Политическое решение, которое сейчас рассматривает Россия, способно изменить её положение в мире и напрямую коснуться интересов её граждан — речь идёт о возможном участии в «Совете мира». Решение балансирует между реальной выгодой и стратегической независимостью, между тактическим успехом и долгосрочными принципами. Об этой сложной дилемме, выходящей за рамки очередной дипломатической новости, — в материале ForPost.
Приглашение России в «Совет мира» Трампа
Россия вновь подтвердила готовность направить в бюджет «Совета мира», созданного по инициативе американского президента Дональда Трампа, один миллиард долларов. Сумма может быть выделена из активов РФ, ранее замороженных в США. Об этом сообщил помощник российского президента Юрий Ушаков по итогам переговоров Владимира Путина с делегацией США в ночь с 22 на 23 января.
Разговор по этой теме будет продолжен в американо-российской экономической группе, заседание которой пройдёт в Объединённых Арабских Эмиратах 23 января. По словам Ушакова, Москву представит специальный представитель президента РФ Кирилл Дмитриев, а Вашингтон — специальный посланник главы США Стивен Уиткофф.
Напомним, президент России Владимир Путин на заседании Совета безопасности 21 января сообщил о полученном от Дональда Трампа личном приглашении вступить в «Совет мира». Он поблагодарил за это и подчеркнул, что Москва всегда поддерживает усилия, направленные на укрепление международной стабильности.
Министерству иностранных дел РФ поручено детально изучить предложение, проконсультироваться с ключевыми международными партнёрами, и только после этого будет ответ Москвы.
В приглашении речь идёт прежде всего об урегулировании израильско-палестинского конфликта, поиске решений насущных проблем палестинцев и устранения острейших гуманитарных проблем в секторе Газа, уточнил Путин.
Москва могла бы уже сейчас, учитывая особые отношения России с палестинским народом, направить в «Совет мира» 1 млрд долларов из замороженных ещё при прежней администрации США российских активов, добавил президент.
Путин 22 января подтвердил готовность выделить эту сумму на восстановление и решение проблем Палестины, и это уже обсуждалось с Вашингтоном. В тот же день МИД РФ проинформировал, что уже прорабатывает поручение главы государства.
Трамп назвал интересным предложение оплатить взнос России за счёт её активов, замороженных в США. Он добавил, что это замечательно, написал РБК.
Совет по изначальной задумке был нужен для надзора над комитетом управления сектором Газа. О нём стало известно в сентябре 2025 года, когда Трамп объявил о проекте мирного соглашения, которое «положит конец войне между Израилем и боевиками ХАМАС».
Позже американский президент послал мировым лидерам приглашения в «Совет мира», который он возглавит и будет контролировать. Причём членство в этой структуре может быть двух видов: обычное и привилегированное, за которое необходимо заплатить 1 млрд долларов. Подробнее об этом — в нашем материале.
Накануне, 22 января, Трамп во время Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе официально ратифицировал устав «Совета мира», утвердив его в качестве официальной международной организации, сообщил его офис.
Потенциальные выгоды для России от участия в Совете
В предложении Трампа для России вступить в «Совет мира» есть потенциальные выгоды для России в текущем международном контексте.
Во-первых, это разрыв западного единства. Инициатива американского президента позвать РФ, вероятно, не согласована с европейскими союзниками США. И участие России в Совете могло бы усилить возникший раскол между США и Европой. Особенно если последняя будет видеть в новой организации инструмент для сделок в обход существующих институтов.
Тем более, что появление новых площадок для межгосударственных диалогов, решения отдельных проблем и выработки новых моделей глобализации, устраивающих мировое большинство, — это объективный процесс, сказал в беседе с ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
По его мнению, сейчас старые международные институты, в том числе Всемирная организация здравоохранения и Международная организация по миграции, превратились в трансляторов глобалистской повестки и деградировали.
Инициативы, подобные «Совету мира», БРИКС или ШОС, будут либо вновь появляться, либо обретать принципиально новые наполнения, добавил эксперт. В этом смысле появление «Совета мира» — позитивное явление, уверен Сипров.
Хотя, уточнил наш собеседник, инициатива создания этой организации принадлежала изначально глобалистам — исходила она от британцев. Они, сталкиваясь с дефицитом ресурсов, решили за счёт других стран, по сути, восстановить свой мандат на управление Палестиной — для начала в рамках сектора Газа, добавил политолог.
Для реализации этого проекта британцы вывели из «долгосрочного политического карантина» своего бывшего премьер-министра Тони Блэра, чтобы сделать его председателем Совета, отметил Вадим Сипров.
«Дональд Трамп вовремя перехватил эту инициативу, взял её в свои руки, практически отжал у англичан идею и наполнил её новыми смыслами. А именно: предложил общими силами восстановить территории сектора Газа, которые были разрушены и пострадали в ходе военных действий между ХАМАС и Израилем», — пояснил наш собеседник.
Однако пока, по оценке эксперта, проект Трампа напоминает скорее идеи по переустройству города Васюки из романа «12 стульев» писателей Ильфа и Петрова. Но сейчас над Трампом не стоит потешаться, так как пока это только ещё не оформившиеся идеи. Но важно, что президент США — консерватор и традиционалист — перехватил у глобалистов эту идею, подчеркнул собеседник ForPost.
И очень символично, что 22 января Трамп официально учредил «Совет мира» и сделал это «очень красиво» в «самом глобалистском клоповнике» — в Давосе в ходе Всемирного экономического форума, на «главной интеллектуальной и концептуальной площадке глобалистов», уверен политолог.
«Очень мощный жест, — считает Сипров. — И надо отдать должное отваге и той энергии, с которой Дональд Трамп громит этих мерзавцев, которые пьют кровь у всего человечества. Так что инициатива американцев по созданию такой площадки представляется как минимум конструктивной — это поиск новых форм диалога между государствами».
Другие плюсы присоединения РФ к «Совету мира»
Во-вторых, участие России в «Совете мира» даст дипломатическую легитимацию. В условиях частичной изоляции Москвы, устроенной странами Запада из-за спецоперации на Украине, участие РФ в любой новой международной структуре с главой США может быть представлено как признание неизбежности диалога с Россией и её ключевой роли в глобальной безопасности.
И вполне возможно, что Россия и ряд стран Глобального Юга войдут в «Совет мира» — США в этом заинтересованы, особенно в свете углубляющегося конфликта между американской администрацией и евро-американскими глобалистами, продолжил Вадим Сипров.
В-третьих, Россия может получить ещё один прямой канал связи на высшем уровне. Тем более, что администрации Дональда Трампа нужна поддержка международного сообщества, подчеркнул политолог.
«Как видим, у нас общий противник, и, на мой взгляд, было бы благоразумно использовать любые форматы коммуникаций, в том числе "Совет мира"», — отметил собеседник ForPost.
Участие в «Совете мира» поможет снять с России часть санкций
В-четвёртых, участие России в «Совете мира» помогло бы ей получить позитивные пиар и повестку. Москва могла бы использовать организацию для продвижения своей повестки многополярного мира, критики устаревших мировых институтов и Запада за нежелание вести диалог.
Президент Владимир Путин уже озвучил позицию России по вопросу присоединения к Совету, напомнил руководитель «Института коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
«Так как он выступил с конкретными предложениями, то можно предположить: если американская сторона не будет возражать, что Россия войдёт в "Совет мира", но, видимо, не на правах рядового участника, а одного из соучредителей, то присоединение РФ к этой организации — вопрос очень непродолжительного времени», — считает эксперт.
Позитивный ответ Москвы на приглашение в Совет будет дан, может быть, в течение нескольких недель, допустил политолог.
Передача Россией 1 млрд долларов в бюджет организации должна стать необходимым прецедентом разморозки активов РФ, заблокированных в США, в противном случае эти деньги никто бы не вернул Москве, добавил эксперт.
Это могло бы принести России торговые или санкционные послабления. Теоретически, участие в «Совете мира» стало бы разменной монетой для частичного ослабления некоторых ристрикций Запада или обсуждения сделок.
Кто из ключевых партнёров Москвы может войти в Совет
В общем, сейчас перед Россией стоит задача помочь Трампу в создании этой новой структуры, которая будет работать в том числе на формирование более справедливого многополярного миропорядка, полагает собеседник ForPost.
«Я считаю, что после того, как туда войдёт Россия, встанет вопрос о членстве в "Совете мира" Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и других стран, которые составляют костяк БРИКС», — сказал политолог.
Вполне возможно, спустя некоторое время — в случае удачной реализации проекта по восстановлению сектора Газа — круг вопросов «Совета мира» расширится, предположил Вадим Сипров.
Но в первое время основная проблематика будет касаться стабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке, заключил эксперт.
«Вызов, с которым столкнётся "Совет мира", — противодействие глобалистов, — уверен наш собеседник. — Они пока ещё сильны, они выбрали конфликтный путь в своих отношениях с нынешней американской администрацией. Естественно, их деятельность будет нацелена на то, чтобы парализовать работу "Совета мира". Тем более их представители там тоже есть — тот же Тони Блэр, его туда включили, правда, не в качестве председателя, а просто представителя Великобритании».
Риски для имиджа России
Однако могут возникнуть риски негативных последствий от присоединения России к «Совету мира».
Инициатива создания организации исходит лично от Дональда Трампа, известного своей непредсказуемостью. И все выгоды от сотрудничества с этой структурой могут исчезнуть из-за изменения его политической позиции или после следующих выборов президента США в 2028 году.
Согласие Москвы на участие в Совете и другие действия, связанные с присоединением к работе этой структуры, позволят Трампу преподнести это как свою победу, не предлагая России гарантированных ответных шагов. Хотя, возможно, о них донесено РФ в закрытом режиме, и пока они будут скрыты от публики.
Может быть поставлена под сомнение внешнеполитическая позиция России, которая критикует правила, навязанные Западом, и отстаивает ключевую роль ООН, Совета безопасности ООН.
Ещё могут охладиться отношения с основными партнёрами. Китай, Иран и другие страны, не приглашённые/не вошедшие в «Совет мира» или выступающие против сделок с Западом в обход многосторонних форматов, могут расценить шаг Москвы как попытку сблизиться с США за их счёт.
Также может быть удар по имиджу как внутри России, так и на Глобальном Юге. В РФ часть граждан может воспринять присоединение к Совету как капитуляцию перед Западом после долгой конфронтации. Среди стран Глобального Юга, которых не будет в организации, образ России как независимого центра силы, противостоящего западному давлению, может серьёзно исказиться.
В конце концов, это может легитимизировать обходные манёвры Запада. Решением о присоединении к Совету Москва помогла бы узаконить практику создания Западом альтернативных структур, которые могут стать конкурентами ООН, что вряд ли соответствует интересам России в долгосрочной перспективе.
Стратегическая дилемма: прагматизм против принципов
Перед Россией стоит сложный стратегический выбор. В нём прагматичные краткосрочные выгоды — потенциальная разморозка активов и прямой диалог с Вашингтоном — необходимо тщательно взвесить с долгосрочными рисками для внешнеполитического суверенитета РФ и её имиджа независимого центра силы.
Решение об участии в «Совете мира» будет тестом на способность Москвы адаптироваться к быстро меняющейся архитектуре мирового порядка, но не поступаться своими ключевыми принципами и не подрывать доверие стратегических партнёров.
Для России и её граждан этот шаг может означать переход от конфронтационной риторики к сложной дипломатической игре с очень сложным партнёром — США, — где цена ошибки высока, но и упущенная возможность может быть значительной.
В конечном счёте успех будет зависеть от чёткого понимания национальных интересов и умения превратить временный тактический альянс в инструмент для укрепления многополярности.
Алексей Лохвицкий







Щедрость на 1млрд.долларов для "кого"(все знают ,но промолчим)за счет налогоплательщиков России,мы же все стерпим- повышение цен на ЖКХ и продукты питания( не провокация )?
Я предлагаю лучше: никуда не вступать, не выступать, а деньги прятать в оффшоры и т. н. активы" за кордоном ( так, чтобы народ о них не ведал).