3717

Изучаем путинизм

Генезис у него постреволюционный, и задача – не реставрация (которая невозможна), но преодоление революции в гегелевском смысле.
Изучаем путинизм

Бывший замглавы АП РФ ув. В. Ю. Сурков уже много лет, как покинул этот пост, однако не утратил способности привлекать внимание публики своими выступлениями. Что далеко не со всяким отставным вельможей случается. Чаще их надежно поглошает медленная Лета.

На этот раз ув. В. Ю. Сурков призвал по-настоящему изучать путинизм, "Как действующую идеологию повседневности со всеми его социальными инновациями и продуктивными противоречиями. Потому что путинизм представляет собой глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования". Это "Очень полезное начинание. Будьте интеллектуальны. Мыслите — существуйте. Все вещи мира были когда-то идеями".

Несколько режет ухо американизм "лайфхак", переводимый как "маленькая хитрость" (была такая поучительная рубрика в журнале "Наука и жизнь"), ибо получается, что В. В. Путин изобрел глобальную маленькую хитрость. Раньше употреблялось родное слово "смекалка". "Глобальная политическая смекалка" звучит как-то естественнее и при этом сувереннее.

Но если не придираться к словам, то ув. В. Ю. Сурков вполне имеет право вписать путинизм в тот же ряд, что и цезаризм с бонапартизмом. Каковые явления тоже описывались вполне апологетически.

Историк Т. Моммзен так воспевал глобальную смекалку Г. Ю. Цезаря:

"Он великий полководец, оратор, писатель, но все эти свойства вторичны, дополнительны, всем этим он стал только потому, что был в первую очередь и в полном смысле слова государственным человеком. Основная же особенность его государственной деятельности и его личности — полнейшая гармония. Потому ему и удавалось то, что было недоступно другим политическим деятелям: сплочение под своей властью самых разнородных элементов и коалиций, т. е. проведение надсословной, надклассовой политики, результатом которой было возрождение римской нации. Его цель — восстановление древней царской власти; одновременно он сумел сохранить верность своим юношеским идеалам демократии. И как работник и творец живет еще после многих веков в памяти народов — первый и в то же время единственный император Цезарь".

Понятно, что многие современники Цезаря – причем не только Брут и Кассий, вспомним хотя бы Цицерона – оценивали его лайфхаки несколько иначе, гораздо более критически, но такое разномыслие неизбежно.

Со смекалкой Бонапарта тоже на этой линии. Юный Пьер Безухов своей апологетической аналитикой прямо-таки ужасает публику в салоне m-lle Шерер: "Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее. Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее".

А ему вторили Пушкин:

"Сей муж судьбы, сей странник бранный,

Пред кем унизились цари,

Сей всадник, папою венчанный" --

и Лермонтов:

"Ты погибал... и он явился, с строгим взором.

‎ Отмеченный божественным перстом,

И признан за вождя всеобщим приговором,

‎И ваша жизнь слилася в нем, —

И вы окрепли вновь в тени его державы,

И мир трепещущий в безмолвии взирал

На ризу чудную могущества и славы,

‎Которой вас он одевал".

При этом оценок противоположного характера тоже было более, чем достаточно.

Но если брать сухой остаток, то у всех этих лайфхаков, отделенных друг от друга веками и даже тысячелетиями, наблюдаются сходные черты.

Цезаризм определяется, как политический режим, при котором авторитарная власть организуется на псевдодемократических принципах. Правитель, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объёме, сохраняет при этом для вида демократические учреждения и формально признаёт, что власть делегирована ему народом, который остаётся единственным сувереном.

Бонапартизм – как послереволюционный примиряющий режим, основанный на том, что все социальные группировки и фракции если не разбиты, то крайне потрепаны, что создает относительное равновесие, позволяющее смекалистому правителю искусно лавировать. При этом режим хочет облагодетельствовать все классы, но больше всего он боится самодеятельности этих самых классов.

Путинизм, соответственно, развивает традиции Божественного Юлия, а также дяди и племянника. Тем более, что генезис у него тот же самый – постреволюционный – и задача та же – не реставрация (которая невозможна), но преодоление революции в гегелевском смысле.

Изучать столь исторически укорененный лайфхак – действительно очень полезное начинание.

Ибо если считать, что его ветром надуло или же, что его породило русское народное невежество, то получится, что подобные удивительные незадачи в веках случаются постоянно, причем с самыми передовыми для своего времени народами, каковыми были римляне, и французы. Можно, конечно, и так думать, но тогда не стоит удивляться тому, что мыслящие в этом роде и выглядят дураками, и остаются в дураках.

Другое дело, что цезаризм при всей своей смекалистости есть неустойчивое игралище исторических судеб. И не менее полезным начинанием было бы задуматься, во что он может переродиться. Но этого по большому счету даже ув. В. Ю. Сурков не знает.

Максим Соколов

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Бывший севастополец
312

История рассудит. "Сейчас посмотрим, какой такой Сухов", -  из "Белого солнца пустыни", реплика героя П. Луспекаева.

Profile picture for user Ris
723

Не буду вдаваться в разбор путинизма, отмечу только, что уровень и качество жизни падает, реформы антисоциальные принимаются....