Политический кризис в Болгарии вступил в острую фазу: отставка президента, угроза роспуска парламента и затяжная нестабильность власти указывают на системный сбой всей модели управления. События в Софии отражают нарастающий разрыв между политическими элитами и обществом, а также кризис доверия к проевропейскому курсу, который страна последовательно проводила последние годы.
К отставке президента Румена Радева и выходу парламента на грань роспуска, что называется, всё шло. Буквально пару недель назад в Софии чуть не приключился свой маленький Майдан. Или не Майдан, а просто взрыв законного возмущения граждан — как посмотреть. Тогда власть устояла, но скатывание в крах продолжилось. И вот Румен Радев умыл руки, заявив очевидное: нынешняя власть потеряла доверие граждан. А также произошёл «окончательный раскол между политическими элитами и гражданами Болгарии» (с). Он должен был распустить парламент, но оставил это в наследство вице-президенту Йотовой.
В политический кризис Болгария начала проваливаться три месяца назад. Тогда власть намеревалась перевести страну на евро, в связи с чем резко повысить налоги.
По всей стране полыхнули протесты, закончившиеся роспуском правительства Росена Желязкова, сформированного системной европартией ГЕРБ. Впрочем, правительство по факту не ушло, а продолжало «исполнять обязанности».
Президент Румен Радев не желает иметь с этой партией ничего общего. Он даже ушёл, намереваясь создать собственную партию, чтобы принять участие в выборах. Вероятнее всего, партия эта будет евроскептической и декларирующей сближение с Россией и выход из украинской повестки. Но главное — никаких связей с ГЕРБ. Эта партия — самая токсичная субстанция в нынешней болгарской политике.
Которая, придя к власти в 2009 году с результатом около 40%, с тех пор яростно цеплялась за власть, постепенно теряя популярность. Она свято блюла курс брюссельских бюрократов и соросовскую повестку. На крайних выборах в 2024 году её рейтинг был чуть более 25%.
Но она раз за разом сохраняла власть при помощи одного и того же фокуса: вступала в коалиции с якобы «конкурирующими» партиями, которые внезапно забывали о своих предвыборных платформах, чтобы чуть-чуть прислониться к власти. Ожидаемо, эти «одноразовые партнёры» мгновенно теряли поддержку избирателя, но на следующих выборах находились другие такие же.
Подобный фокус евролиберальные ловкачи из ГЕРБ проделывали уже много раз — куда больше, чем может показаться. Потому что за крайние пять лет эти выборы в Болгарии будут уже восьмыми. Политическую систему страны просто лихорадит и разматывает. Это уже судороги.
Все, кто мог стать новыми партнёрами ГЕРБ, уже израсходованы. Дольше всех держались социалисты, но в 2024 году и они решили «подзаработать». Теперь их рейтинг — вообще без шансов на попадание в парламент. Разумеется, если им не «помогут». Кстати, вице-президент Йотова — как раз социалистка. И то, как совершил свой уход президент Радев, оставив ей самой подписывать указ о роспуске парламента (а по факту — о закрытии собственной партии), показывает уровень презрения.
Впрочем, сам Румен Радев — тот ещё «гибкий политик», что он демонстрировал уже неоднократно. Рассчитывать и нам, и болгарам следовало бы на местных несистемных радикальных евроскептиков из правой партии «Возрождение», которая выступает против НАТО, против ЕС и против Украины. Её рейтинг сейчас активно растёт. Она активно действовала во время протестов ноября 2025 года. Вопрос в том, дадут ли ей победить или будет как в Румынии.
Но даже если партии ГЕРБ или кому-то из ей подобных нарисуют победу, а лидеров «Возрождения» посадят в тюрьму или просто отстранят от политики, это уже мало что будет значить. По факту болгарская политическая система просто падает. И разрыв между народом и политическим классом становится абсолютным. К чему это может привести в условиях современной странной ситуации в европейской политике — вопрос открытый.






