими командами профессионалов на протяжении полугода. В итоге остановились на коллективе, который привлекли сегодня. А так пробовались и разные телеканалы, и группы специалистов из разных городов.

– Чем подкупила нынешняя команда?

В ней задействованы люди, которых мы знаем по предыдущим проектам. У них есть серьезные интересные работы, которые показывал и «Первый канал», и «Россия-1».

– Съемки фильма — это в большей степени студийная работа или они проходят на берегу, под водой?

– Это комбинированный подход. Есть и подводные съемки, и работа на берегу. Параллельно ведем работу с архивными документами, потомками моряков, экспертами. Говорить, чего будет больше, а чего меньше пока рано. Сейчас просто нарабатываем материал, а монтаж будем вести к концу года.

– Кстати, а как вы вышли на потомков?

– Они откликнулись сами, прочитав в интернете о нашем проекте. Первой была Ирина Савченко (в девичестве Еремина. — Примеч. авт.) из Курска. Ее дед работал электриком на корабле. Вторым откликнулся Вячеслав Воронченко из Харькова — его дед был командиром машинного отделения. После революции и гражданской войны он поехал на завод в город Николаев, где была построена «Императрица Екатерина Великая». Заказал метровый якорь, который хранился в семье вместе с другими уникальными артефактами. Третьим стал Константин Стрельбицкий. Его прадед служил в машинном отделении линкора, а сам Константин Борисович оказался еще одним из ведущих военных историков нашей страны. В фильме он выступает и как правнук моряка, и как серьезный эксперт в военно-морской истории.

К слову, Воронченко и Стрельбицкий приезжали к нам на празднование 100-летия спуска корабля на воду, когда установили мемориальную доску на «Екатерину». Мы вышли в море, потомки подали мемориальную доску водолазам, которые установили ее на судне. Потом состоялся круглый стол, мы выставили экспозицию из уже поднятых со дня экспонатов, представили 3D-модель, были участники подводных проектов из Балтики и Севастополя.

– Какие экспонаты уже подняты с линкора?

В первый год работы не стояло задачи извлекать на сушу артефакты. Все объекты, которые были подняты, просто попадались водолазам под руку и были малогабаритны. Например, это телефонный аппарат фирмы Siemens, розетка фирмы Ericsson. Мы также сумели поднять четыре звена якорной цепи общим весом порядка 140 килограммов. У нас есть мемориальная табличка, висевшая в офицерской кают-компании с изречением Екатерины II о флотской службе, ее заслугах перед государством и почитании монарших особ. Подняты и чисто бытовые предметы — бочок для воды, малодымный уголь, тарелки. Часть экспонатов передана в морской музей «Сафари Парка» в Геленджике, часть останется в нашем музее.

– Поднять саму «Екатерину Великую» — такая задача не ставится?

– Это просто невозможно. Такая попытка была предпринята в 1930-е годы государственной организацией «Экспедиция подводных работ особого назначения» (ЭПРОН), но сдетонировал заряд и примерно треть корабля была разрушена. Сам по себе корабль — мощное сооружение. На нем было четыре орудийных башни, и одна из них весила 870 тонн. Представьте, какая мощь!

– На каком канале покажут фильм?

– У нас есть наработки, договоренности с телеканалами, но говорить о них не будем. Наша задача — к концу года создать фильм и официально представить его уже в следующем году. Сайт «Императрицы Екатерины Великой» планируем запустить к началу осени, пока вся информация размещена на сайте краснодарского отделения РГО, там есть новости экспедиции, архивные материалы.

– Для съемок понадобилась специальная техника?

– Да, там используется современное высокопрофессиональное оборудование. Чтобы вы понимали, это оборудование примерно такого же класса, как во время съемок «Титаника». Камеры и другая техника были специально привезены из столицы. У нас работают коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга — это одни из ведущих подводных операторов России.

– Что станет финалом трехлетней экспедиции? Что произойдет с линкором после съемок фильма?

– Финалом мы для себя ставим создание виртуального музея, формирование более серьезной музейной экспедиции. Часть материалов передадим в Центральный музей ВМФ в Санкт-Петербурге, часть останется в Геленджике. Сейчас работаем над созданием «Дома кубанской географии» — музея регионального отделения РГО в Краснодаре, где также будет размещены поднятые со дна экспонаты. Помимо фильма должна выйти книга о корабле и самой экспедиции. Также планируем объект музифицировать, подготовить документы для признания линкора памятником культурного наследия.

– То есть он станет первым подводным музеем?

– Не совсем. Судно будет охраняться как памятник с возможностью посещения. Так как глубины очень большие, посещать корабль нужно в сопровождении профессиональных водолазов. Это опасно и очень затратно.





Поделитесь с друзьями:

Комментарии