Освободить от государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) отдельные виды работ по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) предложила сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева 18 апреля в ходе круглого стола на тему «Проблемы приватизации объектов культурного наследия».
В первую очередь, речь идёт о противоаварийных работах, которые часто необходимо проводить в кратчайшие сроки, чтобы не потерять памятник.
Екатерина Алтабаева предлагает разделить связанную с сохранением ОКН документацию на два вида: рабочую и научно-проектную, и в отношении первой не проводить историко-культурную экспертизу.
По мнению сенатора, без ГИКЭ дело пойдёт гораздо быстрее, что положительно скажется на деле сохранения ОКН.
«Без сбережения объектов культурного наследия, которые достались нам от наших предков, говорить о сохранении своей истории и традиций невозможно», – приводит слова Екатерины Алтабаевой о важности темы «Парламентская газета».
Сейчас ремонтные и другие работы по сохранению ОКН проводятся с соблюдением большого числа требований, включая разработку научно-проектной документации, проведение ГИКЭ, получение согласования и разрешения уполномоченного органа, осуществление научного руководства и авторского надзора.
К работам по сохранению ОКН можно привлекать только организацию, имеющую специальную лицензию. В итоге возрастает не только стоимость, но и время проведения таких работ.
Противоаварийные работы в настоящее время проводятся на памятниках на основании проекта, разработанного в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению ОКН. Только при риске полной утраты памятника, в рамках неотложных мер по его сохранению, противоаварийные работы могут вестись параллельно с разработкой научно-проектной документации.
Проще некуда
В прошлом году уже были приняты изменения в Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…», которыми упростили требования к проведению работ по содержанию ОКН.
Севастопольских архитекторов и реставраторов такие нововведения насторожили: увеличивается риск потери памятника.
Такое же мнение относительно ухода от госэкспертизы при противоаварийных работах ForPost услышал от севастопольского реставратора Анатолия Пряшникова.
«Такая инициатива может выглядеть полезной и нужной, но я как специалист по реставрации, например, не понимаю, как её реализовать. А в нынешних условиях вообще считаю это крайне опасным. Если это делать, то делать нужно очень осторожно, консультируясь с настоящими экспертами. С одной стороны, проектная документация и её экспертиза, конечно, не добавляют скорости, а иногда и качества работам (некоторые проекты переделывают в процессе до 90 %), но с другой – это очень большие риски», – высказал свою точку зрения профессиональный реставратор.
Эти риски, по мнению Анатолия Пряшникова, связаны в первую очередь с тем, что в городе крайне мало квалифицированных специалистов в области реставрации.
«Это очень тонкая сфера, в которой нужно семь раз отмерить и один отрезать. В реставрации каждый шаг может привести к полной утрате объекта без возможности восстановления», – подчеркнул собеседник ForPost.
Ранее профессор МАРХИ и СевГУ, архитектуровед Елена Овсянникова отмечала, что реставрацию зачастую проводят по ангажированным тендерам «компании, чьи лицензии мало чем подкреплены», а в органах охраны памятников почти нет архитекторов, реставраторов и искусствоведов.
Таким образом, результат реставрации, по мнению Елены Овсянниковой, больше зависит от общей культуры заказчиков и исполнителей, чем от проектов и согласований.
Возвращаясь к теме предложений упрощения, нужно сказать, что Екатерина Алтабаева также призвала коллег проработать вопросы, связанные с ведением на территории объектов культурного наследия хозяйственной деятельности.
«Как правило, частные инвесторы, которые берутся за приватизацию, предполагают, что там будет объект туризма, ресторанный, гостиничный бизнес, исходя из возможностей, которые будут разрешены», – отметила сенатор.
По её мнению, если такая хоздеятельность не противоречит требованиям обеспечения сохранности памятника и позволяет функционировать объекту в современных условиях, то благоустройство территории, установка инженерных сооружений и систем, предназначенных для обслуживания ОКН, тоже может проводиться без экспертизы.
«Решение этих и других вопросов позволит наладить механизм приватизации ОКН и помочь будущему владельцу в правильной эксплуатации объекта», – отмечает сенатор от Севастополя.
Военные памятники
С 17 апреля уже вступили в силу изменения в законодательство, упрощающие ремонт памятников Великой Отечественной войны.
Ранее любой ремонт военных мемориалов также предполагал разработку научно-проектной документации и прохождение историко-культурной экспертизы. Теперь же для проведения косметического ремонта экспертиза не нужна. Речь идёт о малярных и штукатурных работах, укладке плитки и оформлении газонов.
«Дзот № 11, облицованная плиткой стела. Говоришь: её нужно шлифовать. А её красят каждый раз к 9 мая. Теперь получается, можно вполне законно это делать», – с сожалением отмечает Анатолий Пряшников.
По его мнению, в вопросах сохранения ОКН большую роль играет сознательность людей, а с этим в последнее время есть проблемы даже в Севастополе, именующемся патриотической столицей России.
В качестве примера он привёл субботник на оборонительной стене 7-го бастиона, который 18 апреля, в День памятников и исторических мест, он провёл вместе с другим севастопольским реставратором – Анатолием Тумановым.
«Он предложил мне привести в порядок эту территорию, сказал, что народу придёт много, что обещали. Привезли мы с ним инструментов на толпу, а приехали в итоге только мы вдвоём. Всё убрали, конечно, почистили, собрали в мешки. Благо муниципалитет обещал это всё вывезти. Вдвоём. А обещали прийти несколько десятков человек. Вот такая сознательность, вот так в городе чтут и сохраняют историческую память», – вздыхает Анатолий Пряшников.
Алина Громова
Обсуждение (4)
«…Он предложил мне привести в порядок эту территорию, сказал, что народу придёт много, что обещали. Привезли мы с ним инструментов на толпу, а приехали в итоге только мы вдвоём. Всё убрали, конечно, почистили, собрали в мешки. Благо муниципалитет обещал это всё вывезти. Вдвоём. А обещали прийти несколько десятков человек. Вот такая сознательность, вот так в городе чтут и сохраняют историческую память», – вздыхает Анатолий Пряшников…».
Странная логика…
Чтить и сохранять – это разные вещи.
Для именно сохранения имеется масса всяких «специальных» людей, со «специальными» зарплатами и «специальное» законодательство.
Пусть выполняют свою работу.
Чем больше вы за них «моете», тем больше они этому рады.
Тем самым ещё более развращая их чиновную лень…
ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского '11
Факультет:
Исторический факультет
Педагог историк?
Финансовый университет при Правительстве РФ (ЛФ) (бывш. ЛФ ВЗФЭИ) '15
Факультет:
Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»
Специальность: Менеджмент
Управление всем?
А так да проще будет , паровоз не даст соврать
https://sevastopol.su/news/samyy-izvestnyy-parovoz-sevastopolya-umiraet-sredi-vedomstv-i-polnomochiy
Шла сегодня по Таврической лестнице. Её продолжают курочить. Ну и какой смысл в так называемой реставрации если денег потрачено много, а лучше бы не трогали совсем. Она выглядела лучше до всех этих манипуляций. Просто какие то идиоты надписи сделали и их поймали. Это были не подростки, а вполне взрослые мужчины, которые вроде и взрослые, но ума с годами не прибавилось. Бывает, увы.
Алтабаеву вообще надо поощрять и слушать, это в ее учебник было, про древних укров?