В самом древнем городе России — Керчи, где летом 2018 года на фестивале «Боспорские агоны» прошла премьера фильма Васильева «Продавец игрушек», а годом ранее — фильма «Герой» ( в главной роли которого снялся Дима Билан), живут поразительно тёплые и искренние люди.
«Я очень ценю искренность. Искренность людей. Я ведь исколесил всю Россию вдоль и поперёк несколько раз. И понял, что города и страна наша по-настоящему открываются мне через людей», — говорит Юрий Васильев.
Сергей Абрамов (слева) и Юрий Васильев, автобус Симферополь – Керчь, июнь 2018
«Люди, которые живут в этом городе, впитали историю — и сразу мне передали. Они мне открылись, и я им тоже открылся. Эти люди показали мне Керчь так, что я как будто прошёл от античности, через катакомбы Аджимушкая и могилы бойцов Керченского десанта к Крымскому мосту. И сразу связалось прошлое и будущее», — говорит Юрий Васильев.
Талантливая страна
У нас очень талантливая страна и очень талантливые люди — с этой мыслью народного артиста можно только согласиться.
«Я только терпеть не могу, когда поливают мою страну, ничего для неё не сделав, — продолжает он. — Я тоже вижу все недостатки. Я прошёл через многое. Я знаю чиновничество, которые ведут себя так, как будто им все должны. Но я люблю Россию. И я вижу также других людей, которые делают для России очень много. И я с этими людьми. Я никогда не хотел уехать. Никогда. Ни при каких обстоятельствах».
«Я добровольцем поехал в Афганистан, чтобы выступить с концертами перед нашими воинами в 1986 году, — говорит Васильев. — Я был в этом искренен. Мне хотелось увидеть истину об этой войне, узнать правду, понять, что это такое. Я был в таких местах, где не был ни один актёр, куда даже Кобзон не доезжал. Это кишлак Руха, Панджшерское ущелье — страшное место».
В Афганистане Юрий Васильев видел смерть, свистящие над головой пули, видел, как часовые засыпали на постах, как афганские дети — бачата — побрасывали нашим наркотики, видел предателей и молящихся в тюрьмах душманов (афганские моджахеды — «духи»).
«Нам один офицер предложил посмотреть духов. Ну мы пошли. Идёт намаз, а они за решёткой. Сидят и молятся. Красивые 20-летние ребята. И вот намаз закончился, один из духов поворачивается и пальцем манит нашу костюмершу, ещё и подмигнул. Этих духов потом на наших меняли», — вспоминает он.
Водка с ядом
Перед поездкой артистов предупредили, что в Афганистане очень плохая вода. Также предостерегли, что, если покупать водку в Кабуле, то её нужно проверять, потому что водку травили. Поэтому брали кусочек сахара и капали на него водкой. Если сахар синел, значит, водка отравленная.
Артистам сказали, чтобы с собой для дезинфекции взяли виски. Только виски. Но в 1986 году достать виски было невозможно, он не продавался, как сейчас, в магазинах. Пришлось через знакомых стюардов, которые летали за границу, достать этот дорогущий виски. А в ночь перед вылетом в Кабул, куда группу сопровождал подполковник Серов, вышел закон, что провоз алкоголя в Афганистан запрещён. И артисты оставили всё спиртное в Доме офицеров, не повезли, иначе бы его всё равно забрали.
Интересно, что возглавляла группу московских артистов уже ставшая известной на весь Союз Ольга Аросева («Кабачок „13 стульев”», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники»). Она про антиалкогольный закон ничего не знала. И когда военные её узнали, то даже не досмотрели перед посадкой на борт, и всех остальных артистов не досмотрели, поскольку Аросева сказала, что это все с ней. В итоге в Афганистане алкоголь был только у неё.
Важность дисциплины
В Кабуле артистов поселили в полку связи 40-й армии. Командовал там полковник Буянов, а потому часть солдаты называли «Буяновкой». Рядом был знаменитый дворец Амина, врытые в горячую землю танки и подземный ход к бассейну и кафе, где владелец дворца развлекался. Концерт давали в небольшом зале на территории части.
Юрий Васильев играл отрывок из произведения Шукшина «Даёшь сердце!», где в конце он должен был трижды выстрелить из ружья.
Полковник Буянов узнал, что заготовлен такой финал, и выдал артисту винтовку «Ли-Энфилд» (советские военные называли её «английская винтовка Бур»), с ней он и вышел на сцену. Во время спектакля начался обстрел «Градами», артисты на сцене вздрагивали, а солдаты посмеивались.
Через пару дней московские гости уже не обращали внимание на грохот орудий.
Перед выступлением Буянов отвёл гостей из Москвы в отдельную комнатку: закрыл дверь и отодвинул шторку со школьной доски. Там была фотография российского военного без головы, без рук и без гениталий. Так моджахеды поступали с русскими. Этой фотографией артистам — людям, далёким от правды войны, — объяснили, как важно соблюдать дисциплину.
Всех русских афганцы тогда называли «шурави» (историческое название советских военнослужащих во время Афганской войны), и для них не было разницы, при погонах человек или в штатском.
«Были случаи, когда наши солдаты нарушали дисциплину. Потому что молодые, неопытные. Увидел яблоньку, захотел этих яблок сорвать, пошёл в сад, а там: „Эй, шурави, иди сюда, кушай яблочки”… Магазины у них были без окон, с высокими прилавками. Наши туда заходила, а потом не выходили. И находили тела наших ребят в канавах, в водопроводе. Поэтому нас в магазинах сопровождали по двое автоматчиков. Когда был первый вывод советских войск, моджахеды сказали, что шурави из Афгана не выйдут живыми», — рассказывает Юрий Васильев.
Какой же я захватчик?
«На авиабазе в Баграме у нас было много концертов, — вспоминает Юрий Васильев. — И после первого концерта вышли на сцену 11 офицеров. В качестве подарка они нам вручили форму. Мне также подарили командирскую фуражку со звездой, я сразу отдал её Ольге Аросевой, как нашему командиру. Также выдали 30-килограммовые бронежилеты, мы всего один раз использовали — слишком тяжёлые, а форму надели».
Военные посоветовали артистам при движении колонны сидеть на броне бэтээра, поскольку, если граната попадёт внутрь бронемашины, то там всех размажет по стенке, а тех, кто на броне, — разбросает в стороны. Поэтому артисты сели на броню, а концертные костюмы спрятали внутрь машины.
«Когда сидишь на броне в военной форме, через кишлак проезжаешь… Дети бегут за тобой, кричат: „Шурави!”. Женщины смотрят. И неловкое чувство возникает, что ты захватчик», — рассказывает Юрий Васильев, поясняя, что с реальностью это чувство не имеет ничего общего.
Это ударило по сердцу и врезалось в память именно потому, что самоощущение себя в тот момент стало поперёк его главной ценности — искренности. Его просто «загримировали», облачив в военную форму, поместили в «декорации», и в этих условиях он был зрителем, а «артистами» были другие — российские военные и те, кто им противостоял.
Дикость
«Я тогда всё понял об этой войне. Я понял, что войны бесполезны, и что афганский народ победить невозможно. Его многие пытались победить и сейчас пытаются, но ничего не получается. Ещё я понял, что война — это дикость. И что нельзя доводить конфликты до войн, особенно — гражданских.
Мы как-то в Баграме сидели за столом с прекрасными командирами. Они нас своими телами были готовы закрывать, потрясающие люди. И вдруг звонок, и начинается операция, а потом узнаёшь, что кто-то из этих парней погиб. Ночью работали „Грады”, а утром наша колонна двигалась по единственной дороге через пустыню и попадала под обстрел почти всегда. А ребята просто говорили, что это неприятное место. А когда мы говорили, что мы дальше летим в Руху, с нами переставали разговаривать, как будто сразу хоронили. А когда кто-из командиров узнал, что мы в Руху собрались, то на Аросеву просто заорали, чтобы нас там не было. Слишком опасное место, а мы там уже два концерта дали», — вспоминает Юрий Васильев.
Концерт в "Метро"
На концерт на передовую московские артисты летели с двумя «вертушками» сопровождения, которые по пути отстреливали «тепловые ловушки».
Над лопастями чистое голубое небо, нещадно жарит солнце, раскаляя металл оружия, а под ногами — как будто мягкие горы, хоть танцуй по ним. Спустились ниже: плоская вершина горы усеяна сожжённой советской техникой, искорёженными танками, как будто на дворе 1942-й. После приземления, не останавливая лопастей, артисты выгрузились из вертолёта, сфотографировались с десантниками — это были бойцы дивизии будущего президента Чечни Джохара Дудаева, и спросили: «А где же зрители и где будем играть?».
Зрители спускались с дальней горки: все в пыльной форме. Они только вернулись из Панджшерского ущелья (где находилась половина учебных лагерей повстанцев), через которое поставлялась основная масса оружия для душманов и лазурита в Пакистан. Наши бойцы-снайперы сидели на вершинах гор и «ловили» это караваны повстанцев.
Артисты встретили военных в чистых костюмах и белых рубашках, Ольга Аросева была в шляпке «Моника». Юрий Васильев вспоминает, что было какое-то чувство нереальности. Но артисты своими выступлениями дарили военным радость, их долго ждали. А после концерта Аросевой солдаты принесли будет горных цветов, при том что вокруг сплошная пустыня.
«Нас встретил майор с овчаркой, сказал, что после концерта будет бой. Духи увидели вертушки — значит, кто-то важный прилетел. Сам концерт играли под землёй. В специальных бункерах, которые наши военные называли „Метро”. Дали концерт, попрощались, уехали. Через день нам говорят, майора того убили. И ты сразу ощущаешь этот ужас потери. Только ты с человеком познакомился... В госпиталях самое страшное — выступать перед ребятами, которые без руки, без ноги. Не можешь смотреть им в глаза, потому что стыдно, хотя понимаешь, что ни в чём не виноват перед ними. Я свою миссию выполнял, они свою», — делится Юрий Васильев.
Крик
«Я провёл в Афгане 15 дней, но жена говорила, что потом ещё несколько лет подряд кричал во сне: „Операция «Гранит»”, — говорит народный артист. — Но я горжусь, что не струсил тогда. Потому что многие отказывались, не все ехали. А я поехал, ни секунды не колеблясь».
«Перед поездкой в Афганистан было странное чувство. Меня приглашали во время круиза дать концерты на теплоходе „Адмирал Нахимов”. Я должен был на нём плыть, но из театра не отпустили. А потом я узнал, что он утонул. А через две недели я уже летел в Кабул. И где-то в голове пробегала мысль, что меня там пронесло, но может зацепить в Афгане.
Но страха тогда не было совсем. Он появился потом, после возвращения с войны. Когда мне на гастролях в разных городах и странах мерещился Афганистан, когда я напрягался, проезжая светофоры, замирал, когда на дорогах останавливалось движение, потому что в Афгане мы привыкли на перекрестках сразу выглядывать в окна и смотреть, чтобы бачата не ставили итальянские магнитные мины под днища машин», — делится Юрий Васильев.
Спастись от апокалипсиса
«Во время перестройки, которую я принимал с надеждой, я был у своего друга Ханса Петера в ФРГ. И он мне сказал: „Поверь Юрий, что Россия — духовный центр мира”. А сейчас я вижу, как мой духовник — отец Вадим — за 15 лет из заброшенного храма в Мансурово сделал один из красивейших храмов Московской области. Я вижу, как много молодых людей туда приходят», — говорит Юрий Васильев.
Он считает, что Россия, которая пока ещё сохраняет православие, может спастись от апокалипсиса, который уже идёт в душах. Который шагает по Европе, где уже нет различий между «он, она» и «оно». Нужно цепляться за тех, кто мир предпочитает войне. Нужно прятать дурацкие амбиции и никогда не доводить проблему до крайностей. Решать сложности — как во дворе — до первой крови. Но самое главное — научиться слышать и слушать.
«Откуда возьмутся такие люди?» — спросил автор этих строк у Юрия Васильева.
А он ответил: «Из детства, где всё по-настоящему и всё искренне».
Искренняя реакция — это отклик. Именно то, что нужно детям от их родителей. Тогда они — наши дети, будущее нашей страны — вырастут ответственными, самостоятельными людьми, ценящими свои семьи и свою Родину. Такую искренность Васильев видел в колонне Бессмертного полка. Он 7 часов шёл с портретом своего отца и думал, что упадёт от жары.
Но когда увидел годовалого ребёнка в майке с надписью «За мной Победа» и когда услышал, как люди поют «Катюшу», то понял, что у нас есть будущее.
Уроки отца
«Мой отец был известным новосибирским художником, фронтовиком. Папа был для меня примером во всём. И в этом большая заслуга мамы, которая культивировала авторитет отца. Однажды отец сказал, что мы со страшим братом должны сами убирать в доме и помогать маме, мы тогда жили в коммунальной квартире. Мне было 3 года, а брату — 9. Была его очередь мыть полы, а он побежал на улицу играть. Отец сказал маме, чтобы она сама ничего не делала, а ведро с водой оставила посреди комнаты — и что стоять оно будет до тех пор, пока мой брат не вымоет пол. После этого он просил друзей подождать, мыл полы и только потом шёл гулять.
Я этот урок запомнил и как-то попросил соседку набрать мне ведро воды, сам до крана не дотягивался. Дело в том, что мама только вымыла дом и ушла на работу, а я вылил это ведро и стал возить тряпкой. Мама потом поставила меня в угол за самодеятельность, а я сказал, что хотел, чтобы было чисто-чисто. Отец заступился за меня, сказав маме, что так можно отбить всё желание помогать. Тогда мама обняла меня и научила мыть полы. И с тех пор я всё время мыл полы и занимался уборкой», — рассказывает Юрий Васильев.
Когда будущий театральный артист стал подростком, отец взял его в «домашний художественный совет». Например, старший Васильев, который во время войны был картографом маршала Рокоссовского, делал какую-то работу: карикатуру, плакат, медаль или значок… У него всегда было несколько вариантов. А потом спрашивал у сына, который из вариантов в итоге одобрят на худсовете. Советуясь с сыном, всерьёз интересуясь его мнением, Борис Васильев воспитывал своего сына — будущего народного артиста. И что интересно, выбирали всегда те значки, на которые указывал сын художника.
Свои уроки
«А есть мои уроки, которые я приобрёл в Германии, у друзей. Мы туда приехали с Сашей, с моим сыном. Нас встретили, пригласили в свой дом. Подарили нам подарки — мне, жене, Саше. Они спрашивают у Саши: „Саша, что ты хочешь?”. Он говорит: „На рыбалку хочу”. Мы поехали на рыбалку, на речушку. И сидели долго. Он поймал, действительно сам, маленького угрика. Ну что, поехали его жарить. Мой друг Ханс Петер поставил сковородку, зажёг конфорку и говорит: „Саша, ты хочешь жарить этого угрика или отпустить его?”. Саша посмотрел на угрика и сказал, что хочет отпустить. Ханс говорит: „Хорошо”. Снова заводит машину, выводит её из гаража, мы снова едем за 10 километров до речушки, и сын отпускает этого угрика. И ему подарок от Ханса со словами: „Ты очень правильно сейчас поступил”.
Нужно поддерживать всю инициативу, все правильные решения детей», — делает вывод Юрий Васильев.
Вот так он и живёт. Поняв однажды, что искренность с собой и другими — едва ли не главное в жизни, он в свои 63 года продолжает выходить на сцену. С любым зрителем Юрий Васильев всегда остаётся искренним, и когда его исповедь принимается залом, наступает абсолютная тишина.
Сергей Абрамов
Фото Александра Беланова
Обсуждение (18)
А вот я не люблю театр. И артистов. Все то у них ненатуральное. Слова чужие, мысли чужие, поступки наигранные. Не живут, а играют несыгранные ими роли. Опять же, самооценка завышенная. Н у кого в мире могут интересовать их мысли по всякому поводу? ! Что ни слово, то цитата, что ни предложение, то текст из какой нибудь пьесы. И говорят они с такими же интонациями, что на сцене...в зал.Перевести их на саоокупаемость и...конец им с петухами! А то привыкли, что им госудрство приплачивает...Очень много у нас развелось представителей "мертвой" культуры. Богема... А в натуре...обыкновенные люди с темиже запросами,болячками и прибамбасами. Ненужным делом занимаются,бесполезным.-https://youtu.be/wMV6XIHjt2E
отталкивающий и неприятный хвастун
Искусство умерло. Любое. Вот какие виды искусства есть, все умерли. Кинематограф пстал росто опасен,одни пришельцы и извращенцы. Литература тоже ушла в бредни типа Гарри Портера и пр. ... Поэзия уничтожена. Никто давно не вспоминает о том, как в России выбирали КОРОЛЯ ПОЭТОВ и это были гении слова и мысли. Золотой век...серебряный век. Где все это?! Театр...это одна сплошная богадельня с тысячами тунеядцев. Архитектура стала напоминать пластилиновых кукол из кинофилтма про Гулливера. Ну! что там еще осталось? Балет! Это ваще Содом и Гоморра с скандалами и воровством денег.
Мысли куриные. Нравы меркантильные. Сюжеты нереальные. Авторы ненормальные.Актеры все на одно лицо. Сидят на шее у народа и награды получают ежегодно. И чем бесталаннее актер, тем выше награда.
to Военрук Большого театра: Угу. Все вокруг стало говно. Странно, ведь люди как были, так и остались Д`Артаньянами. Неартисты особенно.
Всё зависит от ситуации в стране.После революции и гражданской войны кино и театр заполнили самородки.Все были гениальны и не похожи друг на друга.Сейчас же, когда народ развратился и отучился работать, самородка не найдёшь. Вроде и деньги есть и актёры есть, а фильма нет. Все актёры похожи друг на друга, как близнецы.Поменяй местами, ничего не изменится.Парадокс...
У каждого своя стезя в жизни: у кого - воевать, у кого - с концертами перед солдатами выступать...
Кобзон не доезжал... Прямо из Гафта: На свете меньше есть армян, чем фильмов,где сыграл Джигарханян.
Про Кобзона зря.Иосиф Давыдович никогда не прятался и в Афгане бывал регулярно в самых конкретных местах( а Чернобыль,Норд-Ост),а хвастаться - себя не уважать.Творческий криз однако у Васильева,зыбывать стали героя?!Повесьте себе медальку организатора фестиваля в Крыму.
Слушайте! Театр сатиры...это кажется бывший Райкина?
Меня всегда удивляло. с каким апломбом и напором эти актеры рассуждают на все темы, о которых не имеют ни малейшего представления. Я понимаю инженер, или медик, или историк, или архитектор и т.п. рассуждают о предмете,который им знаком,но эти...повторяют чужие мысли и слова, стараясь выговриться и высказаться как можно более витеивато и заумно.
Меня поражает и другое, с каким удивительным постоянством, их приглашают в Кремль, на ТВ и там они делятся с народом своими чувствами и ощущениями. Нет искусства сегодня, это я вам говорю! А я знаю о чем говорю. Да.вы и сами это видите и понимаете, только подыгрыаете актерам в их пантомимах и рассуждениях НИ О ЧЕМ. У нас вся эта сфера,именуемая искусством, незаслуженно пользуется всеми привелегиями.которые страна и народ должны воздавать только ЛУЧШИМ. Их толпы и все они дотационны,даже те что собирают полные залы. А толку от них НОЛЬ!
Патриотов в этой среде МИЗЕР,зато либералов пруд пруди. Я уже не говорю о том, какой пример они показывают в личной жизни. Ну и т.п.
Во время Чеченской войны один наш командир рассказал мне о детях Афганистана, как они стреляли в наших. Он тогда у меня спросил, вот что делать? Ведь они дети... Пусть меня осудят, но я бы выстрелила в ответ...
to гайморит 66: Театр сатиры — это не «бывший Райкина» (у Константина Райкина — «Сатирикон»).
Театр сатиры — это Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Вера Васильева, Георгий Менглет, Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Александр Ширвиндт (нынешний руководитель)... и т.д.
Хреновый ты книгочей. К.Райкин это сынок А Райкина.
to татьяна русева: Главное — сказать что-нибудь оскорбительное, правда?
Я по наивности считал, что не нужно напоминать о том, чей сын К. Райкин... и сказал лишь, что Театр сатиры — не «бывший Райкина»; «бывший Райкина» — нынешний «Сатирикон», а Театр сатиры остался Театром сатиры.
Чё вы набросились, непонятно. "Даже Кобзон" - это похвала Кобзону. А артисты - специалисты жизни. Чтобы играть других людей, нужно очень хорошо замечать жизнь вокруг. У кого есть артисты знакомые, те поймут. А банальности о том, что специалисты бывают хорошие и плохие, оставим, ладно?
Артисты-специалисты... Замечательно! Конгениально! Феерично! Осталось уточнить жанр, в каком именно амплуа. Травести или герой любовник. А может оригинальный жанр? Клоуны на манеже,иначе коверные?
"Я не люблю манежи и арены. На них мильон меняют по рублю... Я это никогда не полюблю!"
Я был в таких местах...
Наверное эта песня про артистов-специалистов...
"Я по свету немало хаживал, Жил в землянке, в окопах, в тайге, Похоронен был дважды заживо, Знал разлуку, любил в тоске"
Еще в лихие девяностые видела его интервью, поразила с какаим ценизмом и откровенными подробностями Юра расказывал на камеру о своем адюльтере с молодой актрисой, поселившись на гастролях в хорошей (его слова) гостинице...Фу, противно даже вспоминать.
Одни о сельском хозяйстве беседы ведут , а другие землю пашут .